В Новосибирском художественном музее открылась выставка «Прогулки по Венеции». Работы итальянского графика Уго Баракко дополнены работами самых известных местных художников. В экспозиции живописные полотна соседствуют с фотографией, а скульптура с керамикой. Андрей Мартынов создал собственную Венецию в Сибири. Фото Михаила ПЕРИКОВА Неожиданная идея зимой устроить коллективную итало-сибирскую выставку, посвященную Венеции, пришла в голову искусствоведу Андрею Мартынову. Собираясь привезти в Новосибирск несколько десятков цветных офортов Уго Баракко художника, живущего в Венеции и посвящающего свое творчество исключительно образам родного города, Мартынов решил окружить строгую, в классических традициях графику итальянца работами новосибирцев. Кураторская идея, брошенная в массы, оказалась необычайно популярной. Выяснилось, что венецианская тема крайне востребована в творчестве сибиряков от желающих принять участие в выставке, по словам Андрея Мартынова, не было отбоя. В итоге уже существующие (либо созданные специально для выставки) работы предоставили полтора десятка представителей новосибирского арт-сообщества, причем самых известных. Самое любопытное в этом простом, но оказавшемся востребованным и у художников, и у зрителей проекте то, что на первое место в экспозиции вышли вовсе не работы венецианца. Строгие, практически монохромные, выполненные по всем правилам техники офорты небольшого формата оттеснены на второй план сибирскими участниками. Местная часть экспозиции оказалась не просто более обширной, но и куда более яркой. Очевидно, возможность среди черно-белой зимы воплотить цветные сны о Венеции грела художников. Смысловым центром выставки стал большой цикл фотографий Майи Шереметевой, посвященный венецианскому карнавалу на снимках всевозможные маски, шествия, фейерверки, создающие причудливый, фантастический образ города-мифа. Майя Шереметева, начавшая заниматься фотографией всего несколько лет назад, призналась, что эта работа для нее была практически первой самостоятельной съемкой на профессиональную камеру, которую ей дали на время поездки. Можно сказать, что для нее эти снимки и эта выставка стали своеобразным признанием в любви к Венеции. Венеция, так сказать, любовь моя. То же самое, впрочем, можно сказать и об остальных участниках выставки. Причем не все из них бывали в Венеции, да и у тех, кто лично видел каналы, гондолы и собор Святого Марка, пребывание в легендарном городе ограничивалось кратковременными туристическими визитами. Некоторые, впрочем, бывали в Венеции несколько раз например, Александр Шуриц. Он признался, что его очаровывает вода, которой в родном Новосибирске так не хватает. Сергей Мосиенко представил небольшой цикл картин, написанных специально для выставки. На этих работах венецианские купола: вписанные в круг гондолы и птицы. Владимир Мартынов участвует с характерной, узнаваемой с первого взгляда графикой, но в этот раз созданной по мотивам витражей. Михаил Паршиков представил графическую серию, посвященную карнавальным маскам. Среди живописцев Михаил Омбыш-Кузнецов, Михаил Казаковцев и Елена Честных, керамисты Людмила и Геннадий Шляги, графики Николай Жуков и Сергей Гребенников, скульптор Сану Бортник. Нет ничего удивительного в такой популярности Венеции среди сибирских художников. Любовь к Венеции в традициях русской культуры. Можно навскидку называть имена поэтов, музыкантов и художников, воспевших Венецию: Блок, Мандельштам, Бродский, Муратов, Стравинский. О самой Венеции и значении этого города в мировой культуре, наверное, смысла говорить нет вообще: количество великих людей, связанных с этим городом музыкантов, писателей, художников, исчислению не поддается. Как бесчисленны и произведения, посвященные этому удивительному городу. В этом ракурсе новосибирская выставка представляет очередной «оммаж» и вписывается в мировой контекст, демонстрируя свойственную русскому человеку всемирную отзывчивость (по Достоевскому) и тоску по мировой культуре (по Мандельштаму). Выставка, как уже сказано, вызвала немалый интерес. На открытие собрались не только сливки художественного сообщества, свое почтение Венеции засвидетельствовали персоны, чаще замечаемые на великосветских раутах. Атмосфера вернисажа, впрочем, соответствовала струнный квартет, итальянское вино из винного бутика «Кабинетъ». Художественные выставки нечасто вызывают такой интерес публики, обычно на открытие собираются немногочисленные ценители. В случае с «Прогулками по Венеции» интерес не закончился: что приятно, посмотреть на Венецию в Сибири двинулся и широкий зритель. Успех выставки налицо. Причем это не успех отдельных участников, а удача проекта в целом. Победа Венеции. Победа, впрочем, неполная. На «Прогулках по Венеции» не хватало одного участника Вячеслава Мизина. Дело вот в чем. В сегодняшнем художественном мире Венеция это не просто город-музей, а место проведения самого престижного мирового форума современного искусства, Венецианской биеннале. Биеннале с полным правом считается в мире арт-бизнеса своеобразным «чемпионатом мира по искусству». Так вот, из всех новосибирских художников только Вячеслав Мизин (в тандеме с постоянным соавтором свердловчанином Александром Шабуровым) в этом «чемпионате мира» участвовал. Причем дважды. Второй раз, прошлым летом, в качестве персонально приглашенного участника. К слову, в Венеции на последней биеннале во время своего уже ставшего знаменитым перформанса выпускания ракет из штанов случился несчастный случай, и Мизин с Шабуровым получили нешуточные ожоги. Так вот, отсутствие на выставке Мизина в каком-либо виде (хотя бы с видеодокументацией своих венецианских выступлений) показывает, что симпатичная и удачная выставка имеет отношение не к реальной сегодняшней Венеции, а скорее к сибирским представлениям о ней. Источник: Креативное обозрение на idea.ru