Свежие идеи и концепции не всегда легко претворяются в жизнь. Это справедливо и для индустрии информационных технологий, одним из ведущих участников которой является компания Sun Microsystems. О современных тенденциях в области ИТ для бизнеса корреспондент «КС» ЮРИЙ ГОЛДАЕВ беседует с главой представительства компании Sun Microsystems в регионе СНГ СЕРГЕЕМ ТАРАСОВЫМ. - Практически все производители компьютеров сегодня выпускают и мобильные устройства (ноутбуки, КПК). Почему Sun Microsystems не делает этого? - У каждой технологической компании есть наиболее прибыльные сектора, где зарабатываются деньги. Если взять ноутбуки, то собирают их многие, а реально зарабатывают на их производстве несколько компаний - те, кто выпускает жесткие диски, процессоры, матрицы для экранов. Вклад Sun Microsystems в мобильные устройства - это язык Java, который сегодня поддерживается практически везде, в том числе и на сотовых телефонах, и на КПК, и на ноутбуках. В ИТ-индустрии идет та же специализация, что и в других отраслях промышленности. Например, на заводах Ford в начале прошлого века производилось все необходимое для сборки машин - вплоть до шин и дворников. Теперь же компания Ford специализируется только на разработке новых моделей и сборке машин, а производством комплектующих занимаются другие компании, для которых это является основным бизнесом. Или другой пример - компания Hewlett-Packard производит множество различных товаров, но среди них есть часть прибыльная (картриджи), есть объемная (принтеры), а есть производство компьютеров, прибыльность которого может оказаться под вопросом. Рынок ПК и серверов сейчас очень насыщен, и нужно найти такую модель бизнеса, которая позволяла бы зарабатывать деньги. В Sun Microsystems ключевые направления - это разработка и производство серверов и процессоров для них. - Придет ли на смену настольному компьютеру ноутбук или что-то еще? - Придет тонкий клиент*, но здесь мы тоже видим столкновение интересов: в производстве ПК задействовано очень много компаний. Появление новых возможностей в операционных системах для настольных компьютеров приводит к тому, что ОС становятся все более сложными. Но в какой-то момент эта сложность приведет к неуправляемости: с линейным ростом объемов исходного текста количество проблем в них увеличивается экспоненциально. Уже сегодня исходные тексты Windows в несколько раз больше, чем UNIX. Пора признать, что концепция дорогого настольного компьютера себя изжила, - и переходить на тонкие клиенты. На мой взгляд, эпоха тонких клиентов придет благодаря китайцам, когда они начнут массово выпускать такие устройства по цене порядка $15. Основная угроза тонким клиентам идет не со стороны ноутбуков, а со стороны смартфонов. Покупая смартфон, вы не платите за операционную систему, хотя она там установлена. И хотя себестоимость весьма существенна, деньги делаются не на продаже устройств, а на трафике. Аналогично и с тонким клиентом - когда плата будет взиматься за трафик, тоже пойдет рост. Это как в телевидении - его можно смотреть бесплатно, но тогда включается бизнес-модель с рекламой, и ситуация доходит до абсурда: из-за обилия рекламы люди вовсе перестают смотреть ТВ. Альтернатива - абонентская плата, и никакой рекламы. - Каковы, на ваш взгляд, наиболее интересные тенденции в сфере ИТ для бизнеса? - Во-первых, это централизация: вычислительные мощности постепенно уходят с рабочих мест, задачи все больше решаются на уровне сервера, что позволяет гибко перераспределять ресурсы. Увеличивается роль систем хранения данных - они становятся ключевыми средствами хранения информации в организациях. В области программного обеспечения - это уход приложений на уровень веб-сервисов. Например, у нас в компании работает база данных по всем сотрудникам - там есть и рядовые менеджеры, и ее генеральный директор Скотт МакНили. И в любой момент я могу подключиться к базе данных через Интернет и посмотреть, кто за какое направление отвечает, кому подчиняется и кем руководит, где находится в настоящий момент, его телефон, электронную почту - это очень удобно. Сегодня переход на веб-сервисы - это серьезная тенденция, и если кто-то делает программное обеспечение без возможностей работы с ним через Интернет - это уже странно. На более высоком уровне - меняется ассоциация: под компьютером все чаще подразумевают не настольный ПК. Приходит время, когда число компьютеров, с которыми работает человек (какие-то из них могут и не называться компьютерами), возрастает - сотовый телефон, автомобиль, телевизор, другая бытовая техника. Компьютеров становится на порядок больше, и они меняют привычные вещи. Например, часы в их современном виде скоро исчезнут. Не нужны будут сверхточные механизмы, такие как Tourbillon, - с помощью радиосигналов со спутников наручные часы смогут постоянно синхронизировать свое время с самыми точными часами мира. Поэтому цена их будет определяться только количеством бриллиантов на корпусе. Через несколько лет китайцы освоят производство таких устройств - и весь мир перейдет на эту технологию. И все устройства, с которыми работает человек, должны быть простыми и массовыми, как часы. Еще одна перспективная тенденция - переход к массовому применению радиометок (RFID). С их помощью можно будет пронумеровать, например, каждый пакет молока в супермаркете. Но здесь идет столкновение интересов. К примеру, RFID появились на одежде Benetton - и компанию объявили в нарушении privacy: мол, каждый сможет узнать, что на мне надето, - и началось судебное разбирательство. Но в том, что применение RFID станет массовым, у меня нет сомнений - они исчезают, когда в супермаркете проходишь мимо кассы с тележкой, и тебе тут же выдается чек. Появляется и возможность контроля за скоропортящимися продуктами. А цена радиометки уже меньше $1. Здесь есть еще одна проблема - первое, к чему хочется приколоть метку, это человек. Обнаружить местонахождение людей пока непросто, но с развитием техники это неминуемо - уже есть технологии поиска человека по его сотовому телефону. - Сегодня многие производители компьютерной техники стремятся на рынок среднего и малого бизнеса. Но ведь чем меньше бизнес, тем меньше его потребность в ИТ? - В России нетипичная ситуация со средним и малым бизнесом. Он развивается очень медленно, потому что открыть свой собственный бизнес у нас в стране очень непросто, даже если есть средства и предпринимательская жилка. Я побывал во многих странах, но и в сравнении с такими, как Греция или Вьетнам, число средних и малых компаний у нас - мизерно. Возьмем для примера киоски - с них начинали многие бизнесмены, но теперь они выметены с улиц. В России крупный бизнес либо поглощает мелкий, либо выдавливает его с рынка. Поэтому и в роли потребителей ИТ сегмент среднего и малого бизнеса невелик. Информационная система нужна предприятию для двух целей: сбор сведений снизу вверх и трансляция указаний сверху вниз. В малом бизнесе поле автоматизации минимально: заменили пишущую машинку на компьютер, поставили кассовый аппарат и калькулятор помощнее - и все. Если смотреть на прибыль, она тоже невелика, а на ИТ, по статистике, тратятся считанные проценты. Малый бизнес перешел на ПК - и его потребности на этом закрыты, а основные изменения в сфере ИТ происходят все же в сфере крупного бизнеса. Информатизация нужна в первую очередь владельцу предприятия - для обеспечения прозрачности бизнеса (особенно недавно приобретенного). Мой любимый пример - с бензоколонками: пока у владельца одна АЗС - у него нет потребности в информационных системах. Она появляется, когда создается сеть АЗС: чтобы бензин не отливали потихоньку, нужны автоматизированные системы учета. В большинстве случаев прозрачность достигается за счет перехода на инструментарий, жестко ограниченный по функционалу, и контроля за сотрудниками. Возьмем для примера паспортный стол: работнику такого учреждения нужен инструмент такой же надежный и простой, как автомат Калашникова. Имея вместо обычного компьютера терминал, этот человек не может играть в игры на рабочем месте или, что более важно, выносить с него информацию - там просто нет технических возможностей для этого. Применение тонких клиентов позволяет и четче отслеживать эффективность работы сотрудников. Но здесь начинается столкновение интересов: есть слишком много людей (в том числе в государственных организациях), которые не хотят прозрачности, которым она невыгодна. - Многие решения, предлагаемые для среднего и малого бизнеса, относятся к категории «коробочных». Но ведь они хороши и для крупных предприятий? - Решения «из коробки» - хороший подход. В том же паспортном столе не должно быть людей, которые занимаются техникой. К примеру, в нашем офисе работает 70 человек, но у нас нет системного администратора. На рабочих местах стоят тонкие клиенты, на которых в принципе ничто не может сломаться, а все сложности с сервером решаются дистанционно - из Голландии. В случае паспортного стола сложность компьютеров должна быть на уровне телевизора - не больше степеней свободы, чем при переключении телеканалов. И весь интерфейс должен быть в терминах домохозяйки. К примеру, если у меня в машине дверь не закрыта - на табло появляется надпись «закройте правую дверь», а не «ошибка номер 348 проблемы ввода-вывода» - потому что у меня правильная машина. Решение «из коробки» может стоить очень недорого. Скажем, сервер на 50 рабочих мест - можно вынуть из коробки, подключить к сети, один раз настроить IP-адреса с ЖК-панели, и он будет работать, не требуя к себе внимания. *Терминал, или тонкий клиент - это бездисковый компьютер, обеспечивающий возможность работы с информацией, хранящейся на сервере. В отличие от ПК не содержит движущихся частей, потребляет мало энергии и реже выходит из строя, дольше не требует модернизации (достаточно модернизировать сервер). Источник: Креативное обозрение на idea.ru