Все дело в балансе

17 февраля премьер-министр РФ Михаил Фрадков провел в Кемерове совещание по вопросам развития угольной отрасли. Участвовали все заинтересованные стороны — угольщики, железнодорожники и региональные власти. На совещании планировали обсудить меры по завершению реструктуризации угольной отрасли промышленности Российской Федерации. Однако говорили не столько о завершении реструктуризации и перспективах угольной отрасли, сколько о проблемах, которые мешают угольщикам развиваться. В 2005 году шахтеры Кузбасса добыли 167,2 млн тонн угля. Регион обеспечивает более 80% общероссийского экспорта угля. По данным администрации, с 1999 года собственники угольных компаний вложили в развитие отрасли 88,7 млрд руб., из них 32,5 млрд руб. — в строительство новых предприятий. Генеральный директор ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Михаил Абызов (на фото справа) уверен, что сохранение доли на мировом рынке (сейчас российский уголь занимает около 15% мирового рынка) невозможно без господдержки. С этим согласно и большинство других угольных генералов. На фото слева — председатель совета директоров КРУ Андрей Бокарев. Фото Вадима ГОЛУБИНА По мнению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, цель структурной перестройки угольной отрасли достигнута: «она стала частной, рентабельной, эффективной». Тем не менее, полагает господин Тулеев, проблемы в угледобывающей отрасли остаются. «Сегодня добывающие мощности значительно превосходят спрос на продукцию угольщиков, — заявил он. — На внутреннем рынке спрос не растет, потому что энергетики продолжают ориентироваться на газ и гидроэнергию. На внешнем рынке спрос на уголь слишком колеблется. Только за последний год цена на него упала более чем на треть. Это усугубляется также удаленностью кузбасского угля от морских портов, ростом железнодорожных тарифов. Сохранение конкурентоспособности угольной отрасли выходит на первый план». Амана Тулеева наиболее эмоционально поддержал генеральный директор УК «Кузбассразрезуголь» Михаил Абызов: «Наше присутствие на международных рынках — это вопрос государственной политики. Поскольку нас там видеть не хотят. Мне напрямую многие говорили — хорошо, что сейчас идет спад цен на уголь, благодаря этому российские компании первыми вылетят с мирового рынка, а когда это произойдет, остальные игроки поднимут цены до прежнего уровня». В сохранении экспортного потенциала угольщики, как и областные кузбасские власти, одним из основных вопросов считают тарифы на перевозки угля. «Важнейшим фактором конкурентоспособности нашего угля является транспортная составляющая, — считает Аман Тулеев. — Для сохранения позиций российского угля на мировом рынке необходимо выработать понятную, экономически обоснованную, долгосрочную тарифную политику». От угольщиков неоднократно звучало предложение «привязать» тарифы на перевозку угля к мировым ценам на этот вид топлива — чтобы транспортная составляющая была выражена определенным процентом от стоимости угля на мировых рынках и менялась в зависимости от конъюнктуры рынка. Генеральный директор ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» Владимир Рашевский заметил, что в декабре 2005 года экспорт угля дошел до нулевой рентабельности, однако угольщикам удалось сохранить экспортную составляющую за счет того, что ОАО «Российские железные дороги» с 1 января 2006 года подняли тарифы не на 12%, как планировалось ранее, а только на 4,5%. Еще одно предложение, поступившее от угольщиков, — разрешить им участвовать вместе с железнодорожниками в создании новых мощностей для железной дороги: нынешние мощности позволяют «тянуть» состав с углем весом в 4–6 тыс. тонн, тогда как создание новых тяговых мощностей позволило бы формировать составы для перевозок по 12–16 тыс. тонн каждый, что также могло бы удешевить транспортировку. Тарифы оказались больной темой не только для угольщиков, но и для самих железнодорожников. Так, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил о том, что дальнейшие разговоры о снижении тарифов на перевозки угля он полагает «безграмотными и неприличными». «Почему у угольщиков зарплата должна расти на 40% в год, а у нас — только в зависимости от роста производительности труда? — поинтересовался господин Якунин у Михаила Фрадкова и глав угольных компаний. — Те преференции, которые были предоставлены угольщикам по перевозке их продукции, позволили им за последние три года сэкономить около 46 млрд руб. Угольщики вкладывают деньги в развитие железных дорог. И я поддерживаю их предложение по участию в совершенствовании подвижного состава железных дорог. Но мы не сможем обеспечить большие инвестиции в развитие, если не будем понимать, каким будет объем грузов, который нам предстоит везти». Но главной проблемой на совещании стало обсуждение энергетического баланса. В частности, основной вопрос полпреда президента в СФО Анатолия Квашнина звучал так: «Я не услышал ни одной конкретной цифры — сколько же все-таки у нас должно быть угля и газа?» Естественно, что в первую очередь этот вопрос волнует самих угольщиков. «Получив в 2003 году Энергетическую стратегию страны, мы «заточили« под нее всю свою дальнейшую работу, — сказал Михаил Абызов. — В результате заявленного в этой стратегии роста потребления угля в энергетике страны не происходит, ситуация развивается совершенно наоборот». Так, по данным обладминистрации, за пять лет доля угля в энергобалансе РАО ЕЭС сократилась с 30% до 26%, тогда как планировался рост потребления угля на внутреннем рынке. В то же время доля газа возросла с 64% до 71%. «Главным препятствием для расширения внутреннего рынка угля является межтопливная конкуренция с газом, — полагает Аман Тулеев. — Долю газа в топливном балансе страны надо снижать, а долю угля — увеличивать. Цены на тепло- и электроэнергию стабильны в тех странах, где доля угля в выработке электроэнергии находится на уровне не менее 30–35%». «В перспективе мы планируем увеличение потребления углей на теплоэлектростанциях до 34%, — сказал член правления РАО «ЕЭС России« Владимир Аветисян. — Но мы не можем руководствоваться никакими другими мотивами, кроме как снижением издержек». Кроме того, господин Аветисян сказал о том, что в принципе возможен переход с газа на уголь почти на трех десятках электростанций. По его словам, модернизация для такого перехода будет стоить около 25 млрд руб. При этом член правления РАО «ЕЭС России» оговорился, что у энергетиков денег на эти цели нет — тем более в таких объемах. Угольщики готовы вложиться и в проект перевода газовых тепло- и электростанций на уголь — лишь бы обеспечить себе будущее. По мнению же кузбасского губернатора, «необходимо разработать целевую программу по проектированию и строительству в России и Кузбассе новых электростанций с прогрессивными технологиями сжигания качественного угля, но строительство таких станций потребует больших инвестиций». Поэтому губернатор обратился с просьбой к правительству РФ оказать помощь потенциальным инвесторам в получении кредитов, а для их быстрого возврата — разработать механизм хотя бы частичного погашения процентных ставок за пользование этими кредитами за счет средств федерального бюджета. Другие предложения господина Тулеева были не менее глобальными. Он потребовал от правительства разработать «национальную программу развития угольной отрасли до 2020 года». В эту программу, по его мнению, должно войти строительство новых угольных теплоэлектростанций, перевод 27 из 56 газоугольных станций, имеющихся сегодня в России, полностью на уголь. Такая мера, по мнению Тулеева, позволит увеличить добычу угля на 30 млн тонн в год. Михаил Фрадков заявил, что список мер по завершению реструктуризации угольной отрасли правительство подготовит к III кварталу нынешнего года. «Мы сделали далеко не все, чтобы уголь занял нужное место в энергетическом балансе, — сказал он. — Нам еще предстоит эти вопросы обсуждать, принимать комплексные меры, которые связаны не только с повышением эффективности собственно шахт и разрезов, но и с решением вопросов железнодорожных тарифов, возможностей перевалки в портах, поддержки наших компаний на зарубежных рынках. Нужно, снижая издержки при производстве этого энергетического ресурса, получать максимальную выгоду и на внутреннем, и на внешнем рынках. Ресурс этот важный, и страна должна эффективно им воспользоваться». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ