Память 22 января не стало Арнольда Михайловича Каца, легендарного дирижера, превратившего Новосибирск в одну из российских музыкальных столиц. Арнольд Кац был талантливым музыкантом, организатором, педагогом. Фото Михаила ПЕРИКОВА Общепризнано, что наш город обладает высочайшим культурным потенциалом. Это касается не только фактов существования у нас филармонии, оперного театра, консерватории, речь идет об общем уровне музыкальной культуры нашего города. Эта культура в своей значительной части воспитана Арнольдом Михайловичем. Да, профессиональное музицирование началось в Новосибирске до Каца в 1937-м открылась филармония, в победном 1945-м оперный театр, в годы войны в Новосибирске давал концерты эвакуированный оркестр Ленинградской филармонии во главе с Евгением Мравинским. Однако приезд в Новосибирск молодого и, без сомнения, амбициозного дирижера в 1956 году стал важнейшей вехой в нашей истории, поделил время на «до» и «после». Деятельность Каца стремительно меняла музыкальную атмосферу города: он преподавал в открывшейся в то же время консерватории, принимал участие в постановках оперного театра, а главное растил свое детище Симфонический оркестр. Этот коллектив, который своим рождением, своей историей обязан Арнольду Михайловичу, все эти годы 50 лет! неразрывно был связан с Маэстро. Нам нельзя забывать о той счастливой случайности, благодаря которой Арнольд Кац начал «строить» оркестр именно в Новосибирске. История, безусловно, не терпит сослагательного наклонения, но не приходится сомневаться, что могучая энергия Арнольда Михайловича, его увлеченность и преданность своему делу снискали бы блестящий результат и в условиях, уступающих новосибирским. Природная музыкальность Маэстро, его деловые и его человеческие качества давали вместе уникальную Личность, чей масштаб явно превосходил масштабы отдельного города. Арнольда Михайловича высоко ценили далеко за пределами Новосибирска. Имена его учеников известны во всем мире, о нем с большой теплотой и уважением говорили и говорят самые значительные музыканты современности. Имя Каца и его оркестр хорошо известны за пределами России. Уникальность Арнольда Михайловича как дирижера состоит в том, что он не уставал вновь и вновь постигать уже знакомую музыку. Маэстро сам говорил об этом: «Дирижирование дело темное, и учиться ему нужно до конца своих дней. Я знаю многих дирижеров, которые, достигнув очень хорошего профессионального результата, останавливались в своем развитии, и по 20, 30 лет ни на йоту не меняли своего отношения к исполняемым произведениям. Конечно, это не могло не сказаться на их профессиональных качествах. Я сейчас совершенно другой, чем был в молодости, к музыке отношусь иначе. Кроме того, что широта моих взглядов сузилась, даже внешне мое дирижирование изменилось за счет более глубокого прочтения». В последнее время Арнольд Михайлович не так часто выходил к оркестру, но, без преувеличения, каждый раз это было событием. Одним из самых сильных впечатлений последних лет для многих, думаю, останется исполнение Шестой симфонии Чайковского под управлением Маэстро исполнение, украсившее бы любую, даже самую прославленную сцену. Рождавшаяся по мановению его красивых умных рук музыка накрывала с головой, погружала в себя, трогала до слез, заставляя слушать знакомое произведение как в первый раз и поражаться его свежести, новизне и искренности. Маэстро вошел в историю как талантливый организатор, созидатель, как педагог, как большой музыкант. Но в первую очередь он был великим человеком. Его жизнелюбие и человеколюбие, его открытость для общения, его искрящееся чувство юмора наполняли личность дирижера особым магнетизмом, особым светом. Всем, кому когда-либо посчастливилось хотя бы мимолетно общаться с Маэстро, найдется, что вспомнить о нем, чтобы тихо улыбнуться. Кто-то сказал, что он приучил нас к тому, что он вечен. Это правда. Фигура Каца давно уже стала неотъемлемой частью сознания любого новосибирского музыканта. Арнольд Михайлович был душой, совестью и честью музыки. Поэтому даже сейчас, уже по прошествии какого-то времени, его уход кажется немыслимым. Как можно представить нашу филармонию без него? Концерт его оркестра без него, стоящего за пультом или внимательно слушающего из зала со своего неизменного места в последнем ряду? Мысль о том, что его больше нет, вызывает ощущение зияющей пустоты пустоты, которую невозможно заполнить. С его уходом мы все осиротели. Нам остается хранить светлую память о Маэстро, вспоминать о том человеческом и музыкальном счастье, каким было общение с ним, и пытаться сберечь то, что он нам оставил. Источник: Креативное обозрение на idea.ru