Явление альта Сибири

Концертом в Новосибирске 28 марта началось гастрольное турне по городам Сибири легендарного альтиста Юрия Башмета и его ансамбля «Солисты Москвы». Кроме Новосибирска, маршрут тура, организованного продюсерским центром «Театр для себя» при спонсорской поддержке «Альфа-банка», проходит через Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул. Билеты на концерты были раскуплены заранее, и ожидания публики оправдались: Юрий Башмет и его музыканты продемонстрировали высочайший уровень профессионализма.   Александра Гафина (слева) и Юрия Башмета связывают не только отношения «спонсор - художник». Фото Аркадия УВАРОВА Такое впечатление, что Юрий Башмет существует в мире музыки всегда. Уже четверть века назад вся советская интеллигенция зачитывалась романом Владимира Орлова «Альтист Данилов», узнавая в немного демоническом герое черты реального музыканта. Если начать перечислять все, чем сегодня славен Юрий Башмет, то перечень займет гораздо больше места, чем положено на статью. Сам он на афишах своих концертов не пишет званий. По словам Башмета, в начале девяностых, выступая вместе с Гидоном Кремером, он понял, насколько нелепо будут смотреться на концертных афишах перечисления званий. Хотя, конечно, Юрий Абрамович прекрасно осознает значение того, что он делает, и на встрече в Новосибирске с прессой, предварявшей концерт, в шутку заметил, что пора бы уже в его родном Ростове-на-Дону или даже в Москве назвать его именем улицу. «Или переулок», - поддержал альтиста вице-президент «Альфа-банка» Александр Гафин, живейшим образом участвующий в беседе. Александр Гафин, которого с Башметом связывают узы дружбы, а не только отношения «спонсор-художник», взялся описать мировое значение Юрия Абрамовича наглядной историей про то, как в аэропорту Башмет не смог найти багажную квитанцию, и в поисках ему пришлось выложить из карманов все содержимое: ключи от нескольких польских гостиниц, таможенные декларации, монеты разных стран, визитки европейских промоутеров и музыкантов и т. д. Большое счастье, что при такой мировой востребованности и занятости Юрий Башмет с ансамблем смогли приехать в Сибирь. Между тем легендарному музыканту лишь немного перевалило за пятьдесят (в позапрошлом году отмечался юбилей). Но даже отдавая должное его деятельности как педагога, руководителя двух коллективов, общественного деятеля, не стоит забывать, что главное в его жизни - альт. Именно Башмет сделал этот немного неуклюжий инструмент с глубоким, можно сказать, депрессивным голосом столь популярным сегодня. Композиторы-классики обходили альт стороной. Существует не так много сочинений для альта. Но эта нехватка с лихвой компенсирована - современники посвятили Юрию Башмету 53 произведения для альта. Юрий Абрамович о своих отношениях с этими посвященными ему сочинениями сказал следующее: «Не все из 53 концертов я играю, со всеми у меня разные отношения. Но из каждого можно извлечь что-то важное. Шнитке сказал, что это мой портрет. Там есть место, где из нот составлена моя фамилия. Вы знаете, что это можно делать. Ну как Бах, например. А у меня, кстати, первые четыре буквы на латыни совпадают с Бахом. И моя фамилия - это самая красивая тема в сочинении Шнитке. Я девять лет ждал от Шнитке этого концерта, вел себя грубо, напоминал ему. Мы с ним даже ругались. В результате - лучший альтовый концерт ХХ века, и я сыграл его во всех столицах мира. Сегодня уже существует шесть записей этого концерта разными исполнителями. Что это значит? Существует одна запись альтового концерта Бартока и шесть - Шнитке. Это о чем-то говорит». Из других современных композиторов, которых он играет, Башмет называет Канчели, Софью Губайдуллину, Александра Чайковского и говорит, что исполнять произведения современников даже более ответственно, чем классиков, ведь Моцарт-то в зале не сидит. Говоря про дом, точнее, про понятие дома, Юрий Башмет отвечает, что есть только одно место: «Я хоть и переезжаю c места на место, другого дома не имею. У меня есть только одно место, где я рубашки меняю и с собаками гуляю. Я уже не говорю, что и с дочкой часто вижусь и даже играю с ней концерты в разных странах. Когда меня спрашивают, почему я не уехал из России, я отвечаю, что не уехал потому, что моя дочь учится в лучшей консерватории мира. У меня раньше было много вариантов ответа, но потом все формулы сократились до этой». Юрий Башмет сегодня - это огромное явление, и не только чисто музыкальное, но и культурное. Он - музыкант высочайшего уровня - способен, между тем, принять приглашение Олега Меньшикова и подыграть на рояле Сергею Шнурову в новогоднюю ночь. На вопрос корреспондента «КС» о причинах, побудивших его участвовать в телешоу, маэстро ответил просто: «Меня пригласил Олег, а что играть и с кем, я даже не представлял». А про современную музыку вообще альтист (в юности игравший на гитаре рок) посетовал, что, к сожалению, музыкантов уровня Хендрикса, групп «Чикаго», Blood, Sweat & Tears и других титанов джаз-рока сегодня не появляется. Говоря о турне, Башмет подчеркнул, как ему приятно выступать в Новосибирске, где выросла плеяда замечательных музыкантов. Максиму Венгерову, к слову, Юрий Башмет в январе этого года вручил премию имени Шостаковича, учрежденную его благотворительным фондом. О Венгерове Юрий Башмет говорил в превосходных тонах - похвалив его «голод», альтист пообещал, что Максим будет первым скрипачом, сыгравшим на Луне. Столь же высокую оценку он дал попыткам Венгерова освоить альт. По словам Башмета, лишь немногие скрипачи могут извлечь достойный звук из альта, и Венгеров - в их числе. Как надо извлекать звук из альта, Юрий Башмет продемонстрировал на концерте. Зал был полон, и после концерта, во время которого были сыграны произведения Регера, Шостаковича, Моцарта и Свиридова, овации длились около десяти минут. Башмета многие сравнивают с Паганини: худоба, длинные волосы, демоническая внешность. Башмет, надо думать, это сознает - недаром же в его мобильном телефоне звучит 24-й каприс Паганини. Был трогательный момент в концерте: на сцену вышла юная девушка в коричневом платье, сшитом по моде полувековой давности, и вручила Башмету какую-то фотографию в рамке. Башмет был тронут. После концерта с Ольгой, так звали дарительницу портрета, удалось пообщаться. Оказалось, подарила она маэстро портрет, на котором запечатлены мама Юрия Башмета и бабушка Ольги во время совместной учебы в Ленинградском университете в конце 40-х годов. А платье на девушке - одно из сшитых в то время мамой Башмета для своей подруги. Возможно, концерты в других сибирских городах подарят маэстро и другие трогательные сюрпризы. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ