Marks & Spencer спасает универмаги

Редакции «КС» стало известно имя одного из якорных арендаторов торгового молла «Мега» в Новосибирске (открытие намечено на конец 2007 года). Около 1500 кв. м займет знаменитый английский универмаг Marks & Spencer (M & S). Эксперты достаточно осторожно оценивают воздействие этого сетевого брэнда на потребительский рынок, зато надеются, что M & S реанимирует формат универмага, практически исчезнувший в российском ритейле. Marks & Spencer — крупнейшая в Великобритании сеть по продаже одежды, товаров для дома и досуга и продуктов питания. Основана в 1884 году. В сеть M & S входят более 650 магазинов, включая 450 в Великобритании и 220 магазинов в 30 странах мира. Почти все универмаги за пределами Великобритании работают на условиях франшизы (130 франчайзи). Объем продаж сети в 2006 году составил 7,8 млрд фунтов стерлингов. Первый российский магазин Marks & Spencer площадью около 1400 кв. м открылся в Москве в ноябре 2005 г. в ТЦ «Фестиваль». Первый региональный магазин работает с марта этого года в Нижнем Новгороде. Региональные универмаги сети располагаются в торговых центрах «Мега», по метражу они близки к московскому прототипу (1200–1500 кв. м). В Россию знаменитую британскую марку привела турецкая компания Marka Magazacilik А.S. (входит в Fiba International Holding) — франчайзи M & S в России, Украине и Турции. Магазин в Новосибирске станет десятым по счету универмагом M & S на территории России. Степень грядущего воздействия M & S на консюмерский рынок Новосибирска эксперты «КС» оценивают достаточно скептически. «Аппетит» британцев и турков по отношению к российскому рынку выше, нежели потенциальный интерес россиян к M & S: 15–20-процентный прирост российского рынка им, естественно, интереснее, чем европейский ритейл, прирастающий за год на считанные проценты. Впрочем, и пассионарность российского рынка его участники тоже не советуют переоценивать. «Думаю, M & S приходит не из-за какого-то особого потенциала Новосибирска, а просто как уже традиционный арендатор «Меги«, в общей связке арендаторского пула», — комментирует директор ТЦ «Галерея «Максима» Татьяна Зайко. По мнению ритейлеров, первичный жизненный импульс новому оператору даст сам статус новичка и «англичанина». «Первое время ажиотаж будет почти гарантированным именно из-за магии словосочетания «английская марка», — говорит госпожа Зайко. — Но насколько долгосрочным будет этот спрос, судить сложно. Линейка позиционируется как питание, созданное для тех, кто хочет сбалансировать свой рацион, уменьшить его калорийность, научиться наедаться меньшими порциями. Есть отдельные программы для тех, кто хочет похудеть, набрать мышечную массу и просто перейти на новый вид питания. Тут оснований для опасений больше. Во-первых, не стоит забывать, что новосибирский рынок не похож на московский, механически их отождествлять — огромная ошибка. Во-вторых, местная публика, «распробовав« эстетику Marks & Spencer, вполне может в ней разочароваться. Одежда этой сети на взгляд россиянина представляется слишком простой, слишком классической. Так сказать, слишком английской». Маркетологи склонны согласиться с этим. «У нас в Москве универмаги М & S работают давно, но не берусь назвать этот брэнд очень уж популярным, — признается маркетолог компании «Аверс» Иван Сенин. — нормальная, добротная одежда на каждый день, без дизайнерской сенсационности. Английская «среднеклассовая» мода выглядит очень средненько, англичане сильны либо в эпатажном гламуре, либо в молодежной «концептуалке». Одежда на каждый день им удается «на четверку». Но захочет ли сибирский средний класс одеваться «на четверку«?» «Российские женщины предпочитают покупать вещи по принципу «и в пир, и в мир, и в добрые люди», — соглашается Татьяна Зайко. — Я, к примеру, формируя ассортимент «Максимы», стремлюсь охватить всю географию европейской моды — и Германию (это наша эстетическая база), и Францию, и Италию. М & S же — брэнд моноэтничный в стилевом смысле. Поэтому я не опасаюсь за будущее нашей галереи. Отток покупателей после открытия M & S испытают все магазины одежды, но это может оказаться не перегруппировкой рынка, а просто реакцией на что-то «большое и новое«. Вероятность конкуренции с M & S не смущает и представителей новосибирского ЦУМа. »Во-первых, для прямой конкуренции мы физически слишком далеки друг от друга, — подчеркивает директор отдела маркетинга ЗАО «ЦУМ «Новосибирск« Татьяна Баженова. — Во-вторых, масштаб у нас разный: полторы тысячи стандартного метража М & S — это не так уж много в сравнении с ЦУМом. Так что на рынке мы не столько соперники, сколько союзники в деле возрождения формата универмага». Именно «форматную реанимацию» госпожа Баженова называет главным плюсом пришествия английского гиганта: «Своим приходом М & S дает новую жизнь, новые краски понятию «универмаг». В постсоветской России универмаги практически исчезли — одни раздали площади в аренду, другие вовсе закрылись или трансформировались в специализированные магазины. В списке сохранивших формат не так уж и много имен: наш универмаг, московские универмаги ЦУМ и «Москва», тюменский ЦУМ. Поэтому то обстоятельство, что в арендаторском пуле «Меги« окажется классический семейный универмаг, я могу только приветствовать». Присутствие универмагов в числе якорных арендаторов больших ТЦ маркетологи вообще называют актуальной тенденцией современного девелопмента. «Сравнительно недавно под типичными и желанными «якорниками» подразумевались продуктовые супермаркеты и магазины бытовой техники, — отмечает Иван Сенин. — И то, что «большую арендаторскую тройку« наконец-то замкнул собой именно универмаг под знаменитым брэндом — это однозначно хорошо».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ