Пошли в народ агентства недвижимости

На рынке недвижимости Новосибирска - новая тенденция. Крупные агентства активно наращивают филиальные сети. Так они надеются завоевать клиентов, для которых все важнее становится детальное знание района риэлтером. Впрочем, рост числа филиалов может быть опасным, поскольку он приводит к центробежным тенденциям и внутренним конфликтам в компаниях.   Рисунок Михаила НЕЙМАНА Агентство недвижимости «Жилфонд», один из лидеров рынка недвижимости Новосибирска, с 1997-го по 2003 год работало в одном офисе. На сегодняшний день компания имеет уже пять филиалов, и, как отмечает гендиректор Олег Горских, их число, скорее всего, будет расти. Стремительный рост филиалов Горских объясняет появлением новых технических возможностей для обмена информацией: «Мы всегда считали, что в работе агентства ключевую роль играет быстрое обновление информации. Когда появился скоростной Интернет и другие технические средства, открытие филиалов уже не приводит к снижению скорости обмена данными». Основная причина роста числа филиалов, считает гендиректор агентства «Сибакадемстрой-недвижимость» Владимир Голованов (компания на сегодняшний день состоит из 10 филиалов), - в том, что сегодня задача риэлтера - быть не просто ближе к потребителю, но знать конкретный район города. «Клиент ждет этого знания от специалиста, - подчеркивает руководитель «Сибакадемстрой-недвижимости». - Он не всегда знает, чего хочет, и если видит профессионала, владеющего точной информацией о районе, это рождает доверие». Поскольку филиалы позволяют воспитать узких специалистов, задачей головной компании становится сохранение самобытности коллектива отделения и при этом - соответствие работы общим стандартам фирмы. «С одной стороны, зашел в филиал - должен «узнать» фирму по ее корпоративным стандартам, - подчеркивает Голованов. - С другой стороны, важно не «бить по рукам» филиалы, ведь они работают с разными типами клиентов. Достаточно, например, сравнить клиентов Бердска и Центрального района Новосибирска - ясно, что они различаются. То есть важно дать филиалу некую степень свободы». Филиальная система, отмечает Голованов, приносит положительный эффект, поскольку определенная свобода филиала позволяет генерировать идеи, создавать творческую атмосферу. При грамотном подходе все интересное, что придумывается в отделениях, становится достоянием всей структуры. Как отмечает руководитель Центрального агентства недвижимости «Афина Паллада» Татьяна Дергачева, самые большие достоинства филиальной системы работы - обширная база данных. При этом расходы на содержание штата в многофилиальной компании сопоставимы с расходами на один офис, поскольку бухгалтерия, рекламный отдел и топ-менеджмент у компании в любом случае общие. Однако не всегда открытие филиалов приводит к упрочению позиций компании. «Есть несколько случаев в городе, - рассказывает Голованов, - когда попытка открыть филиалы терпела фиаско. Это происходит, в частности, когда небольшие компании гонятся за имиджем и возводят наличие филиалов в некий принцип. Тогда открытие дополнительного отделения приводит к развалу компании, я знаю три-четыре таких примера. Также нередки случаи, когда филиал чувствует себя самостоятельной единицей и отделяется от основной компании, уходя в самостоятельное плавание». Чтобы этого не произошло, компания должна иметь сильный брэнд, отработанную технологию и корпоративную культуру - те ценности, которые невозможно «унести с собой» при увольнении. «Изначально вся работа риэлтерской компании начинается из одного офиса, - рассказывает президент Новосибирской ассоциации риэлтеров Александр Орлов. - Затем, как правило, офис достигает определенного уровня развития, и встает вопрос о дальнейшей стратегии. Выбор идет между укрупнением в формате одного офиса или развитием в филиальную сеть». «Открытие первого филиала, - добавляет Голованов, - является непростой задачей, и количество хлопот по управлению несколькими филиалами растет в геометрической прогрессии. Но если у компании уже есть пять-шесть филиалов, то дальнейшее открытие отделений трудностей практически не создает». Еще одна проблема, которую необходимо решить, - подбор руководителя. «Любой хороший сотрудник - это дефицит, но особенно тяжело найти управленца среднего звена, - подчеркивает Голованов. - С одной стороны, от руководителя филиала, который вырос в компании и пропитан ее духом, ждут продолжения традиций, с другой стороны - руководители не должны ограничивать себя привычными рамками, нужно искать новые подходы и решения». По мнению Орлова, при открытии отделений могут возникнуть и сложности с контролем финансовых потоков - либо он остается за главным офисом, либо отдается в само подразделение с регулярными отчетами в головной офис. В любом случае, чтобы эффективно работать, требуется доверие между руководством компании и начальниками филиалов. Впрочем, отмечает Орлов, если материнская компания забирает у отделений всю выручку и не тратится на их развитие, это неизбежно приведет к конфликту. «Развитие филиалов и отделений - общая тенденция, она касается не только рынка недвижимости», - подчеркивает Голованов. Хотя пока агентств с одним отделением в городе больше, по мнению риэлтеров, для крупных структур развитие филиальной сети практически неизбежно. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ