Все как один

Одно из последних постановлений отправленного в отставку кабинета министров призвано изменить правила игры в тарифной политике ЖКХ, заставив глав регионов и муниципалитетов руководствоваться едиными правилами тарифообразования. Эксперты уже сейчас прогнозируют возникновение конфликтов между местными властями и частным бизнесом в отрасли: главы регионов при формировании тарифов, по ожиданиям аналитиков, будут по-прежнему руководствоваться не экономической обоснованностью, а политическими соображениями. Но такой подход не устроит инвесторов, заинтересованных в переменах. Через полгода тарифы на услуги ЖКХ, а также цены на содержание, ремонт и наем жилья по всей стране должны будут рассчитываться по единой методике. Соответствующее постановление подписал 17 февраля экс-премьер Михаил Касьянов. Пока неясна методика расчета тарифов - на ее разработку Госстрою РФ отведено полгода. Однако основные принципы «новых коммунальных правил» федеральные чиновники обнародовали уже сейчас. Известно, например, что местные власти при расчете цен и тарифов будут обязаны руководствоваться «экономической обоснованностью расходов». Право следить за обоснованностью тарифов предоставляется независимым экспертным организациям. Тарифы можно будет индексировать с учетом инфляции, а также пересматривать их при «заметном ухудшении или улучшении экономических условий», в частности, когда начисленная сумма для организации за отчетный период изменилась более чем на 5%, а ставка рефинансирования Центробанка и стоимость долгосрочных банковских кредитов - более чем на 10%. Опрошенные «КС» региональные чиновники утверждают, что пока не имеют четкого представления о новом документе, и отказываются его комментировать. Мнения экспертов в области электроэнергетики и ЖКХ, а также инвесторов, пришедших недавно в отрасль, сходятся в одном: новые правила выгодны только на первый взгляд. «Суть постановления, а также возможности внеочередного пересмотра тарифов заключаются в том, чтобы дать шанс предприятиям ЖКХ работать более эффективно, без постоянной дебиторской задолженности, - считает аналитик энергетического сектора компании «БКС» Александр Корнилов. - Поскольку экономическая ситуация в стране меняется несколько раз за год, целесообразно пересматривать тарифы в течение этого периода». Однако при необходимости многократного пересмотра тарифов интересы сторон могут не совпадать. Главы регионов и городов будут традиционно стремиться к сдерживанию тарифов. Это вряд ли устроит частных инвесторов, число которых в регионах в последнее время растет. Работая в региональном ЖКХ на условиях аренды, они фактически не имеют права голоса в решении вопросов тарифообразования. «У нас нет рычагов воздействия на губернаторов. Несмотря на то что возможность пересмотра тарифов в течение года выглядит заманчиво, они все равно будут зависеть от политической ситуации в регионах», - отмечает начальник управления по связям со СМИ ОАО «Российские коммунальные системы» Сергей Виноградов. «В любом случае последнее слово при утверждении коммунальных тарифов будет за губернаторами, - подчеркивает аналитик Александр Корнилов. - Понятно, что независимые экспертные комиссии (по данным «БКС», на начало года при Госстрое аккредитовано 128 комиссий) будут следить за обоснованностью тарифов, но ведь и независимые РЭК сегодня подвержены воздействию губернаторов. В этом отношении новое постановление вряд ли что-то изменит». Свою влиятельность главы регионов уже неоднократно доказывали победами в перманентных конфликтах с «независимыми» региональными энергетическими комиссиями. Так, Красноярский горсовет в прошлом году добился признания незаконным постановления РЭК о повышении тарифов на 2002 год, и потребители тепло- и электроэнергии смогли вернуть средства, переплаченные энергетикам. А в Алтайском крае решением губернатора Александра Сурикова РЭК ликвидирована, ее полномочия возложены на одно из управлений региональной администрации. Компромиссы возможны в тех регионах, главы которых заинтересованы в присутствии частного капитала в жилкомхозе. В Сибири таких пока немного (подробнее - в тематическом выпуске «Реформа ЖКХ» в «КС» N 41 за 2003 год). Региональным лидерам придется соблюсти баланс интересов не только производителей услуг, входящих в госсектор, и потребителей, как в случае с энерготарифами, но и частного капитала: слишком высокие тарифы обернутся «социальными последствиями» и негативно отразятся на экономике. Слишком низкие могут загнать в тупик коммунальщиков и разочаровать инвесторов. Но если в каком-то субъекте РФ власти все же решат пойти навстречу бизнесу, в соседних регионах резонанс наверняка будет. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ