- 1024px
- 1280px
О проблемах межбюджетных отношений можно говорить еще долго
29 июня в ходе второго чтения федерального бюджета станут ясны объемы ассигнований из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Совместно с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, представляющими интересы сибирских территорий, соответствующие законодательные инициативы подготовила Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС). Подробнее о том, чего регионы ждут от федерального центра, в интервью корреспонденту «КС» ОЛЬГЕ КОЛОМЕЙЦЕВОЙ рассказала заместитель председателя исполнительного комитета МАСС, директор департамента по экономической политике, к. э. н. ЕЛЕНА КАЗАКЕВИЧ. Фото Михаила ПЕРИКОВА — Елена Александровна, каковы объемы межбюджетных трансфертов будущего года и предстоящей бюджетной «трехлетки»? — Общий объем межбюджетных трансфертов, включая трансферты внебюджетным фондам, в 2008 году определен в сумме 2254,6 млрд руб., или 6,4% ВВП, что на 22,8% превышает их объем в 2007 году. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2715,6 млрд руб., или с ростом против 2007 года на 47,2%. В настоящее время ассигнования бюджетам субъектов РФ на 2008 год распределены в сумме 586,8 млрд руб., что составляет около 60% от общего объема запланированных на год ассигнований. При этом на долю субъектов РФ — членов МАСС приходится 128,7 млрд руб., или 21,9% от распределенных трансфертов. — МАСС уже не первый год, обобщая предложения региональных администраций, выступает с законодательными инициативами относительно бюджетного процесса. На чем сибирские лоббисты будут настаивать на этот раз? — В результате системного взаимодействия МАСС с федеральными органами власти удалось достигнуть целого ряда конструктивных решений по вопросам совершенствования межбюджетных отношений. Но многие важные проблемы, которые неоднократно поднимались нами, остаются нерешенными. Бюджеты значительной части субъектов РФ и большинства муниципальных образований по-прежнему зависят от ежегодно принимаемых на федеральном уровне решений. В 2009–2010 годах Минфин России распределяет не весь объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФФПР), а только 85% и 80% соответственно. В результате возникает неопределенность в процессе бюджетного планирования на региональном уровне, снижается качество среднесрочных финансовых планов и бюджетов субъектов РФ. Важно также отметить, что проектом федерального бюджета не предусмотрено предоставление в 2009–2010 годах дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Таким образом, в абсолютном выражении общий объем финансовой помощи бюджетам субъектов РФ (ФФФПР и дотаций на обеспечение сбалансированности) снижается. Так, в 2008 году распределение указанных межбюджетных трансфертов предусмотрено в сумме 359,8 млрд руб., а в 2009 году — уже в сумме 350 млрд руб. (из них 52,7 млрд — резерв в размере 15,0% от общего объема ФФФПР). Соответственно, субъекты РФ в 2009 году потеряют 8,9 млрд руб., и это без учета инфляции. В связи с вышеизложенным субъекты РФ — члены МАСС предлагают увеличить запланированные объемы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ хотя бы на индекс-дефлятор, запланированная величина которого составляет 106,8% в 2009 году и 106,5% в 2010 году. Это потребует дополнительного выделения средств федерального бюджета в сумме 33,3 млрд руб. и 35,5 млрд руб. соответственно. Кроме того, необходимо распределить ФФФПР на 2009–2010 годы в полном объеме, при этом риски, возникающие в ходе исполнения бюджета, заложить в федеральный бюджет как средства на покрытие издержек при переходе на среднесрочное бюджетное планирование. — Уже не первый год руководители регионов выражают недовольство системой распределения трансфертов на основе среднего уровня бюджетной обеспеченности. Эта ситуация по-прежнему не меняется? — Действительно, в условиях действующей системы межбюджетных отношений при распределении средств ФФФПР не учитываются реальные размеры доходов бюджетов и расходных обязательств субъектов РФ. Средний уровень бюджетной обеспеченности по стране не может быть объективным показателем для определения требуемой величины межбюджетных трансфертов, так как эта расчетная величина не вполне соотносится с реальной стоимостью оказания бюджетных услуг. Очевидно, что расходы бюджета на оказание одной и той же услуги, например, в Красноярском крае и Краснодарском крае — это две большие разницы. Разброс в расчетной и фактической величине бюджетных расходов варьируется по субъектам РФ, без учета предельных отклонений, от -70% до +70%. Для решения этой проблемы МАСС предлагает разработать систему единых государственных минимальных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг на душу населения для использования при формировании бюджетов всех уровней и распределении финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и утвердить ее федеральным законом. Средства Федерального фонда софинансирования социальных расходов и Федерального фонда регионального развития также распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности. МАСС же предлагает учитывать достижение субъектами РФ определенных целевых ориентиров, например, таких как превышение роста ВРП субъекта РФ над среднероссийским ростом ВРП, снижение расходов на содержание аппарата органов госвласти субъекта Федерации (до уровня, не превышающего уровня расходов на содержание федеральных органов власти), снижение государственного долга и другие. Вообще, говорить о проблемах формирования федерального бюджета в части межбюджетных отношений можно долго. Важно отметить, например, что многие межбюджетные трансферты в проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года не проиндексированы с учетом уровня инфляции. В результате могут существенно снизиться фактические объемы оказываемых бюджетных услуг. Субвенции из Федерального фонда компенсаций не обеспечивают в полном объеме расходы бюджетов субъектов РФ по исполнению передаваемых полномочий. И в заключение, что можно сказать хорошего о компании, топ-менеджер которой рекомендует стебаться над недовольными клиентами. Представляете себе, если бы в Google тех. поддержке давали рекомендации: если вам позвонят недовольные, просто стебитесь над ними. И самое интересное, этот человек заявляет, что имеет "социально-культурное образование". Например, с 1 января 2008 года вступает в силу Федеральный закон N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий». При этом проект федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года не предусматривает предоставления субвенций на исполнение этого закона. Речь идет о реализации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ в части контроля качества образования, лицензирования и государственной аккредитации, надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ и многих других. — Таким образом, финансовое обеспечение полномочий, передаваемых для реализации с федерального на региональный уровень, в ближайшей перспективе по-прежнему будет одной из важнейших проблем территорий? — Именно так. Сегодня бюджеты субъектов РФ несут большие потери. Приведу пример. Для реализации полномочий в области охраны водных биологических ресурсов в 2008 году одному из субъектов Федерации СФО потребуется около 7 млн руб., но объем субвенций из Федерального фонда компенсаций на эти цели предусмотрен для региона в размере менее 1 млн руб. Таким образом, разница составляет разы… И это только один частный случай. Вообще, согласно неофициальным экспертным оценкам, за счет субвенции из Федерального фонда компенсаций покрывается в среднем не более 30% фактических расходов бюджетов субъектов РФ на реализацию делегированных государственных полномочий. Сегодня остро необходим работающий механизм компенсации субъектам РФ затрат, связанных с передачей дополнительных полномочий органам государственной власти субъектов РФ, который предусматривал бы их полное и своевременное финансовое обеспечение, включая расходы на администрирование.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru