Праздник для клиента

Десятидневные новогодние каникулы стали достаточно показательными для новосибирского потребительского рынка. На фоне сезонного спада продаж, традиционного для консьюмерского и туристического рынков, предприниматели отмечают резкое — по сравнению с началом 2005 года — увеличение спроса на рынке услуг. Покупатели мономарочных салонов и мультибрэндовых бутиков уже оценили скидочную специфику января и на подобные предложения отзывчивы. Фото Михаила ПЕРИКОВА «Спрос на услуги — вещь прогнозируемая, — комментирует независимый консультант Лариса Москалева. — Крупные покупки люди делают в декабре, когда есть необходимость (грядущие праздники) и деньги (ведь именно в конце года большинство получают дополнительные бонусы и премии, помимо зарплаты). А во время каникул основные траты приходятся на развлечения — и компании, работающие на рынке услуг, учитывают это, предлагая потенциальным клиентам новые варианты досуга». Кинопрокатные компании начали «ковать деньги» в прямом смысле в первый же день года. Ажиотаж первых январских дней — это феномен не только маркетинговый, но и культурологический. «Народ ходил в кино очень интенсивно, — рассказывает арт-директор компании Art Science Cinema Distribution Дмитрий Ким. — Кассу сделали четыре блокбастера: «Кинг-Конг», «Гарри Поттер и кубок огня», «Хроники Нарнии» и «Дневной дозор». В праздничную декаду наполняемость зала была максимальной — за 10 дней выходных кинотеатры нашей сети посетили около 50 тысяч человек. Причем по всем кинотеатрам сети статистика примерно одинаковая. Поскольку в центральные кинотеатры билеты было достать трудно, публика рассредотачивалась и по удаленным — таким как «Горизонт», «Континенты кино«. При этом дополнительные ночные сеансы, как в Москве, мы не вводили. В Москве ритм ночной жизни другой, у нас же зимняя ночь к тусовкам и прогулкам не располагает». Если год назад многие рестораны в постновогоднее время пустовали, начало 2006 года для рестораторов стало достаточно удачным — практически во всех заведениях отмечают значительное увеличение числа посетителей по сравнению с прошлым январем. «Новогоднюю декаду мы прожили лучше, чем в прошлом году, — говорит исполнительный директор управления ресторанов компании «Септима» (ирландский бар «Шемрок» и сеть кофеен «Кофемолка») Ирина Ильина. — Обычно завсегдатаи «Шемрока» в этот период традиционно покидают город, но существенная часть гостей осталась и была нам верна. А «Кофемолка» — это вообще проект, который по выходным дает гораздо большее количество гостей, причем аудитория немного иная, нежели в будние дни — преобладают семьи с детьми. В праздники было много именно таких гостей, поэтому существенно выросли продажи «кондитерки«. И объемы заказов были больше, чем обычно. Сработал феномен холодной погоды — на улицу не хочется выходить, люди растягивают присутствие, заказывают что-то еще». Бурный всплеск спроса в новогодние праздники отмечался в фитнес-салонах. «Длинные праздники провоцируют людей заниматься спортом, — убеждена управляющая клубом «Экстрим Фитнес« Анна Холодная. — Люди отдыхают день, два, на третий день им надоедает пассивный отдых, и они приходят к нам. К тому же после праздников хочется привести себя в форму. В итоге в новогодние каникулы приток клиентов по сравнению с обычными днями увеличился на 10–15%». Также во многих фитнес-клубах отмечают в новогодние каникулы большой приток новых клиентов, пришедших практически случайно — просто потому, что у них появилось больше свободного времени. По словам коммерческого директора ГК «Фотолэнд» Алексея Вяткина, результаты работы в новогодние каникулы превзошли все прогнозы компании. «Конечно, спрос на фотоуслуги в период новогодних праздников был всегда — люди печатают свои новогодние фотографии. Но в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы наших продаж в целом выросли на 100%, — отмечает Вяткин. — Прежде всего потому, что мы были готовы к длинным каникулам, постоянно расширяли спектр предлагаемых услуг. Также в новогодние праздники в багетных салонах компании был зафиксирован двухкратный рост объемов продаж по сравнению с предпраздничными днями. Здесь особой популярностью пользовалась сувенирная продукция». Отмечают неожиданное повышение спроса в праздничные дни и магазины спортивного снаряжения. «У нас в несколько раз увеличились продажи горнолыжного оборудования в магазине INTERSPORT. Можно сказать, что именно предстоящие длинные каникулы спровоцировали спрос на это снаряжение — многие люди решили провести эти дни, катаясь на склонах», — отмечает РR-директор ГК Perfekt (представляет в Новосибирске брэнды INTERSPORT, PerfektSport и Motivi) Евгения Елезова. Тем не менее многие компании ощутили в постновогодний период некоторый спад продаж. Например, такая ситуация наблюдалась на рынке бытовой техники. Традиционно здесь «пиком» продаж являются две предновогодние недели (в эти дни сети бытовой техники отмечали увеличение потока покупателей в три-четыре раза по сравнению с осенними месяцами). «Перед Новым годом много техники приобретается в кредит и в подарок, — отмечают в компании «Эльдорадо«. — А в начале января люди заходят в наши магазины скорее не для покупки, а для ознакомления с ассортиментом». Схожая ситуация наблюдалась и на рынке продуктового ритейла. Здесь основной пик продаж традиционно приходится на конец года, а в постновогодний период идет прогнозируемый спад спроса. «В декабре 2005 года рост продаж в нашей сети составил 50% по отношению к ноябрю и 25–30% по отношению к аналогичному периоду 2004 года, — говорит коммерческий директор холдинга «Сибирский гигант« Роман Загуменный. — Главное отличие этого новогоднего сезона от прошлогодних — пик продаж сместился на последнюю неделю декабря (еще год назад покупательский бум начинался за две-три недели до праздников). Еще одно отличие — сегодня покупатель уже не стоит в очередях. Если он заходит и видит полный зал, то просто идет в другой магазин». Достаточно стабильными и предсказуемыми новогодние каникулы стали для большинства турагентств. «Самое рабочее время для нас — предновогодние дни, туры в подарок покупали даже 31 декабря, — рассказывает исполнительный директор ООО «Бюро путешествий «Гран-Тур« Ольга Тимохина. — А постновогодний период — традиционно низкий сезон. В каникулы у нас было по одной-две заявки в день. Рост спроса начался только на этой неделе». «Единственный плюс новогодних каникул — в этом году они были ожидаемыми, поэтому многие наши клиенты могли заблаговременно запланировать свой отдых на это время, — говорит директор туристского агентства «С7 Тур« Марина Риффель. — Уже в сентябре люди заказывали и даже оплачивали туры на новогодние каникулы». Сектор фэшн-ритейла в январе переживает плановый спад продаж. Однако именно к этому периоду продавцы модной одежды и обуви традиционно приурочивают сезонные распродажи, то есть тратят «застойные» дни января не столько на зарабатывание «быстрых» денег, сколько на повышение уровня лояльности. Причем покупатели мономарочных салонов и мультибрэндовых бутиков хотя и не столь активны, как в декабре, но эту специфику января уже оценили и на подобные предложения отзывчивы. «Покупатели учитывают скидочную послепраздничную политику магазинов и заранее планируют выгодные покупки, — говорит Лариса Москалева. — А для магазинов январь — прежде всего время освобождения от товарных запасов. Ведь впереди — новый сезон продаж». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ