Противостояние «горному удару»

Стабильность нарушена Нынешней весной по имиджу угольной отрасли как вышедшей из кризиса и ставшей достаточно стабильной был нанесен существенный удар — две крупные аварии на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» унесли жизни 149 человек. Сейчас руководство области называет произошедшее «прямым следствием того кризиса, в котором находилась отрасль до относительно недавнего времени». Эксперты соглашаются, что аварии вызваны тем, что еще не так давно многие компании инвестировали «в безопасность» угольных шахт по остаточному принципу. В нынешних условиях в Кузбассе неисполнение требований безопасности может привести даже к смене собственников компаний. По данным управления Ростехнадзора по Кемеровской области, 50% аварий на шахтах происходят из-за взрывов и вспышек метана, 20% — из-за обрушения породы и 30% — из-за неправильной эксплуатации шахтного транспорта. В 2006 году на шахтах Кузбасса произошло 15 крупных аварий, причинами которых стали несоблюдение технологических условий работ и неправильные действия персонала. В целом же в 2006 году на шахтах было выявлено 100 тыс. нарушений в сфере, подконтрольной Ростехнадзору, которые повлекли за собой 10 тыс. приостановок производства для их устранения. На фото — генеральный директор ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» и один из собственников компании Георгий Лаврик. Фото Михаила ПЕРИКОВА Авария на шахте «Ульяновская» (входит в состав ОАО «ОУК «Южкузбассуголь») 19 марта стала крупнейшей в истории российской угледобычи. В результате взрыва погибли 110 человек. Как только правительственной комиссией были озвучены причины аварии (вмешательство в работу газоанализаторной системы шахты) и были наказаны сотрудники Ростехнадзора (уволены один начальник отдела горного надзора и два инспектора), случилась новая авария — также на шахте «Южкузбассугля». На сей раз на шахте «Юбилейная» погибли 38 человек, еще один горняк скончался в больнице от полученных травм. По мнению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, причины аварий носят системный характер. «Наши угольные предприятия кардинально отстали по своим технологиям от международных аналогов, — заявил Аман Тулеев после аварии на «Юбилейной«. — Сегодня изношенность основных фондов на отдельных угольных предприятиях страны доходит до 80%. Отсюда — отставание по безопасности. Когда в нашей стране, и особенно в Кузбассе, объемы добычи угля начали расти, мы и столкнулись с последствиями многолетнего кризиса. Оказалось, что недостаточно просто купить несколько единиц дорогостоящего оборудования. Необходимы комплексные изменения в инжиниринге шахт, в организации процессов добычи и обслуживания, в обучении персонала и многом другом». Еще пару лет назад «угольные генералы» придерживались той точки зрения, что приобретение новой техники будет способствовать безопасности ведения горных работ. «Увеличение вложений в безопасность — это в первую очередь модернизация техники и технологии, которая дает огромный рост безопасности, потому что сокращается количество людей, задействованных непосредственно в добыче угля, — комментировал тогда ситуацию для «КС» гендиректор ЗАО «Распадская угольная компания» Геннадий Козовой. По пути закупки нового очистного и проходческого оборудования и модернизации производства шли и другие предприятия — ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), ОАО «Белон» и многие другие. По мнению Владимира Ковалева, десять лет назад система «двойной вентиляции» позволила быстро реанимировать угольные предприятия, но сегодня она себя изжила. Фото Вадима ГОЛУБИНА Но постепенно стало понятно, что одного оборудования недостаточно. «Модернизация угольной промышленности привела на шахты новую технику, вследствие чего возросла нагрузка на очистной забой, — пояснил для «КС» заместитель губернатора Кемеровской области по природным ресурсам и экологии Владимир Ковалев. — Идет рост объемов добычи и рост загазованности выработок. Просто потому, что при модернизации угольных предприятий при попытке выправить отрасль ростом объемов добычи мы забыли о том, что нынешняя система проветривания и дегазации выработок принималась по сути как временная мера — чтобы просто не остановить шахты и не обрушить отрасль. И если 10 лет назад на эту систему вентиляции чуть ли не молились, то сейчас нам надо постепенно от этого уходить. При нынешней системе идет вентиляция выработок и дегазация в купол обрушения (бурятся скважины, по которым с поверхности подается воздух, метан «выдавливается» в выработку, поскольку он тяжелее воздуха, и откачивается насосами. — «КС»). Тогда эта система «двойной вентиляции« позволила быстро реанимировать угольные предприятия, а сегодня она себя изжила. Мы забыли, что такое предварительная дегазация угольных пластов, и сейчас нам надо снова возвращаться к этой системе». До аварий на «Ульяновской» и «Юбилейной» руководство области, убеждая собственников угольных компаний заниматься предварительной дегазацией угольных пластов, делало акцент на том, что для компаний это может быть выгодно в свете работы по механизму Киотского протокола. Теперь главным аргументом стала безопасность. В Кузбассе значительное количество шахт работает на участках, на которых уголь содержит большое количество метана. Например, у ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» в Кузбассе — три сверхкатегорийных по количеству выделяемого метана шахты, именно поэтому СУЭК первой в Кемеровской области взялась за предварительную дегазацию угольных пластов. «Это весьма затратное мероприятие, — говорит управляющий Ленинск-Кузнецким филиалом СУЭК Владимир Баскаков. — Но мы уже близки к тому, чтобы начать работать по механизму, предусмотренному Киотским протоколом, и возместить по нему свои затраты на дегазацию». Региональные власти активно поддерживают такое начинание. «В вопросах дегазации очень прогрессирует шахта им. Кирова (СУЭК), — считает Владимир Ковалев. — На сегодняшний день СУЭК на проведение работ по дегазации на этой шахте потратила 25 млн руб. Но по их же расчетам, эти работы дали 40% экономической эффективности. Так что соблюдение требований безопасности будет и экономически выгодно. Прекрасно помню, как на сверхкатегорийную по метану шахту «Чертинскую» заходил «Белон» — и Сергей Иванович Денисенко (бывший гендиректор «Кузбассугля», который до «Белона» владел «Чертинской«) говорил о том, что в этой шахте работать невозможно. Новый собственник пригласил специалистов-проектировщиков, выработали практическую схему. И даже этот короткий промежуток уже дал возможность людям работать». В том, что не только наиболее «продвинутые» компании должны заниматься предварительной дегазацией, региональные власти поддержал и Росуглепроф, председатель которого Иван Мохначук полагает, что необходимо в законодательном порядке ввести норму содержания метана на тонну угля, при которой разрешается угледобыча: «Если содержание метана на тонну угля превышает 9 кубометров, то законодательством должно быть определено, что необходима предварительная дегазация угольных пластов». Заместитель руководителя Росэнерго Владимир Щадов полагает, что такая норма должна вводиться постепенно, иначе ее одномоментное принятие может просто остановить работу угольных компаний. Пока же «угольные генералы» собственных планов в развитии предварительной дегазации угольных пластов не озвучивают. Однако сенатор от Кемеровской области Сергей Шатиров полагает, что уже в ближайшее время подобные планы у компаний должны будут появиться. В начале мая Шатиров представил Кузбасскому облсовету законопроект по усилению мер безопасности в угольной отрасли региона. У кузбасских властей и депутатов были и свои наработки. Сейчас законопроект Сергея Шатирова и законопроект кузбасских специалистов сведены в один документ, который был принят 30 мая в качестве областного закона «Об усилении ответственности за нарушение условий безопасности и охраны труда на предприятиях угольной отрасли». «На федеральном уровне работа по созданию технического регламента для угольной отрасли вряд ли скоро будет закончена, но то, что она идет, дает нам право переходить к низшему уровню, не дожидаясь федерального технического регламента», — сказал Сергей Шатиров, отвечая на вопрос «КС». «Необходимость принятия подобного закона не вызывает у нас сомнений, — комментирует управляющий Ленинск-Кузнецким филиалом СУЭК Владимир Баскаков. — Мы разрабатываем и собственные регламенты работы для наших предприятий. Создаем свою службу промышленной безопасности. Принятие подобного закона нужно в первую очередь самим угольным компаниям — чтобы знать, в каком направлении действовать». К новому областному закону обладминистрация и депутаты подготовили «Основные требования безопасности производственных процессов в угольных шахтах Кузбасса». «Здесь мы рассмотрели все нюансы, которые не предусмотрены сегодня правилами безопасности, теми нормативным документами, инструкциями, которые еще действуют, но многие из этих документов уже сильно устарели, и правила и требования надо обновлять», — пояснил Владимир Ковалев. «Как показывает практика, одних инвестиций «в безопасность» недостаточно, — соглашается один из совладельцев «Евраз Груп», приехавший в Новокузнецк после аварии на «Юбилейной«, Александр Абрамов. — Соблюдение техники безопасности должно усиливаться работой по повышению технической культуры, а также работой по обучению людей и подбору персонала, которая должна вестись постоянно». Господин Абрамов в Новокузнецк практически сразу после аварии прилетел не случайно. Аман Тулеев предложил продать 50-процентный пакет акций «Южкузбассугля», пока еще находящийся в руках трех физлиц (гендиректора «Южкузбассугля» Георгия Лаврика, а также Александра Говора и Юрия Кушнерова) «Евразу», которому принадлежит вторая половина акций компании. 29 мая совет директоров «Евраза» одобрил сделку по покупке 50% акций ЮКУ у Лаврика, Говора и Кушнерова. «Если же не получится сменить состав собственников, а также руководство шахт «Южкузбассугля«, губернатор намерен ставить вопрос об отзыве у компании лицензии на ведение горных работ», — сообщила пресс-служба областной администрации. К отзыву лицензии губернатор собирался прибегнуть только в крайнем случае — если стороны не договорятся о сделке. «Не стоит забывать, что «Южкузбассуголь» — это не только шахты, это часть производственной цепочки, в которую включены и металлургические комбинаты, — сказал Аман Тулеев, выступая перед журналистами в штабе спасательной операции на «Юбилейной». — В состав «Южкузбассугля» входят 10 шахт, на которых в общей сложности работает 20 тыс. человек. Вместе с семьями — минимум 60 тыс. человек. А если отозвать лицензию на горные работы, а потом ее восстанавливать — это год. И 60 тыс. человек останутся без средств к существованию? Нам такой социальный взрыв не нужен. Кроме того, на эти шахты «завязаны» Новокузнецкий и Западно-Сибирский металлургический комбинаты и другие предприятия вне нашей области. Без угля с шахт «Южкузбассугля« они останутся без работы уже через четыре дня. Так что нам надо постараться, чтобы лицензию компания не потеряла, но начинать максимально оперативно работать по созданию нормальных условий труда». Тем не менее ситуация с промышленной безопасностью сейчас наиболее тяжелая как раз на шахтах, входящих в состав вертикально интегрированных компаний. «Наиболее опасные шахты — те, на которых добываются коксующиеся марки угля. Как правило, эти предприятия входят в состав металлургических холдингов, — сказал аналитик ИК «Антанта Капитал» Владимир Попов в разговоре с «КС«. — А эти холдинги достаточно долгое время основные средства направляли на модернизацию металлургического производства, а угольные шахты оставались на обочине инвестиционных потоков. И даже если сейчас будут приняты жесткие меры, быстрых результатов от них ждать не стоит». Аман Тулеев уверен, что к «Евразу» такая оценка не относится. «Мы работаем с этой компанией 10 лет и успели выработать совместную стратегию в отношении металлургических предприятий, думаю, что то же произойдет и по угольным предприятиям, — сказал Аман Тулеев, отвечая на вопрос «КС«. — Сейчас сделка практически состоялась, осталось дело только за юридическим ее оформлением». Георгий Лаврик, которому практически не оставили другого выхода из ситуации, как продать свои акции, сказал о договоренности с «Евразом» только, что «это были конструктивные переговоры двух партнеров. Мы пришли к обоюдному решению — я считаю, что оно правильное. Для компании на данный момент так будет лучше». «Это было сложное решение, но вопрос уже решен», — завершил теперь уже за практически бывшего собственника «Южкузбассугля» Аман Тулеев. После аварии на «Ульяновской» аналитики говорили о том, что, возможно, Георгий Лаврик уйдет с поста гендиректора «Южкузбассугля», но свой пакет акций компании сохранит. Авария же на «Юбилейной» кардинально поменяла ситуацию — Лаврику придется расстаться с акциями компании, но он еще может остаться на посту ее гендиректора. Надо заметить, это далеко не первый случай, когда кузбасский губернатор меняет «неэффективных», на его взгляд, собственников. Именно поэтому чиновники обладминистрации практически не сомневаются в том, что закон об усилении мер безопасности в угольной отрасли будет исполняться. «То, что будет принято в областном законе, на территории Кемеровской области будет обязан исполнять каждый, — считает Владимир Ковалев. — Мы же в других сферах принимаем областные законы, и они действуют». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ