Смена адреса

Федеральные структуры выходят за переделы Садового кольца, в «провинцию», а выросшие за последние годы региональные компании, напротив, считают, что вектор их развития проходит через Москву. На рынке эта тенденция выражается в переносе «головы» компании в столицу. Например, недавно завершился переезд ИФК «Алемар», аналогичные процессы, по информации «КС», сейчас проходят в компании «Брокеркредитсервис» (БКС). Федеральные компании открывают двери в регионы, а региональные прорубают окно в Москву. Фото Михаила ПЕРИКОВА По мнению руководителя отдела по связям с общественностью УК «Мономах» Андрея Позднякова, релокация головных офисов в столицу происходит тогда, когда компания «выбирает» свой сегмент рынка в регионе и выходит на национальный уровень: тяжело держать офис в одном из региональных центров, если все денежные потоки и регулирующие органы находятся в Москве. «Перевод головного офиса в Москву — закономерность для региональных компаний, которые претендуют на федеральный брэнд. Особенно отчетливо это проявляется в отраслях, работающих с финансовым рынком. Без офиса в Москве порой трудно доказывать партнерам свою «статусность», — комментирует ситуацию исполнительный директор группы компаний «Баланс» Владимир Кизь. Директор новосибирского филиала ИФК «Алемар» Борис Журавлев также считает, что выход на столичный рынок переводит компанию на другой уровень, делает ее более привлекательной для столичных инвесторов, меняет образ компании в глазах партнеров. «Когда в Москве на официальных встречах мы представлялись как филиал, к нам было одно отношение. Когда переехала головная компания — ситуация изменилась», — рассказал Борис Журавлев. Участники рынка признаются, что переезд — достаточно долгий процесс. Например, в компании «Алемар» к этому решению шли на протяжении пяти-восьми лет, в течение которых основные топ-менеджеры переезжали в столицу, а центр оставался в Новосибирске. В БКС процесс длится уже более года. Смена «прописки» имеет свои плюсы и минусы. К плюсам опрошенные «КС» участники рынка отнесли изменение мышления региональных бизнесменов, которые могут по-новому взглянуть на столичный рынок и занять те ниши, на которые московские компании просто не обращали внимание. Например, идея БКС о выведении интернет-брокеринга на массовый рынок москвичам не пришла в голову, так как они оперируют гораздо большими суммами и не просчитали эффективность предложения данной услуги через ритейл. «Производство дешевой обуви для малообеспеченной части населения — ниша, которую федеральные бизнесмены явно недооценивали. При всех нюансах, связанных с производителем, я думаю, что это была гениальная идея, реализованная «Вестфаликой», — вспоминает Андрей Поздняков. Выходцы из регионов выигрывают и в том случае, если переводят в столицу штат ключевых сотрудников. Это гораздо выгоднее, чем набирать московский персонал. Люди знают бизнес компании, а их зарплата, даже с учетом компенсации, ниже, чем запросы избалованного столичного соискателя. Кроме того, бытует мнение, что региональные кадры усерднее и патриотичнее. «Деньги, которые крутятся в регионах, более «тяжелые», чем в обеих столицах. Финансовые потоки и объемы бизнеса небольшие, а крутиться приходится довольно много, — считает генеральный директор консалтингового центра «Алтекс« (Новосибирск) Вячеслав Пиксаев. — Однако приверженность к местечковости может навредить переезжающей компании. Проиграть можно из-за отсутствия доступа к административным ресурсам». Владимир Кизь к минусам также относит упущенное время, необходимое для освоения столичных финансов. В такой ситуации в наиболее выгодном положении находятся те компании, которые начали завоевание столичного рынка с открытия филиала, а не приняли решение о переносе головного офиса вслед за переездом крупного клиента. В ИФК «Алемар» признаются, что переезд был удачным, так как компания, будучи филиалом, уже показала себя в Москве, наработала связи, создала пул инвесторов. О результатах принятого решения Борис Журавлев говорить пока отказывается, но уверяет, что «по финансовым затратам переезд уже отбился«:«О финансовых результатах перевода головного офиса в столицу говорить пока рано — нужен определенный период времени, чтобы сделать корректную оценку. Но заверяю, решение принято однозначно правильное». После передислокации у региона, переставшего играть первую скрипку, урезается часть функций, в том числе самостоятельность принятия решений, бюджет утверждается в головном офисе, а оставшиеся на местах топ-менеджеры теряют в должности. Однако, как отмечает Андрей Поздняков, «материнский» офис все равно получает особое внимание со стороны «головы»: чуть больше денег, полномочий, внимания. Причем, по наблюдению аналитика, новосибирские подразделения находятся в более привилегированном положении, чем петербургские, хотя Санкт-Петербург и является вторым городом в России. «Мы — региональная компания, и понимаем особенности работы на уже освоенной территории. Нам проще отслеживать ситуацию, привлекать новых клиентов, — объясняет Борис Журавлев. — Именно поэтому мы разделили полномочия. Наша цель — максимальный охват региональных предприятий. У московского офиса более стратегические задачи: поиск инвесторов, работа с зарубежными и московскими финансовыми институтами». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ