Лев Додин: «Театру все время пророчат гибель»

Один из самых знаменитых российских театральных режиссеров - ЛЕВ ДОДИН побывал в Новосибирске в рамках программы V Рождественского фестиваля искусств. Малый драматический театр - Театр Европы, который Лев Додин возглавляет более двадцати лет, показал на фестивале спектакль «Московский хор». С режиссером встретился корреспондент «КС» ИВАН ШАЛЫГИГ.   - Лев Абрамович, вы хорошо знаете театральный мир. Что происходит в нем, много ли осталось в море халтуры островков настоящего искусства? - Я не так много вижу, в отличие от критиков. Если приходится выбирать между своей репетицией и чужим спектаклем, я выбираю репетицию. Мне кажется, что какие-то процессы действительно происходят, внушающие как надежду, так и опасения. Хотя все опасения обычно не оправдываются, потому что история все равно сворачивает на тот путь, который предназначен. И обычно на правильный путь, пусть с изгибами и помехами. Все эти последние годы происходило накопление, появилась новая волна драматургии и режиссуры. Происходит соединение европейских тенденций с острым языком, клиповым мышлением, но при этом теряется что-то базовое. Это происходит и в Европе, кстати. Но я думаю, что театр все равно выживет, несмотря на то, что ему все время пророчили гибель. - Театр, имеется в виду коллектив, - живой организм. Не постарел ли ваш театр, здоров ли он? - Если бы можно было самому это объективно оценивать, не было бы многих ошибок... Но весь ужас в том, что изнутри все выглядит по-другому. Меня уже долгое время терзает страх, что театр сломается, погибнет, постареет. Стремление к эстетическому идеалу всегда вступает в противоречие с самой жизнью, потому что жизнь этому идеалу не хочет соответствовать. То не ладится какая-то работа, то кто-то пойдет сниматься в кино... Это все повод для маленьких скандалов, повод напомнить актерам, зачем мы все собрались. Мне легко разговаривать с театром, потому что большинство актеров в нем - мои ученики, и я помню их прежний, молодой энтузиазм и идеализм. Мне есть что им напомнить. И это пока действует. А особенно эффективно действует упрек, что они плохо играют. Конечно, наш театр уже не юн. Те, кого я по инерции считаю молодыми, уже среднее поколение. И звания солидные, что тоже не всегда положительно действует. Главное, что внушает надежду, - мы все еще тревожимся вместе. - Работая над спектаклем, вы пытаетесь разгадать замысел автора пьесы или для вас текст - лишь повод для самовыражения? - Само противопоставление это несколько надумано. Если всерьез озабочен рождением спектакля, ты волей-неволей анализируешь пьесу или прозу, анализируешь материал жизни, и так или иначе пытаешься разгадать сверхзадачу автора. Но разгадать ее можешь только так, как ты сам ее понимаешь. Нет, наверное, таких режиссеров, которые сознательно берут пьесу с мыслью: «Дай-ка я ее переделаю!..» Но вообще не самовыражаться невозможно! Можно сколько угодно объяснять Някрошюсу, что нужно ставить проще, он искренне не поймет, о чем речь. - Вы можете определить различие между московским и питерским театрами? - Все это очень условно. И все режиссеры совершенно разные. С другой стороны, все произносят одинаковые слова, у всех один символ веры. Когда обсуждают чужой экзамен, то все говорят настолько верно, что заслушаешься. Но когда приходишь на экзамен к говорившему, то бываешь потрясен: где же все то, о чем он толковал? Где вера, воображение, подлинность? Все то, о чем говорят одинаково?.. Я отчаялся вести театральные разговоры, потому что несколько раз очень глубоко обманывался. Единственное, что можно сказать про отличие питерского театра от московского, - это еще сохраняющаяся дисциплина методологии. А живой человеческой грамоты не хватает в обеих столицах. - А на Западе? Вы много ставили на Западе? - На Западе об этом вообще мало думают. Конечно, там тоже говорят о живом театре, но делают все как-то очень формально. Я боюсь, что с нашей способностью перенимать все плохое скоро и наш театр склонится к этой формальности. Господи, какой бред. Какие нафиг 8 тысяч с человека? Вам похоже просто пиарить себя уже не на чем. Хочешь-работаешь, хочешь-сидишь и через год как как раз ваши знакомые бросают это всё. Товары очень хорошего качества, подобные товары лично в моем городе стоят в 2, а то и в 3 раза дороже. Плюс некоторые товары очень концентрированные и не вызывают аллергию. Иногда кажется, что великих открытий, совершенных в театре Станиславским и отчасти Мейерхольдом, больше не было...

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ