Парфюмерно-косметический и аптечный рынки осваивают новый для России, но чрезвычайно популярный на Западе формат дрогери. Причем активное освоение этого формата начинается с регионов собственную сеть дрогери развивает в Сибири московская компания «МАК-ДАК», а первые аптеки нового формата, принадлежащие холдингу «Аптечная сеть «36,6«, открылись в Нижнем Новгороде. Эксперты оценивают перспективы нового формата достаточно высоко, подчеркивая, что интерес к мультиформатным магазинам в регионах очень высок, а успех крупных столичных операторов может стимулировать местные к развитию и модификации собственных ритейлерских проектов. Дрогери (drogerie) магазин самообслуживания, продающий косметику, парафармацевтику, предметы гигиены, бытовую химию, игрушки и небольшой ассортимент продуктов, не требующих фасовки и специального хранения, напитки, чай, кофе, снеки. Общий ассортимент дрогери в пределах нескольких тысяч наименований, площадь 100300 кв. м. Первым оператором, работающем в формате дрогери, в Новосибирске стала московская компания «МАК-ДАК». По словам директора по маркетингу Олеси Назаровой, сеть собственных дрогери под маркой «Ол!Гуд» создавалась «как дополнительный контролируемый канал сбыта после изучения опыта таких зарубежных сетей, как Schlecker, Boots, DM и Rossman». В регионах магазины этой сети открываются на основе франчайзинга. В Новосибирске открыто уже несколько магазинов компании, а новейшим на сегодня проектом фирмы «Ол!Гуд Новосибирск» стал магазин «Ол!Гуд Студио», открывшийся в ТЦ «Калина», компакт-формат, разработанный для торговых центров. В конце прошлого года решение развивать собственную сеть дрогери под брэндом «Мила» огласил холдинг «Аптечная сеть «36,6». Стартовой площадкой проекта стал Нижний Новгород. В пресс-службе холдинга не сообщили о времени появления магазинов «Мила» в Новосибирске, сославшись на экспериментальный статус проекта. Однако, по мнению экспертов, сам факт того, что для пробного пуска был выбран крупный периферийный город, косвенно, но четко подтверждает грядущую «федерализацию» сети «Мила». «Думаю, это вопрос ближайшего времени, сказала корреспонденту «КС» независимый маркетолог Лариса Москалева. С аналогичным проектом (сетью дрогери «Ол!Гуд«) регионы активно осваивает компания «МАК-ДАК», вряд ли «36,6« захочет от них значительно отставать. Ведь пока формат нов, перспектива привить публике отождествление формата с торговой маркой очень заманчива для всякого оператора». Эксперты «КС» высоко оценивают перспективы обоих операторов, отмечая, что потенциальный спрос на такой формат дает дебютный аванс и другим фирмам. «Но есть и острые углы, которые нужно учитывать, предостерегает директор компании «Мастерская консалтинга «Результат« Роман Борисов. Дело в том, что в понимании россиян аптеки это нечто другое, чем в той же Америке, где дрогери традиционная форма розничной торговли. У нас к лекарствам отношение особое, трепетное. Соответственно, обобщенный имидж аптеки в России другой. Важно, как будут подобраны сопутствующие товары, как сгруппирован ассортимент. Думаю, нужно соблюдать определенный баланс и не перегнуть палку чтобы дрогери не превратились в ординарные магазины хозтоваров». При этом сам формат дает оператору достаточно свободы в расстановке ассортиментных приоритетов. «Вот в «Ол!Гуд» доля парафармацевтики минимальна в отличие от «Милы», подчеркивает Лариса Москалева. Это и понятно: «исторические корни» у проектов разные парфюмерно-косметическая торговля и аптечное дело. Естественно, что в «Миле« аптечная составляющая больше». Все маркетологи солидарны во мнении, что для дрогери, помимо ассортиментной точности, важен и уровень общего менеджмента. «Наследственные болезни» магазинам формата дрогери могут достаться от аптечных супермаркетов просто в силу общей принадлежности к принципу самообслуживания. «Когда покупатель, быстро набрав товара с удобных стеллажей, пятнадцать минут стоит в очереди, чтобы его оплатить, это нивелирует сильные стороны формата, говорит Роман Борисов. Например, в московской сети «36,6» два года назад было много «зависаний« сервисного плана в кассовом обслуживании, в консультациях. Это снижало эффект, создаваемый системой свободного доступа. Впрочем, это типично для любого магазина, работающего по системе самообслуживания, и для продовольственного, и для хозяйственного». В общем, симпатии покупателей дрогери зависят от контактного персонала кассиров, консультантов. Поскольку дрогери в некотором смысле аналог продовольственного дискаунтера, это, по мнению Олеси Назаровой, накладывает два принципиальных обязательства достаточно быстрые темпы создания общегородской сети и расположение магазинов в пределах шаговой доступности. И вот с этим у ритейлеров, желающих взяться за формат дрогери, могут возникнуть большие проблемы. Наиболее востребованными дрогери будут в районах с большим трафиком компактное сосредоточение галантереи, косметики, лекарств и хозтоваров буквально обречено на внимание спешащей публики. «Но дефицит торговых площадей в таких зонах практически не позволяет дрогери тут «поселиться«, охлаждает пыл дебютантов Лариса Москалева. Однако очевидная перспективность этого формата побудит ритейлеров искать решения. Ведь идея дрогери очень соразмерна ритму мегаполисов». Источник: Креативное обозрение на idea.ru