От нас ушел самый важный человек

Память 22 января не стало Арнольда Михайловича Каца, легендарного дирижера, превратившего Новосибирск в одну из российских музыкальных столиц. Арнольд Кац был талантливым музыкантом, организатором, педагогом. Фото Михаила ПЕРИКОВА Общепризнано, что наш город обладает высочайшим культурным потенциалом. Это касается не только фактов существования у нас филармонии, оперного театра, консерватории, речь идет об общем уровне музыкальной культуры нашего города. Эта культура в своей значительной части воспитана Арнольдом Михайловичем. Да, профессиональное музицирование началось в Новосибирске до Каца — в 1937-м открылась филармония, в победном 1945-м — оперный театр, в годы войны в Новосибирске давал концерты эвакуированный оркестр Ленинградской филармонии во главе с Евгением Мравинским. Однако приезд в Новосибирск молодого и, без сомнения, амбициозного дирижера в 1956 году стал важнейшей вехой в нашей истории, поделил время на «до» и «после». Деятельность Каца стремительно меняла музыкальную атмосферу города: он преподавал в открывшейся в то же время консерватории, принимал участие в постановках оперного театра, а главное — растил свое детище — Симфонический оркестр. Этот коллектив, который своим рождением, своей историей обязан Арнольду Михайловичу, все эти годы — 50 лет! — неразрывно был связан с Маэстро. Нам нельзя забывать о той счастливой случайности, благодаря которой Арнольд Кац начал «строить» оркестр именно в Новосибирске. История, безусловно, не терпит сослагательного наклонения, но не приходится сомневаться, что могучая энергия Арнольда Михайловича, его увлеченность и преданность своему делу снискали бы блестящий результат и в условиях, уступающих новосибирским. Природная музыкальность Маэстро, его деловые и его человеческие качества давали вместе уникальную Личность, чей масштаб явно превосходил масштабы отдельного города. Арнольда Михайловича высоко ценили далеко за пределами Новосибирска. Имена его учеников известны во всем мире, о нем с большой теплотой и уважением говорили и говорят самые значительные музыканты современности. Имя Каца и его оркестр хорошо известны за пределами России. Уникальность Арнольда Михайловича как дирижера состоит в том, что он не уставал вновь и вновь постигать уже знакомую музыку. Маэстро сам говорил об этом: «Дирижирование — дело темное, и учиться ему нужно до конца своих дней. Я знаю многих дирижеров, которые, достигнув очень хорошего профессионального результата, останавливались в своем развитии, и по 20, 30 лет ни на йоту не меняли своего отношения к исполняемым произведениям. Конечно, это не могло не сказаться на их профессиональных качествах. Я сейчас совершенно другой, чем был в молодости, к музыке отношусь иначе. Кроме того, что широта моих взглядов сузилась, даже внешне мое дирижирование изменилось за счет более глубокого прочтения». В последнее время Арнольд Михайлович не так часто выходил к оркестру, но, без преувеличения, каждый раз это было событием. Одним из самых сильных впечатлений последних лет для многих, думаю, останется исполнение Шестой симфонии Чайковского под управлением Маэстро — исполнение, украсившее бы любую, даже самую прославленную сцену. Рождавшаяся по мановению его красивых умных рук музыка накрывала с головой, погружала в себя, трогала до слез, заставляя слушать знакомое произведение как в первый раз и поражаться его свежести, новизне и искренности. Маэстро вошел в историю как талантливый организатор, созидатель, как педагог, как большой музыкант. Но в первую очередь он был великим человеком. Его жизнелюбие и человеколюбие, его открытость для общения, его искрящееся чувство юмора наполняли личность дирижера особым магнетизмом, особым светом. Всем, кому когда-либо посчастливилось хотя бы мимолетно общаться с Маэстро, найдется, что вспомнить о нем, чтобы тихо улыбнуться. Кто-то сказал, что он приучил нас к тому, что он вечен. Это правда. Фигура Каца давно уже стала неотъемлемой частью сознания любого новосибирского музыканта. Арнольд Михайлович был душой, совестью и честью музыки. Поэтому даже сейчас, уже по прошествии какого-то времени, его уход кажется немыслимым. Как можно представить нашу филармонию без него? Концерт его оркестра — без него, стоящего за пультом или внимательно слушающего из зала со своего неизменного места в последнем ряду? Мысль о том, что его больше нет, вызывает ощущение зияющей пустоты — пустоты, которую невозможно заполнить. С его уходом мы все осиротели. Нам остается хранить светлую память о Маэстро, вспоминать о том человеческом и музыкальном счастье, каким было общение с ним, и пытаться сберечь то, что он нам оставил. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ