C учетом масштабов работы МПС, на которое приходится 80% перевозок в России, а также бизнеса его партнеров и контрагентов, ТрансКредитБанк потенциально располагает наиболее перспективной клиентской базой в банковской системе России. И в 2003 году он проявил свой потенциал, став одним из наиболее динамично развивающихся банков страны. Сегодня именно ТрансКредитБанк (генеральная лицензия Банка России N 2142) является основным кредитным институтом МПС. Этот статус и масштабы самой отрасли предопределяют колоссальный долгосрочный потенциал развития банка. Все бизнес-планы, клиентская и региональная политика ТрансКредитБанка формируются прежде всего в интересах и с участием МПС России. Основной задачей ТрансКредитБанка является обеспечение качественного проведения расчетов в реальном масштабе времени и бесперебойное кредитование программ развития отрасли. Для реализации столь масштабных задач банком создана широкая региональная инфраструктура. Она состоит из собственных филиалов ТрансКредитБанка, их дополнительных офисов, а также пяти дочерних банков, которые также имеют развитую региональную инфраструктуру. Сейчас ТрансКредитБанк представлен в 62 городах и населенных пунктах Российской Федерации. Однако банк не намерен останавливаться на достигнутом и продолжает расширять сеть банковского обслуживания. Конечная цель - дойти до каждого отделения дороги, каждой компании отрасли и каждого ее работника. Президент ТрансКредитБанка Юрий Красковский отмечает перспективы расширения не только филиальной сети, но и «банковской группы» ТрансКредитБанка: «На сегодняшний день есть несколько региональных банков, контрольные пакеты которых мы хотели бы купить. Эти банки находятся в Поволжье и Сибири». Очевидно, именно там ТрансКредитБанк намерен расширять свой бизнес в первую очередь. Отвечая на вопрос о возможном изменении стратегии развития ТрансКредитБанка в ходе реформы железнодорожной отрасли, замминистра МПС, председатель совета директоров ТрансКредитБанка Владимир Якунин подчеркнул: «Реформа железнодорожной отрасли - это не узковедомственное мероприятие, а преобразования, имеющие общегосударственное значение. Необходимо сохранить технологию перевозок, их безопасность. Все это накладывает отпечаток на перспективы развития ТрансКредитБанка». По словам Якунина, сегодня важно развивать транспортный комплекс страны в целом: воздушный транспорт, морские и речные перевозки, автомобильное сообщение и т. д. «Мы хотим, чтобы ТрансКредитБанк расширил свою деятельность до реализации Программы развития транспорта России в полном объеме», - сказал председатель совета директоров. Юрий Красковский это полностью подтвердил: «ТрансКредитБанк по-прежнему будет опорным расчетным банком Министерства путей сообщения, а затем и ОАО «Российские железные дороги». Однако мы также стремимся расширять свою клиентскую базу за счет отраслей, которые так или иначе связаны с процессом грузоперевозок, среди них - предприятия морского, речного и воздушного транспорта, которые создают целую сеть цепочек по перемещению грузов на территории страны и за рубежом». В контексте реформ в железнодорожной отрасли ТрансКредитБанк разработал комплексную программу долгосрочного сотрудничества с МПС. В ее рамках недавно состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ТрансКредитБанком и ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» (ЗСЖД). Основной целью соглашения является повышение эффективности банковского обслуживания и кредитования программ развития ЗСЖД. На ее выполнение направлено дальнейшее развитие филиальной сети ТрансКредитБанка в Западно-Сибирском регионе. К активно работающим филиалам в Новосибирске и Омске в ближайшее время добавятся новые структурные подразделения в Барнауле, Кемерове и Томске. Вообще, открытие в январе 2002 года филиала в Новосибирске для банка, основными акционерами и клиентами которого являются предприятия системы МПС, было стратегически важно. Новосибирск - транспортная столица Сибири, здесь расположено Управление ЗСЖД, и открытие этого филиала стало для ТрансКредитБанка ключевым в освоении сибирского банковского рынка. Таким образом, далеко не случайно при подписании соглашения с ТрансКредитБанком руководством ЗСЖД высказано пожелание о создании на базе Новосибирского филиала Региональной дирекции ТрансКредитБанка, призванной координировать деятельность существующих и создаваемых подразделений банка в Западной Сибири. Как и по всей России, крупнейшие кредитные проекты банка в Новосибирской области связаны с финансированием железной дороги, которое проводится в различных формах, удобных для ЗСЖД. В регионе сосредоточены лидеры перерабатывающего комплекса отечественной промышленности, представляющие интерес для ТрансКредитБанка в рамках принятой концепции расширения бизнеса, и филиал готов совместно с головным банком рассмотреть любые крупные кредитные проекты. Филиал ТрансКредитБанка в Новосибирске предоставляет предприятиям и населению города целый комплекс самых разнообразных и современных финансовых услуг по конкурентным тарифам, что и обусловило стремительный рост его показателей. Договоренность о подписании соглашения с ЗСЖД была достигнута во время поездки президента ТрансКредитБанка Юрия Красковского по городам Западной Сибири. В частности, в Новокузнецке и Новосибирске прошли успешные переговоры с рядом крупных металлургических, угольных, пищевых и строительных предприятий, а также страховых и лизинговых компаний региона по вопросу их комплексного банковского обслуживания. Необходимо отметить, что в современной клиентской политике банка прослеживаются все признаки универсализации его бизнеса. Если изначально ТрансКредитБанк обслуживал преимущественно предприятия самой железнодорожной отрасли, то в настоящее время в клиентской базе значительно выросла доля их партнеров из металлургической, машиностроительной и иных отраслей. Клиентами банка стали многие сырьевые и производственные компании, перевозящие по железной дороге свои грузы, а также транспортные и экспедиторские фирмы. Сегодня ТрансКредитБанк привлекает на обслуживание все большее число эффективно работающих компаний из других секторов реальной экономики, а также частных вкладчиков. На настоящий момент у банка уже свыше пяти тысяч корпоративных и 300 тысяч частных клиентов. По набору предоставляемых услуг ТрансКредитБанк сейчас вполне соответствует лучшим «универсальным» банкам. Это связано с тем, что в настоящее время корпоративными клиентами востребованы прежде всего самые современные банковские продукты, включая факторинг, форфейтинг, лизинг и др., которые успешно внедрены и «отработаны» на «базовом» клиенте. ТрансКредитБанк осуществляет комплексное обслуживание внешнеторговых контрактов и предконтрактных работ, он разработал и применяет оригинальные схемы в области торгового финансирования с использованием кредитозамещающих банковских инструментов: аккредитивов, банковских гарантий, форфейтирования простых и переводных векселей российских компаний и иностранных контрагентов. ОАО «ТрансКредитБанк» успешно реализует целый ряд проектов по факторинговому обслуживанию предприятий различных отраслей, которое в настоящее время является одной из наиболее востребованных услуг банка. При факторинге в результате уступки банку денежных требований клиент имеет возможность, не дожидаясь осуществления платежа со стороны покупателя, получить средства на свой счет. Эта услуга позволяет предприятиям значительно увеличить количество контрагентов и обеспечить радикальный рост объема продаж в денежном выражении. ТрансКредитБанк принимает участие практически во всех крупных инвестиционных проектах отрасли. Не последнюю роль в этом играет опыт ТрансКредитБанка в организации синдицированного финансирования крупных проектов, например, по изготовлению и приобретению в лизинг подвижного состава. По аналогичной схеме банк работает с металлургическими и машиностроительными предприятиями, выполняющими заказы МПС. Совместно с банками «МЕНАТЕП СПб», «Траст» и РОСБАНКом ТрансКредитБанк успешно реализовал уже четыре подобных проекта. Хорошо известна квалификация ТрансКредитБанка и по организации крупных международных займов. Однако наряду с работой с крупнейшими заемщиками ТрансКредитБанк не оставляет без внимания и «розничный» банковский бизнес. Совместно с ЗАО «Желдорипотека» банк кредитует покупку жилья сотрудниками и ветеранами отрасли. Только в прошлом году таких кредитов выдано на общую сумму 75 млн рублей. В этом году банк расширяет ипотечное кредитование через свою филиальную сеть. Совместно со страховой компанией «ЖАСО» для работников отрасли разработана льготная программа страхования. Совместно с торговой сетью «Аристон» и интернет-магазином «003.ru» ТрансКредитБанк реализует проект, позволяющий частным лицам купить товар в рассрочку, если его стоимость превышает $200 США. Объем таких операций за последнее время значительно возрос: за 6 месяцев 2003 года банком заключено уже свыше 3,5 тыс. договоров рассрочки на сумму более 25 млн рублей. Воспользоваться этой услугой ТрансКредитБанка может любой гражданин РФ, достигший совершеннолетия и обладающий стабильным фиксированным доходом. Покупатель оплачивает первоначально 15, 30 или 50% от стоимости товара, а оставшуюся сумму вносит равными долями в течение последующих трех или шести месяцев. В целом, по мнению президента ТрансКредитБанка Юрия Красковского, сегодня ТКБ находится в идеальном финансовом состоянии. Об этом свидетельствуют и международные рейтинги банка. Так, рейтинговым агентством Standart & Poor's 21 июля долгосрочный кредитный рейтинг был повышен с «ССС» до «ССС+». «Повышение рейтинга отражает тесные взаимоотношения между банком и Министерством путей сообщения Российской Федерации, а также тот факт, что ТрансКредитБанк является основным банком по расчетам российских железнодорожных компаний», - отметила кредитный аналитик агентства Екатерина Трофимова. Хорошее «самочувствие» ТрансКредитБанка подтверждает также динамика роста его основных показателей в первом полугодии (см. диаграмму). Благодаря активному привлечению на обслуживание новых клиентов, прежде всего предприятий и организаций, темпы прироста клиентских средств достигли 93% годовых, суммы ресурсов - 81% годовых, а чистая ссудная задолженность банка росла темпами 42% годовых. При этом ТрансКредитБанк сохранял очень высокую для крупных банков долю работающих активов (75-85%), что позволило ему с рентабельностью в 6% годовых стать одним из самых эффективных из числа крупнейших банков России. Заметим, что такой рентабельности ТрансКредитБанк добился в условиях значительного снижения в 2003 году доходности кредитного портфеля, ужесточения требований МПС к ставкам по привлечению кредитов, а также колоссальных затрат на развитие инфраструктуры, приобретение техники, открытие дополнительных офисов и касс. Дальнейшего ускорения роста ресурсной базы ТрансКредитБанка, скорее всего, следует ожидать на рынке частных вкладов. Несмотря на опережающие темпы роста средств населения (в 1,5 раза за I полугодие), его доля в сумме клиентских средств, привлеченных банком, пока не превышает 5%. Однако в настоящее время ситуация меняется. Сегодня ТрансКредитБанк предлагает широкую линейку вкладов, выгодных и удобных для различных категорий населения, в первую очередь - для железнодорожников. При этом надо учитывать, что на ТрансКредитБанк как на банк, участие государства в капитале которого превышает 50%, распространяются все государственные гарантии возврата вкладов. Важнейшую роль в наращивании средств физических лиц сыграет интенсивное развитие банком «пластиковых» зарплатных программ. С учетом того, что в МПС работает около 1,2 млн человек, ТрансКредитБанк реально может стать одним из ведущих игроков на рынке «пластикового» бизнеса России. Сегодня большинство владельцев платежных карт банка - сотрудники предприятий и организаций железнодорожного транспорта, компаний - партнеров и контрагентов отрасли. Для железнодорожников, многие из которых работают на расстоянии сотен километров до ближайшего города, пластиковые карты - наиболее надежный и удобный способ получения зарплаты, сохранения средств и проведения расчетов. Число банковских карт, уже эмитированных ТрансКредитБанком, превысило 200 тысяч. При этом только в первом полугодии 2003 года банк предоставил своим клиентам около 115 тысяч карт различных типов. В настоящее время ТрансКредитБанк эмитирует банковские карты международных платежных систем VISA Int. и MasterCard Int., а также российской платежной системы Union Card. Дальнейшее развитие получила и создаваемая ТрансКредитБанком инфраструктура их обслуживания. По итогам двух кварталов текущего года в ее состав входило свыше 150 банкоматов и 50 POS-терминалов (на 01.01.2003 их было 85 и 28 соответственно). Особое внимание ТрансКредитБанк уделяет реализации программы по размещению банкоматов на железнодорожных вокзалах и станциях на территории Российской Федерации. Всего же в текущем году ТрансКредитБанк планирует довести объем эмитированных карт до 370 тысяч, а в следующем - превысить полумиллионный рубеж. Есть у ТрансКредитБанка и многочисленные социальные и благотворительные программы. Особое внимание уделяется проектам, связанным с профессиональной подготовкой будущих железнодорожников. Так, в этом году было принято решение об учреждении совместных именных грантов и стипендий ТрансКредитБанка и МПС России для ста лучших студентов профильных высших учебных заведений. Таким образом банк сегодня работает на будущее железнодорожной отрасли, а значит, и на свое будущее.Источник: Креативное обозрение на idea.ru