Фракции идут

Возросшая роль партийных фракций в законодательной власти области становится основным отличием Новосибирского облсовета четвертого созыва. Прежде депутатские объединения в облсовете не имели юридического статуса. Образование сразу четырех фракций и группы «Народный депутат« заметно усилит политическую составляющую в работе областного парламента. Столкновение идеологий, партийных позиций может стать основой противоречий в работе депутатского корпуса. Насколько конструктивным будет новый облсовет, как фракции намерены осуществлять взаимодействие между собой, а также с исполнительной властью? Об этом, и не только, шел разговор за круглым столом в издательском доме «Сибирь-Пресс» с лидерами фракций Новосибирского облсовета. Лидеры трех крупнейших фракций облсовета уверены, что даже при некоторых разногласиях смогут достичь консолидированных решений. На фото слева направо — участники круглого стола Юрий Глазычев, Анатолий Кондратов, Александр Замиралов, Владимир Карпов. Фото Михаил ДОВГАЛЯ Фракцию «Единая Россия» представляли председатель фракции ЮРИЙ ГЛАЗЫЧЕВ и заместитель председателя облсовета АЛЕКСАНДР ЗАМИРАЛОВ. Фракцию КПРФ представлял заместитель председателя облсовета ВЛАДИМИР КАРПОВ. Фракцию Аграрной партии России — лидер фракции АНАТОЛИЙ КОНДРАТОВ. Были приглашены, но не смогли присутствовать лидеры фракции ЛДПР и группы «Независимый депутат». Материалы «круглого стола» подготовила ЖАННА КОСТИНА. В Новосибирском облсовете, избранном 11 декабря 2005 года, 98 депутатов. В Совете образовано четыре фракции: «Единая Россия» — 41 депутат, КПРФ — 21 депутат, АПР — 14 депутатов, ЛДПР — 6 депутатов. 12 из 22 независимых депутатов объединились в группу «Народный депутат». Фракции и независимые Сегодня в облсовете идет юридическое становление фракций, разрабатывается новый регламент. Пока фракции созданы только де-юре; набирать политический вес де-факто им предстоит уже в ходе работы. Заинтересованы ли партийные фракции ослабить конкуренцию со стороны объединения независимых депутатов, заложив для себя преимущества в регламент облсовета? Как будут строиться отношения партийных и независимых депутатов? Ю. Д. Глазычев: — В прошлом созыве облсовета уже были созданы партийные объединения — КПРФ, «Единой России», чуть позже — Аграрной партии. Но там они имели характер неформальных депутатских объединений. А сейчас идет процесс организационного рождения фракций, и в течение ближайших двух-трех месяцев фракции оформятся как юридически, так и фактически. После этого все вопросы в облсовете будут решаться только через фракции. А. Ф. Кондратов: — Обсуждается новый проект регламента, который должен быть принят на очередной сессии (28 февраля. — «КС»). В нем будут четко прописаны права, полномочия депутатских объединений. Мы не являемся в этом первопроходцами, поэтому будем использовать уже имеющийся опыт регионов, где местные парламенты уже избраны по партийному принципу. Одновременно с работой над регламентом идет формирование аграрной фракции. Сегодня наша фракция имеет большинство в аграрном комитете, представлена в комитете по строительству. Члены фракции участвуют в работе бюджетного комитета, комитета по экономике. И для того чтобы консолидировать влияние депутатов-«аграриев» в этих комитетах и проводить нашу политику, необходимо усилить роль фракции. А. М. Замиралов: — В соответствии с разрабатываемым регламентом все партийные фракции будут иметь равные права. Однако при этом надо помнить, что члены фракций несут груз двойной ответственности: перед избирателями и перед партией. Поэтому мы считаем, что у фракций права должны быть шире, чем, например, у группы независимых депутатов. Сегодня в депутатское объединение «Народный депутат» вошли одномандатники, которые выступали на выборах каждый за себя, а теперь претендуют на те же права, что и фракции. Наверное, это неправильно. На уровне депутатов все должны быть равны, на уровне объединений права фракции должны быть шире. В частности, от каждой фракции уже избран свой заместитель председателя облсовета. В. Я. Карпов: — В проекте нового регламента основные полномочия, как для фракций, так и для депутатских групп, прописаны совершенно одинаково. Однако каждой фракции, согласно регламенту, предстоит принять свой внутренний документ, регламент фракции. Вот тогда отличия фракции от депутатской группы будут совершенно очевидными. Независимые депутаты объединяются в депутатскую группу потому, что считают, что так им будет удобнее работать в областном Совете. Но в любой момент эта группа может распасться, депутаты могут перейти в какую-нибудь фракцию и так далее. Во фракции устанавливается жесткая дисциплина. Это регламентируется федеральным законом о политических партиях. Все последние поправки и дополнения в федеральные законы идут в направлении все более жесткой партийной дисциплины членов фракций. Законопроект, который сейчас рассматривается в Госдуме, содержит жесткое требование: не выходить из фракции. Если ты член партии или выдвигался под эгидой политической партии, играть потом в независимость непорядочно. А. Ф. Кондратов: — Председатели фракций наряду с председателями комитетов будут входить в президиум Совета, где будут формироваться повестки дня сессий. Фракциям дано право брать дополнительное слово на сессии, и оно не будет ограничено по времени. Председатель фракции получает право на дополнительное выступление в ходе сессии. Фракция фракции враг. Или друг? На первой сессии 23 декабря ни одному депутату не удалось внести какой-либо вопрос в повестку дня заседания «с голоса». Фракции без предварительного обсуждения не поддержали даже своих «партийных товарищей». Складывается впечатление, что отныне никому, особенно независимым депутатам в одиночку не удастся поставить вопрос в повестке дня сессии. Не избежать областному Совету и межфракционной борьбы. А если учесть, что у каждой фракции и даже группы «Народный депутат» есть монополия на отдельные комитеты (например, в комитете по госстроительству большинство депутатов от «Единой России», в аграрном комитете — от АПР, в комитете по строительству и ЖКХ — от ЛДПР, по промышленности — независимые), то политическая борьба может принять и такую форму, когда фракции начнут тормозить принятие «чужих» предложений в подконтрольных им комитетах. Возможна ли такая ситуация? А. Ф. Кондратов: — Сессия будет еще меньше поддерживать депутатов, пытающихся внести дополнительные вопросы в повестку дня прямо на сессии. Каждый депутат имеет право предложить комитету рассмотреть тот или иной вопрос. А поднимать вопрос на сессии, принимать скоропалительное решение неправильно. У нас в прошлом созыве некоторые депутаты научились так делать себе рекламу. Как только сессия начинает работу, журналисты включают телекамеры, этот депутат обязательно вносит свой вопрос. А потом в репортажах показывают только его, а тех депутатов, кто действительно работал в комитетах, на сессии не видно. Следует напомнить, что есть такая форма работы, как депутатские слушания. На них выносятся глобальные вопросы, таких вопросов за год наберется три-четыре, но каждый депутат, каждый комитет имеют право поставить вопрос на депутатские слушания. В них будут участвовать депутаты всех фракций и групп, во время предварительного обсуждения будет идти реальное взаимодействие фракций. А. М. Замиралов: — В областном Совете работают депутаты с серьезным жизненным и политическим опытом, будем договариваться, искать компромиссы. А решать, кто главнее, какая фракция сильнее, кому-то что-то навязывать — нецелесообразно. «Единая Россия» как самая крупная фракция будет призывать к идеологии здравого смысла, принимать решения в интересах большинства. Ю. Д. Глазычев: — Хочется подчеркнуть, что все фракции стремятся к конструктивным взаимоотношениям. Если мы поставим во главу угла отрицание друг друга, то, наверное, навредим имиджу партии и самое главное — не решим проблемы наших избирателей. Можно спорить друг с другом до посинения и не добиться результата. Наша задача — при наличии некоторых разногласий добиваться неких консолидированных решений в рабочем порядке, в рамках деятельности облсовета. В. Я. Карпов: — Мы, коммунисты, хорошо понимаем, что от коммунистических идеалов до решения вопросов о строительстве дорог или решения проблем ЖКХ дистанция огромных размеров. Эти вопросы должны решаться исходя из других соображений, надо руководствоваться не идеологией, а компетентными знаниями в инженерии, экономике и так далее. Мы будем занимать принципиальную позицию, чтобы идеология не уродовала тех или иных профессиональных решений. Фракции и комитеты Если раньше большинство вопросов решалось профильными комитетами, то теперь существует некая неопределенность с тем, куда надо обращаться, чтобы решить вопрос: во фракцию, в профильный комитет или к руководителям Совета. Кто главнее — комитеты или фракции? А. Ф. Кондратов: — Есть определенный порядок прохождения законов и решений. Если закон разрабатывается комитетом, то его подписывает губернатор, и никакой департамент не имеет права обращаться к нам по этому вопросу. Если разработчик закона — областная администрация, то, после того как губернатор внес закон в облсовет, представители профильного департамента приходят на заседания комитетов. Ю. Д. Глазычев: — Каждый депутат имеет право принять участие в работе любого комитета, поскольку первоначально вопросы рассматриваются именно там. Затем они могут быть обсуждены на заседании фракции, а далее, на сессии, принимаются решения. Однако решения принимаются голосованием, а голосуют в основном фракционно. Поэтому если говорить о процессе принятия решения, то работа с фракцией первична. А. М. Замиралов: — Расстановка сил в облсовете сегодня такова, что все вопросы придется решать на сессии. Можно лоббировать интересы через комитеты, депутатов, через председателей комитетов, заместителей председателя облсовета. Но пока мы все вместе не договоримся и не решим, предложение не будет принято. Если вопрос будет носить сугубо частный характер, то, наверное, его будет очень сложно продавить. В. Я. Карпов: — Если вопрос важный, надо будет пройти и комитеты, и фракции, может быть, еще с отдельными депутатами переговорить. Нет другого способа решить важный вопрос, особенно если он достаточно конфликтный, острый. Фракции и административный ресурс Одна из политических задач исполнительной власти — не утратить влияние на законодателей. Не случайно губернатор области Виктор Толоконский был заинтересован в том, чтобы председателем областного совета оказался избран его недавний первый заместитель Алексей Беспаликов. Перед депутатами стоит задача сохранить самостоятельность и ограничить давление административного ресурса. В. Я. Карпов: — Всегда для депутатов важно решить вопрос, как при наличии конструктивных взаимоотношений с исполнительной властью (а это совершенно необходимо), сохранить самостоятельную позицию. Это основной вопрос, особенно когда принимаются такие документы, как регламент. Могу сказать прямо: мы внесли ряд поправок, которые лишают руководство Совета некоторых функций. Так, ни председатель Совета, ни его заместители не могут давать распоряжения депутатам. Здесь отношения совершенно другие, депутаты все равны. Положениями регламента мы постарались ограничить авторитарную тенденцию в облсовете. С другой стороны, у нас действует принцип разделения властей. Если это не пустая декларация, то областной Совет должен занимать очень определенную позицию в отношении исполнительной власти. Поэтому мы постарались в регламенте отстоять нашу самостоятельность. Усиливая, кстати, контрольную функцию. Мы хотим создать условия для действенного контроля за реализацией законов. Это общая позиция, и здесь у депутатов независимо от политических фракций расхождений нет. Бюджет как индикатор Вопрос о бюджете области на 2006 год может стать индикатором отношения нового облсовета к губернатору. Прежний облсовет проголосовал за бюджет области, в котором при 32,4 млрд руб. доходов заложено 12 млрд руб. внутреннего долга. Что будет делать с бюджетом новый Совет? А. Ф. Кондратов: — Я за этим столом единственный депутат, голосовавший за принятие бюджета области на 2006 год. Нам надо было принять этот бюджет, иначе область начала бы работать в этом году по нормативам 1/12 части бюджета 2005 года в месяц. А это сулило много неприятностей. Принимая бюджет, мы заранее знали, и губернатор знал, что впоследствии придется его корректировать. Действительно, внутренний долг растет очень быстро. Сегодня и губернатор, и депутаты понимают, что наступил критический момент, когда просто необходимо снижать этот показатель. Мы постараемся принять все меры, чтобы в ближайшие три-четыре года он сократился с 12 до 5 млрд руб. Однако не стоит забывать, что за годы, когда область накапливала внутренний долг, было построено очень много школ, жилых домов, других объектов социальной сферы. Не было денег, залезали в долги. Сегодня построить ту же школу стоит в четыре-пять раз дороже. Закон о монетизации льгот ощутимо ударил по бюджету прошлого года и вызвал рост внутреннего долга. Монетизация льгот обошлась бюджету в дополнительные 2 млрд руб. Ю. Д. Глазычев: — Если рассматривать внутренний долг через призму деятельности коммерческих предприятий, его величина некритична. 12 млрд руб. — это всего 30% от консолидированного бюджета области. Другой вопрос, насколько эффективно используются эти заемные ресурсы, возможно ли получение новых доходов, увеличение налоговой базы? Нужно это оценить и постепенно закрыть внутренний долг. Возможно, это будет реструктуризация или какие-то шаги экономического характера, которые позволили бы решать социальные проблемы и одновременно погашать долги. Во фракции «ЕР» есть специалисты, которые могут оценить состояние внутреннего долга и предложить решения проблемы. В. Я. Карпов: — Надо посмотреть на источники громадного внутреннего долга области. Это было обусловлено федеральной политикой, когда на бюджеты субъектов РФ сбрасывались наиболее обременительные полномочия, вся социальная сфера. В то же время у регионов отбирались наиболее «тучные» источники доходов. Здесь необходимо принятие политических решений, не замыкающихся проблематикой только одной области или Сибири. Надо выходить на федеральный уровень, призывать к сотрудничеству коллег из других регионов, активно действовать. Основная часть проблем решается на уровне Российской Федерации. И здесь без жесткой политической борьбы интересы области не отстоять. Мне кажется, что первые шаги облсовета говорят, что наличие такой позиции у фракций в облсовете есть. А. М. Замиралов: — Пенять только на федеральную власть тоже нельзя. Нам необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность области. Иного механизма для развития экономики области, как через привлечение инвестиций — государственных и частных, — нет. И мы должны нести равную ответственность с исполнительной властью перед населением области. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ