6 апреля чиновники Минэкономразвития РФ официально признали провал ряда федеральных целевых программ (ФЦП), в том числе ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов». Финансирование незавершенных в рамках программы проектов ведется теперь непосредственно из Федерального фонда регионального развития (ФРР), к которому у регионов и до сих пор было немало претензий. Региональные эксперты прогнозируют: в ближайшие годы в период перехода на трехлетний бюджет реализация федеральных целевых программ в регионах будет еще более проблематичной. Потери некоторых регионов от закрытия региональной ФЦП довольно ощутимы. На фото губернатор Алтайского края Александр Карлин Собственно, решение о закрытии ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом положении регионов» на федеральном уровне было принято еще летом 2006 года на 2007 год финансирование данной программы не было предусмотрено федеральным бюджетом. Но официальное заявление по этому поводу последовало от замминистра экономразвития Виталия Савельева только сейчас. Средства федерального бюджета в рамках программы вкладывались в поддержку объектов социальной инфраструктуры наиболее отстающих регионов и объектов линейной инженерной инфраструктуры в регионах, не попадающих в число наиболее отстающих. К 2010 году предполагалось добиться уменьшения разрыва по основным показателям соцэкономразвития между наиболее развитыми и отстающими регионами в 1,5 раза, а к 2015 году в два раза. Из всех источников объем финансирования на реализацию программы на период 20022010 гг. составлял 66,3 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 12,4 млрд руб. (18,7%); средства бюджетов субъектов РФ 15,2 млрд руб. (22,9%). Таким образом, объем софинансирования программных мероприятий регионами зачастую превышал запланированный программой принцип 50:50. Так, Новосибирская область, по данным главного планово-экономического управления областной администрации, в 2006 году выделила на софинансирование программных мероприятий 38 млн руб. (из федерального бюджета при этом поступило 35 млн руб.). В то же время Алтайский край, принимавший участие в программе с 2002 года, на реализацию проектов с 2002-го по 2006 год получил из федерального бюджета 541,3 млн руб., 131,6 млн руб. составили капвложения краевого бюджета, 74,0 млн руб. средства местных бюджетов, 92,4 млн руб. внебюджетные источники. «Считаю попытку ликвидации ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии субъектов РФ» ошибкой правительства, заявил «КС» депутат Госдумы РФ Владимир Рыжков. Программа имела важную специфику выделенные в ее рамках средства шли, как правило, не вообще в регионы, а на строительство наиболее социально значимых объектов. Так, в Алтайском крае за последние годы средства программы шли на отселение жителей Барнаула из оползневой зоны (в бесплатное современное жилье) более 800 квартир, на завершение строительства больниц, школ, строительство жилья обманутым дольщикам «Барнаулстроя» и другие важные объекты. Даже этот неполный перечень показывает, сколь важное значение имела и имеет эта программа. Переход же на предложенный Минфином «обезличенный« подход может привести к потере социальной направленности финансирования из федерального центра». По информации Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), в этой программе участвовали в разное время до 12 субъектов СФО. Речь шла преимущественно о строительстве и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры детских домов, медучреждений, очистных сооружений и ряда других объектов. При этом потребность в финансировании за счет средств федерального бюджета в 2006 году составляла 2,1 млрд руб., в 2007 году 2,5 млрд руб., а на 20082009 годы 5,1 млрд руб. Фактический объем финансирования по программе в 2006 году составил лишь 221 млн руб., или 8,8% от заявленной потребности. Причем финансирование осуществлялось за счет средств ФРР. С 2007 года финансирование включенных в ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ» мероприятий и объектов, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, также осуществляется за счет ФРР. Объем средств Фонда, распределенных по бюджетам субъектов СФО в 2007 году, составил 1 млрд руб., или 16% от общего объема ФРР. В 2006 году субъектам СФО было выделено 646,2 млн руб., или 24,1% от общего объема средств Фонда. Таким образом, утверждают в МАСС, финансирование субъектов СФО по данному направлению увеличилось на 35,4%, однако само распределение непропорционально предшествующему периоду. О несправедливом подходе к распределению средств ФРР субъекты РФ заявляют постоянно, и Сибирь не исключение. Еще осенью, как уже писал «КС», члены МАСС сформулировали обращение в адрес правительства РФ, в котором настаивали на необходимости разработки механизма распределения субсидий ФРР по единому для всех субъектов алгоритму, в основе которого должны лежать не показатели бюджетной обеспеченности, как до сих пор, а качество выполнения регионами определенных целевых ориентиров: софинансирование расходов на повышение заработной платы, с учетом решений, принимаемых на федеральном уровне; опережающее снижение уровня инфляции относительно среднероссийского уровня; превышение роста ВРП субъекта РФ над среднероссийским; снижение госдолга, кредиторской задолженности и целого ряда других. Официальной реакции на эти заявления пока не последовало. Методика распределения федеральных субсидий по-прежнему остается туманной для регионов. Это касается и большинства ФЦП, в которых они участвуют: во многом непонятными остаются как принципы федерального финансирования, так и критерии отбора проектов в рамках программ. Причем перспективы действующих ФЦП, в которых участвуют регионы, отнюдь не оптимистичны. Как заявила «КС» заместитель председателя исполкома МАСС, директор департамента по экономической политике Елена Казакевич, начиная с 2007 года процедура подготовки бюджетных заявок от регионов претерпела изменения в связи с разработкой проекта федерального бюджета на трехлетний период в сжатые сроки. Соответственно, сократились сроки согласования предельных объемов финансирования и распределения расходов инвестиционного характера. Субъекты бюджетного планирования внесли свои предложения на 20082010 годы в Минэкономики России уже в январе 2007 года. При этом с регионами объемы потребности в федеральном финансировании объектов и мероприятий практически не обсуждались. «Таким образом, субъекты РФ оказались фактически отстранены от процесса формирования ФЦП на 2008 год. В связи с этим, говорит Елена Казакевич, остается надеяться только на то, что в законе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса » будут предусмотрены «переходные положения« до 2009 года, определяющие ежегодное формирование перечня объектов и мероприятий для финансирования в рамках ФЦП. Только в этом случае у регионов появится возможность для более тесного взаимодействия с федеральными органами власти при распределении средств на 2009 год».Запланированный объем финансирования регионов СФО по ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ» на 2006 год (руб.) СФО 384 000 000 Республика Алтай 42 000 000 Республика Тыва 46 000 000 Республика Хакасия 30 000 000 Алтайский край 75 000 000 Иркутская область 75 000 000 Кемеровская область 30 000 000 Новосибирская область 35 000 000 Томская область 31 000 000 Усть-Ордынский Бурятский АО 20 000 000 По информации Минэкономразвития РФ Источник: Креативное обозрение на idea.ru