С новым социальным партнером!

Основная экономическая тенденция последних лет в 2003 году осталась неизменной: налоговые доходы продолжают перераспределяться в пользу федерального центра. Планируемые на 2004 год преобразования несколько снижают налоговое бремя для бизнеса, но и в очередной раз лишают субъекты РФ значительной части доходов. В этой ситуации предприниматели ожидают в наступающем году усиления административного давления в рамках «социального партнерства власти и бизнеса».   В новом году, как говорит президент РФ Владимир Путин, отношения власти и бизнеса должны выйти на новый уровень - социального партнерства. На фото - начальник управления физкультуры и спорта администрации Новосибирской области Александр Солодкин (слева) и руководитель новосибирского Муниципального банка Владимир Женов. Фото Аркадия УВАРОВА В процессе перераспределения налогов между регионами и центром местные бюджеты продолжают терять доходы, в то время как их расходы растут вместе с перераспределением бюджетных полномочий в рамках реформирования системы местного самоуправления. «Власть собирается пересмотреть систему финансирования, разнести полномочия, чтобы у регионов было достаточно денег для их реализации, но как это будет - неизвестно, - заявил по этому поводу известный экономист, академик РАН Абел Аганбегян во время недавнего визита в Новосибирск. - Хотя бы 70 из 89 регионов должны быть на самофинансировании. Нерационально, что все деньги стекаются в Москву, где живет только 7% населения страны, а потом распределяются обратно на периферию». По мере реализации налоговой реформы в распоряжении регионов остаются не самые прибыльные налоги и сборы. Например, в Кемерове с 1 января 2004 года будут отменены 18 местных налогов и сборов, удельный вес которых в поступлениях в городской бюджет в 2003 году составил около 60%. Власти Кузбасса считают, что налоговая реформа становится все более невыгодной регионам. «От изменений, внесенных в Налоговый и Бюджетный кодексы, выпадающие доходы Кемеровской области в следующем году составят около 1,5 млрд руб., а расходы его возрастут на 3,6 млрд руб. в части зарплаты бюджетникам, - говорит председатель бюджетного комитета облсовета Сергей Сафронов. - Взамен область получит около 120-130 млн руб. дохода от налога на игорный бизнес, около 200 млн руб. акциза на ликероводочную продукцию и 1% налога на прибыль - около 400 млн. Но объем этих доходов в два раза меньше, чем выпадающих». «Происходит вымывание налоговой базы из регионов, ожидаемый доход бюджета на будущий год остается на уровне текущего года, а расходы увеличиваются - вне зависимости от того, как мы сработали», - прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Кузбасса Юрий Ким. В 2003 году вступили в действие транспортный налог, отменивший налог на владельцев транспортных средств, а также специальные режимы налогообложения - упрощенная система и единый налог на вмененный доход. В 2004 году вступят в силу налоги на имущество организаций, на игорный бизнес и новый налог на сельхозпроизводителей. Прекращает свое действие налог с продаж. Ставка НДС снижается с 20 до 18% при сохранении льготной 10-процентной ставки на социально значимые товары. Практически полностью отменяются льготы по налогу на прибыль. Эксперты отмечают, что в последнее время «перекос» в сторону федерального бюджета отмечается особенно в части легко контролируемых налогов, например, НДС и налога на прибыль. По словам зампредседателя бюджетного комитета новосибирского облсовета Сергея Канунникова, «федеральный бюджет, конечно, компенсирует субъектам Федерации те налоги, которые забирает, но в лучшем случае на 60%. Местные налоги не могут перекрыть возникающий дефицит. За последние четыре года объем собственных доходов Новосибирской области уменьшился, а безвозмездной помощи от федерального бюджета увеличился с 15 до 30%. Это означает усиление зависимости субъекта Федерации от центра». Правда, в администрации Новосибирской области уверены, что у региона более выигрышное положение, чем у некоторых других. «В области много мелких предприятий, которые платят мало, но стабильно, - сказал корреспонденту «КС» начальник управления финансов и налоговой политики обладминистрации Сергей Аксененко. - Мы не завязаны на олигархических предприятиях и можем рассчитывать на постоянный рост поступлений как за счет появления новых плательщиков, так и за счет увеличения их официальных доходов и, соответственно, платежей». Там же, где присутствуют крупные компании, местные чиновники особенно активны в поддержке идей федерального руководства о повышении социальной ответственности бизнеса. Примеры - Красноярский край, где в конце нынешнего года администрация подписала ряд соглашений о социально-экономическом партнерстве с ФПГ, чьи предприятия действуют на территории региона («КС» N 36), а также Кемеровская область, где основная часть ЖКХ передана в управление крупным компаниям («КС» N 41), а среди местных «олигархов» появилась традиция перечислять в пользу социальных проектов собственную заработную плату («КС» N 35). Прогрессирующее сокращение доходов субъектов Федерации и рост расходов местных бюджетов заставляют предпринимателей ожидать усиления давления со стороны местных властей. «У власти в связи с отменой местных сборов и перераспределением налогов между субъектами и центром есть большая потребность в компенсации, - говорит, в частности, председатель Совета по развитию предпринимательства Кемерова Игорь Лысенко. - «Социальное партнерство» со стороны бизнеса в данной ситуации призвано устранить недостатки работы власти. Например, был отменен ряд местных налогов, а федеральная власть переводит все большее количество хорошо собираемых налогов на федеральный уровень. Это создает проблемы для областной и местной властей. Но эти ошибки, сделанные на уровне руководства страны, нельзя решать исключительно за счет бизнеса. «Социальное партнерство» должно строиться исключительно на добровольной основе». Предприниматели уверены, что их участие в «социалке» было достаточно активным и до того, когда разговоры о повышении социальной ответственности бизнеса стали столь актуальными. По информации Центра экономических и финансовых исследований и разработок, только промышленные компании в 2002 году потратили на финансирование социальной сферы 97 млрд руб. (0,9% ВВП). Государство на социальную политику за тот же период потратило около 150 млрд руб.(1,2% ВВП). «Разговоры о социальной ответственности бизнеса, об усилении государственного вмешательства в экономику возникли из-за того, что государство, получив экономический рост, не смогло сделать его результаты достоянием широких слоев граждан, - считает кандидат экономических наук Владимир Клисторин (Новосибирск). - Во времена кризиса и падения производства люди готовы были терпеть. Сегодня же, наблюдая рост, они начинают задавать вопросы - а куда, собственно, этот рост идет? Государство продемонстрировало неспособность управлять кризисом, но и после него эффективных рычагов управления не создано. Экономический рост затронул небольшое число крупных предприятий, небольшую часть госсектора, а ситуация в малом и среднем бизнесе гораздо скромнее». В интервью «КС», данном на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в ноябре, вице-президент РСПП Евгений Гонтмахер отметил: «Промышленники ожидают, что теперь денег будет отдаваться больше. У губернаторов появились дополнительные рычаги давления. Ведь когда губернатор просит денег у местного олигарха, тот понимает, что в случае отказа может стать и местным Ходорковским. Важно не допустить, чтобы это приняло характер некоего оброка, «отката» государству и обществу А в бизнесе уже есть такие настроения». Впрочем, в бизнес-среде существуют разнообразные мнения по поводу развития взаимоотношений с властью. Бесспорно, власти, особенно региональные, стали активнее поддерживать начинания бизнеса. Генеральный директор ЗАО «Сибирская биржа» Лев Назаров в качестве примера привел реализованный в нынешнем году при поддержке областных властей проект фьючерсных торгов. «Но если говорить в целом о взаимодействии бизнеса и власти, то полагаю, что большинство бизнесменов чувствуют дискомфорт, скрытую угрозу, - говорит Назаров. - Заявление президента на заседании Торгово-промышленной палаты о том, что необходим пересмотр приватизации в тех случаях, когда она проводилась с нарушением законодательства, усилит настороженность бизнеса. Cлова Путина о том, что нарушали закон всего несколько человек, звучат слишком оптимистично. Как это может отразиться на деятельности компаний? Думаю, пока репрессивные меры не начнут принимать массовый характер, никаких «телодвижений» со стороны бизнеса не будет. Но наверняка найдутся структуры, которые уже сейчас начнут «подчищать» свои активы во избежание неприятностей». Гендиректор Сибирской лизинговой компании Дмитрий Малахов отметил, что работать с администрациями стало легче: «Упорядочились бюджетные отношения, поскольку исчезла прежняя разрозненность, структура стала единой. Но возможность пересмотра приватизации негативно скажется на рынке, в частности, приведет к падению акций российских компаний. Естественно, в таких условиях бизнес не может чувствовать себя уверенно». По мнению Малахова, бизнес активно демонстрирует свою социальность и лояльность по отношению к власти. «Отношения властных и деловых структур можно охарактеризовать как добровольно-вынужденные», - резюмирует он. По прогнозам предпринимателей, развитие социального партнерства станет одной из главных тенденций российской экономики в наступающем году. Я прыщи никак не связывала с продукцией в сочетании с молоком - это мне сказал мой дермото вениролог косметолог. После того как я выкинула 10 тыс руб на это «это чудо» мне пришлось лечить мое лицо и я потратила ещё больше денег на это. Что там ещё можно купить? Эта версия нашла свое подтверждение в выступлении президента РФ на заседании правления ТПП РФ 23 декабря. «В условиях постоянного снижения налогового бремени государство вправе рассчитывать на встречную социальную активность делового сообщества», - заявил Владимир Путин.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ