- 1024px
- 1280px
Личный клуб для среднего класса
Новосибирский рынок фитнес-услуг переживает сегодня всплеск спроса. Повышенный интерес к занятиям спортом позволяет выходить на рынок новым игрокам. Предложить рецепт успешного фитнес-клуба непросто: чтобы понять, какое именно предложение будет востребовано, его нужно «опробовать на клиентах». Но эксперты уверены: главное — это продуманная концепция и услуги, ориентированные на конкретную целевую аудиторию. По данным экспертов рынка, сегодня фитнесом в России занимаются более двух миллионов человек, а количество специалистов, работающих в этой сфере, превышает 18 тысяч. В среднем с стране работает более 10 тысяч фитнес-клубов. Вложения в создание фитнес-клуба площадью 1000–1500 кв. м составляют в среднем $1–1,5 млн. Все в клуб Подобрать клуб, где можно целенаправленно заниматься «строением собственного тела», в Новосибирске довольно сложно. Фото Михаила ПЕРИКОВА Если еще в конце 2004 года городу вполне хватало существующих клубов (около 40, различных форматов: как VIP-клубы, так и заведения middle-класса), то к середине 2005 года рост спроса на фитнес-услуги начал провоцировать выход на рынок новых клубов. «Сегодня интерес к занятиям фитнесом гораздо выше, чем в прошлом году, — отмечает администратор клуба «Акватик« Светлана Антипова. — В среднем по городу количество клиентов в клубах выросло на 15–20%». «Новосибирцы вполне созрели для того, чтобы платить за занятия спортом и уходом за собой», — добавляет директор фитнес-клуба Beauty Land Елена Ефремова. Несмотря на эти оптимистические выводы, многие клубы не спешат увеличивать количество своих площадок. Главная «бытовая» проблема клубов сегодня — поиск подходящих площадей. Хотя некоторые клубы (например, «Европа») в этом году открыли уже по второму заведению, проблемы с подбором площадок под новый клуб ощущают все. «Чаще всего клубы арендуют помещения. И помимо того, что подходящих площадок под фитнес-клуб (с «правильной« парковкой и всеми коммуникациями) в городе практически нет, приходится сталкиваться с тем, что нужно платить безумные деньги за аренду», — рассказывает директор одного из новосибирских фитнес-клубов на условиях анонимности. Отмечают проблемы с арендой площадей и московские компании, пока только планирующие выход в Новосибирск. «У нас есть стратегия регионального развития, куда, конечно же, входит и Новосибирск. Здесь ощущается явный рост спроса на фитнес-услуги, в то время как в Москве уже наблюдается тенденция к некоторому насыщению рынка», — отмечает заместитель директора по развитию фитнес-клуба «Планета Фитнес» Михаил Трегубов. При этом москвичи не торопятся выходить на новосибирский рынок, отмечая, что арендная плата несопоставима с доходом, который будет получать московский фитнес-центр в регионах. «Фитнес — не настолько рентабельный бизнес, чтобы безболезненно выдержать ежемесячную арендную плату в 600–800 руб. за квадратный метр, предлагаемую сегодня в Новосибирске, — уточняет Михаил Трегубов. — Если компании не удастся найти подходящие по размеру и стоимости помещения самостоятельно, она пойдет по другому пути — например, будет открывать свои клубы по франчайзингу». Помимо поиска подходящих помещений с разумной арендной платой, фитнес-клубы зачастую сталкиваются с еще одной проблемой — нехваткой профессиональных кадров. «Сегодня многие специалисты в поисках лучших условий работы «перемещаются» из одного клуба в другой, — отмечают участники фитнес-рынка. — А увеличение числа клубов приводит к усложнению ситуации. Однако, никакой существенной разницы между ними нет. Да, есть больше вкусов под обычную пищу (омлет и т. д.). Есть небольшие дозировки витаминов и минералов. Но поверьте, это не повод, переплачивать за них в 4 раза. Купив себе хороший высокобелковый гейнер, вы (если будете пить так же по 30 грамм) получите тот же эффект, что и от New Diet. Всем удачи! Специалистов и так не хватает, а «новички« перетягивают к себе тренеров и менеджеров из уже работающих клубов. Сложившаяся ситуация вполне может привести к появлению на рынке большого числа непрофессионалов и, соответственно, к снижению качества клубных услуг». Клуб для личностей Большинство новосибирских клубов ориентируется на средний класс. «Сегодня действительно состоятельных посетителей (доход от 40 тыс. руб.) в фитнес-клубах не больше 5–10%, — уверена директор фитнес-клуба «Европа« Ирина Кряквина. — Большинство же клиентов относится к среднему и выше среднего классам (доход от 6 до 20 тыс. руб.). Именно этот сегмент растет сегодня наиболее быстро — в среднем на 15% по городу». А Елена Ефремова из Beauty Land констатирует: «Фитнес стал неотъемлемой частью жизни среднего класса. Если еще два-три года назад чаще звучал вопрос: «Посещаешь ли ты фитнес-клуб?», то сегодня он звучит по-иному: «Какой фитнес-клуб ты посещаешь?». Несмотря на достаточное количество клубов, выбор одного из них чаще всего происходит спонтанно. Основные критерии — близость клуба к дому или офису. Большинство новосибирских фитнес-клубов работает «на всех сразу», одновременно предлагая два-три десятка разнообразных программ на любой вкус и возраст. И подобрать клуб, где можно не просто заняться спортом «вообще», а целенаправленно решать вопросы строения своего тела, достаточно сложно. «Сегодня фитнес-клубы, хотя и предлагают много услуг, зачастую похожи один на другой», — отмечает главный аналитик компании Romir Monitoring Валентин Фосс. В погоне за лояльными клиентами все больше клубов включают в свои программы модные сейчас классы (йогу, пилатес, каланетику, различные танцы). Например, клуб mc2 развивает на базе своего клуба студию детского творчества. Клубы с бассейнами («Европа«, «Академ-Ремикс», «Акватик») предлагают занятия аквааэробикой, Immer и Remix открывают специальные классы для мужчин. Некоторые клубы предоставляют возможность занятий с персональными тренерами и особо популярные сегодня программы для корпоративных клиентов. Однако до разработки принципиально новых концепций клубов, ориентированных на определенную целевую аудиторию (например, на молодежь, на мужчин или женщин различных возрастов и с различными требованиями) пока дело не дошло. «Думаю, главное — тщательно продумать, для кого создается клуб, и предложить продуманный набор услуг именно для этих клиентов, даже если такая узкая направленность и оттолкнет какую-то часть потенциальных посетителей, — считает независимый консультант Лариса Москалева. — На этом рынке спокойно могут работать и московские фитнес-гиганты, и небольшие одиночные клубы. Клиентов хватит всем — до конца фитнес-бума в Новосибирске пока далеко».
Источник: Креативное обозрение на idea.ru