- 1024px
- 1280px
Евгений Гришковец посетил родину
В трех сибирских городах - Кемерове, Новокузнецке и Новосибирске - прошли гастроли Евгения Гришковца, одного из самых популярных персонажей российской театральной сцены. Актер, режиссер, драматург, а с недавних пор и прозаик, бывший кемеровчанин, а ныне житель Калининграда, обладатель «Золотых масок» и прочих премий не в первый раз показывал спектакли на малой родине, но впервые - в таком объеме. Причем в Кемерове он играл на сцене концертного зала родного университета - первой сцене, на которую выходил студентом в концертах самодеятельности. Евгений Гришковец, показавший на родине все свои моноспектакли, хочет привезти в Сибирь «Планету». Фото Михаила ПЕРИКОВА В Сибирь «человек-театр» (иначе его пресса и не называет) привез не новые, но от этого не менее любимые публикой спектакли. В Кемерове Гришковец сыграл прославивший его моноспектакль «Как я съел собаку» и «Дредноуты», в Новокузнецке (где он выступал впервые) - «ОдноврЕмЕнно», а в Новосибирске - все три. Особо теплый прием Гришковцу был оказан, естественно, в Кемерове - билеты на оба спектакля были раскуплены заранее, зал был переполнен, и реагировала публика бурно. Что неудивительно - в Кемерове Гришковца помнит буквально каждая собака, а уж в стенах университета - и подавно. По сути, это была встреча со своим хорошим знакомым, с которым давно не виделись. После спектакля Евгений Гришковец признался, что когда-то «на этой сцене пережил самые счастливые минуты», потому что тогда «все только начиналось»: «Я испытал ощущение вернувшейся молодости. Тогда все воспринималось более остро и сильно. Эта сцена всегда была шумной и сложной. И я прекрасно знаю, что утихомиривать студентов бессмысленно. Однако организацией спектаклей и публикой я доволен. Для молодых играть приятнее. Они более жизнерадостно и непосредственно реагируют». Последний раз Гришковец выступал в Кемерове два года назад со спектаклем «ОдноврЕмЕнно» на сцене областного драматического театра - и тогда спектакль шел на час больше обычного, настолько Гришковец был «в ударе», воодушевленный приемом публики. Надо сказать, что тот спектакль был первым выходом Гришковца на кемеровскую академическую сцену - его предыдущий визит в родной город, сразу после получения литературной премии «Антибукер» и двух «Золотых масок» за спектакль «Как я съел собаку», был гораздо менее триумфальным. Он сыграл два своих моноспектакля в зале театра «Ложа», построенного своими руками, в котором, по словам Гришковца, ему знаком каждый забитый гвоздь. Вся российская театральная общественность сегодня знает город Кемерово лишь потому, что Евгений Гришковец в нем родился, вырос, окончил филфак университета и основал театр «Ложа», в котором поставил девять спектаклей с непрофессиональными актерами, основанные на незафиксированном тексте, - пьесы как таковые не писались, и актеры в ходе игры свободно импровизировали на заданную тему. Коллектив получал призы на различных российских и зарубежных фестивалях непрофессиональных театров, а в 1998 году Гришковец оставил театр и переехал в Калининград. Почему он уехал, Гришковец много говорил и писал. В Новосибирске на встрече с прессой он еще раз вернулся к теме, долгое время бывшей для него больной: «После отъезда, когда вернулся сюда год спустя, я хватался за голову: «Ох, эта будка для шашлыков покрашена голубой краской! Здесь жить нельзя!» А сейчас я эти шашлыки с удовольствием ем А потом - я же все здесь знаю. Когда я приезжаю в город Кемерово, у меня нет такой мысли: а пройду-ка я по тихим школьным этажам! Город для меня открывается как файл - чик, и весь вывалился. Жить здесь можно, но я не хочу. Когда я уезжал, я решал творческие проблемы, а не житейские. И мой вариант - уникальный способ, а не универсальный. То что это питание сбалансировано под потребности организма, это факт. Там есть все необходимое для нормальной жизнедеятельности. Самому по утрам собирать в кучу разные продукты чтобы набрать необходимое, довольно сложно и мне лично лень. смешать его в блендере с медом, бананом, киви, овсянкой, ложкой арахисового масла, получив полезный коктейль с высоким содержанием концентрированного белка. Но главное – это будет дешевле. Смешать с молоком и выпить утром коктейль и пойти на работу без изжоги, это меня устраивает. Худеть мне не надо. Супруга принесла, я употребляю. Есть ощущение того что энергии до обеда хватает, сонливости нет, раньше была. Употребляю очень небольшой промежуток времени. Когда в середине девяностых я делал спектакли в «Ложе», позиция была такая - не все ли равно, где играть? И это была молодая, гордая и более сильная позиция. И объективнее я был тогда счастливее, чем сейчас. Правда». Что случилось после отъезда в Калининград, более или менее известно практически всем: спектакли «Записки русского путешественника» и «Планета», пьесы «Зима» и «Город», недавно написанный роман «Рубашка», получивший премию «Дебют года» и разошедшийся тиражом в 80 тыс. экземпляров. И - всероссийская и европейская слава, прошлогодний фестиваль в Авиньоне, спектакль «Осада», поставленный Гришковцом на главной сцене страны, во МХАТе, выступления в модных клубах, пластинка, записанная с группой «Бигуди», и прочее, прочее. Оборотная сторона успеха и всенародной любви и популярности - темп жизни, необходимость играть по 25 спектаклей в месяц, невозможность нормально отдыхать и общение с семьей по телефону. Понятно, что это не то счастье, которого он искал и хотел. Гришковец говорит: «Я не знаю, что такое счастье. В романе «Рубашка» герои много рассуждают, что такое счастье, и этот вопрос очень актуален для меня. Даже когда тебе бывает очень хорошо, ты не уверен, что это и есть счастье. Нет ни одной секунды счастья». Это не мешает ему строить новые планы и проекты. Так, Гришковец подтвердил, что есть намерение снять совместно с Владимиром Машковым (уроженцем Новокузнецка) фильм, основанный на детских кузбасских впечатления, этакий «Сибирский амаркорд». С Машковым, правда, Гришковец разговаривал в Лос-Анджелесе, и когда Машков сможет оторваться от Голливуда, пока неизвестно. Из непоказанных Евгением Гришковцом на родине спектаклей осталась одна «Планета», которую привезти без поддержки спонсоров практически невозможно - в спектакле слишком сложные декорации и освещение. В Сибири желающих поддержать этот проект, по словам Гришковца, пока не нашлось. Очевидно, говорит он, богатые люди театром интересуются меньше, чем в Москве. А в Москве, по словам Евгения, Роман Абрамович смотрел спектакль «Как я съел собаку» целых четыре раза. Не секрет и дружеские отношения Гришковца с банкиром Александром Мамутом. Гришковец считает, что интерес бизнесменов к театру и людям театра возникает только после того, как у них навсегда не стало проблем с деньгами и им становится очень важно, с кем они общаются. Понятно, что общаться с людьми, которые делают что-то значительное в искусстве, интересно и приятно, это наполняет жизнь смыслом и радостью. Наверное, высказал предположение Евгений Гришковец, в Сибири еще не так много действительно богатых людей. То есть у них, возможно, уже есть деньги, но пока еще нет достаточно времени, чтобы понять, что такое настоящее театральное впечатление. А вот когда у них появится личный опыт общения с хорошим театром и талантливыми людьми, они уже не смогут жить иначе, потому что это действует, как наркотик.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru