Коршуновский ГОК перед налоговой дырой

Коршуновский горно-обогатительный комбинат находится на территории Нижнеилимского района Иркутской области. В 2002 году это было убыточное предприятие, где по полгода не выплачивалась зарплата, а сумма налоговой задолженности казалась астрономической. Сегодня картина на Коршунихе изменилась радикальным образом — это успешное крупнейшее предприятие горнодобывающего комплекса в Восточной Сибири, один из самых крупных налогоплательщиков области (около 1,7 млрд рублей налогов по итогам 2005 года). Однако у предприятия есть вероятность вернуться в «темный» 2002 год. Почему это происходит, корреспонденту «КС» рассказал исполнительный вице-президент компании «Мечел» по Иркутской области БОРИС АЛЕКСЕЕВ. Фото Виталия БЕЛОВА ОАО «Коршуновский ГОК» входит в структуру группы «Мечел» и является крупным производителем железорудного сырья. В 2005 г. комбинат произвел 4,522 млн т железорудного концентрата (+17% по отношению к 2004 г.), удельный вес в общем объеме произведенного по России концентрата составил 4,3%. Коршуновскому ГОКу принадлежат лицензии на освоение Краснояровского (предварительные запасы железной руды при бортовом содержании железа 15% составляют 53,2 млн т), Коршуновского, Рудногорского и Татьянинского железорудных месторождений. К 2007 году планируется увеличить мощность производства до 5 млн т концентрата. В 2005 г. около 20% от общего объема произведенного концентрата поставлялось на экспорт, остальное сырье потреблялось в России, в том числе порядка 40% отгружалось на Челябинский металлургический комбинат. Чистая прибыль ОАО «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» увеличилась в 2005 г. в три раза — до 1435,8 млн руб., выручка составила порядка 6 млрд руб. На техническое перевооружение ГОКа в прошлом году было инвестировано более 600 млн руб., в течение ближайших пяти лет компания намерена вложить еще около $120 млн по Российской системе бухгалтерского учета (РСБУ). С 2008 г. планируется начать добычу руды на Краснояровском месторождении. За 2003–2005 гг. Коршуновский ГОК выплатил более 5 млрд руб. налоговых платежей и сборов плюс покрыл задолженность, накопившуюся в предыдущие годы. — В последнее время сложилась достаточно конфликтная ситуация между налоговыми органами и горнодобывающими предприятиями в части применения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговые органы при определении объекта налогообложения руководствуются не федеральным законодательством, а иными нормативно-правовыми актами, дополняющими законодательство о налогах, что противоречит части 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменить законодательство о налогах в части применения общероссийских классификаторов налоговыми органами для определения объекта налогообложения. Начисление НДПИ по методологии налоговых органов недопустимо и является нарушением основного принципа налогообложения, введенного ч. 6 ст. 3 Налогового кодекса, в соответствии с которым при установлении налога должны быть определены все элементы налогообложения. Это также противоречит ч. 3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации N 184 от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», в соответствии с которым порядок ввода классификаторов в области налогообложения устанавливает правительство Российской Федерации, однако до настоящего времени порядка применения данных общероссийских классификаторов правительством не установлено. И эта двусмысленность и неоднозначность понятия «добытое полезное ископаемое» дает возможность налоговым органам на основании подзаконных актов самостоятельно определять объекты налогообложения по НДПИ. В частности, по итогам проверки, которая была проведена налоговыми органами за 2005 год по Коршуновскому ГОКу, было доначислено по НДПИ 234,2 млн рублей, а с учетом доначисления за 2002 год сумма дополнилась пенями и штрафами и составила 256 млн рублей — это достаточно серьезная цифра. Подобная практика доначисления НДПИ имеет место не только по Коршуновскому ГОКу, но и по ряду других предприятий РФ, в частности, по Михайловскому ГОКу (Курская область) и Лебединскому ГОКу (Белгородская область). Фото Виталия БЕЛОВА Если подобное рассмотрение и толкование налоговыми органами понятия главы 26 ч. 2 Налогового кодекса получит более широкое распространение, то уже в ближайшем будущем можно ожидать роста цен на металлургическую продукцию, что приведет к снижению конкурентоспособности российского горнопромышленного комплекса как на внутреннем, так и на весьма ограниченном сегодня внешнем рынке. Это весьма чревато последствиями при условии вступления России в ВТО. Мы должны понять одно: издавна, в бытность СССР, из-за низкой эффективности и длительного срока окупаемости горнодобывающий комплекс не рассматривался как интересный для притока инвестиций. И сейчас в лице налоговых органов предпринимается попытка не стимулировать, а наоборот, ограничить инвествложения. В этой части хотелось бы, чтобы отношение государства изменилось. Для того чтобы не допустить патового развития ситуации, предприятием принято ряд мер. Мы приветствуем законодательную инициативу, с которой вышла в Госдуму Курская областная Дума, — это проект закона об изменении в гл. 26 ч. 2 Налогового кодекса в части уточнения понятия «добытые полезные ископаемые». Сегодня можно сказать, что законопроект пошел в работу. Советом Госдумы он направлен на рассмотрение в комитеты, комиссии Госдумы, президенту РФ, в Совет Федерации, правительство РФ, высшие законодательные органы субъектов Федерации и другие ведомства для подготовки отзывов и предложений, замечаний. Мы со своей стороны от имени Совета директоров Коршуновского ГОКа обратились в Законодательное собрание Иркутской области с тем, чтобы они оказали поддержку, также надеемся на поддержку со стороны исполнительной власти региона, и конструктивный диалог имеет место. Кроме того, мы вышли с официальным письмом в адрес депутата Госдумы от Иркутской области Виталия Шубы, который является первым заместителем председателя комитета по бюджету и налогам, и надеемся, что он окажет нам содействие в принятии данного законопроекта. Обнадеживает реакция руководителя департамента налоговой и таможенной политики члена коллегии Минфина М. М. Маторина, который в своем ответе на запрос недропользователей заявил, что создается рабочая группа с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, в рамках которой будут рассмотрены вопросы, связанные с налогообложением твердых полезных ископаемых, в том числе руд черных металлов. Учитывая неоднозначное толкование указанных положений кодекса, налоговые органы через классификаторы позволили себе трактовать понятие «товарная руда» не в технологическом плане, когда добытая руда предназначается для дальнейшей технологической обработки и обогащения, а как товарная руда, с которой должен взиматься налог. Но и здесь есть противоречие в той части, что ставка налога идет на добытую руду (4,8 рубля). Стоит лишь только в данных поправках грамотно изложить понятие «добытая руда», исключить понятие «товарная руда», и все встанет на свои места, и налог будет взиматься правильно. Понятие «товарная руда» соответствует процентному содержанию железа в ней. Дальнейший обогащенный продукт сразу подается на металлургический комбинат. «Руда с пониженным содержанием железа» — это то, что сегодня добывается на Коршуновском месторождении (около 26%). Данная руда требует обогащения с целью получения концентрата, который уже не может заменить полезное ископаемое, поскольку таковым не является. И налоговые ставки относятся уже не к полезному ископаемому, а к концентрату. Налоговые органы сами вошли в такое противоречие и сами должны его разрешить. Если все получится так, то предлагаемый законопроект позволит исключить двусмысленное пользование понятий, приведенных в Налоговом кодексе РФ, в законе о недрах и иных нормативных актах, основанных на нормах закона. А также позволит исключить те начисления, которые налоговые инспекции пытаются наложить на горнодобывающие предприятия. Если ситуация будет развиваться по варианту налоговых органов, то успешно работающее и развивающееся предприятие (Коршуновский ГОК) будет поставлено на колени. И ситуация вернется к 2002 году: отсутствие возможности производить техперевооружение, дефицит финансовых средств для разработки новых месторождений. В данный момент политика налоговых органов направлена на то, чтобы предприятие не получало прибыль, не имело возможности поднимать заработную плату своим работникам, было вынуждено свернуть социальные программы. Все эти факторы нужно учитывать при принятии решений. Сегодня сама по себе добыча — дорогой вид деятельности, а если еще усилить налоговый пресс, то это весьма ослабит технические возможности финансовых вложений, чего очень не хотелось бы допустить. Наше российское законодательство иногда оказывается весьма лояльным с точки зрения применения антидемпинговых пошлин на ввозимый из-за рубежа продукт. Ряд предприятий не выдерживает конкуренции с не всегда качественным импортом и вынужден сокращать, а порой и вовсе сворачивать производство. Такая же участь может постигнуть Коршуниху. При высоких налоговых нагрузках мы просто станем неконкурентоспособными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Опять же исходя из отзыва господина Маторина можно судить, что наверху уже задумались о том, что ситуацию надо как-то исправить, что должна быть какая-то польза от предприятий горнодобывающей отрасли. Это уже из области геополитики. На сегодня руководители предприятия нашли понимание со стороны как губернатора, так и законодательной власти области. Но теперь этот вопрос перестал быть «местным» и может быть решен только на самом высоком уровне. В ноябре законопроект об НДПИ будет рассматриваться в Госдуме. Позиция тех людей из правительства, которые поддерживают инициативу налоговиков по взиманию НДПИ, основывается на том, что государство теряет налоги, недобирает прибыль. Извините, но при громадном профиците госбюджета потеря 200–300 млн рублей — не показатель. Государство теряет больше, чем налоги: получив одномоментную прибыль, есть шанс потерять всю горнодобывающую отрасль. А если будет правильная согласованная работа всех звеньев в цепи производитель-потребитель-государство, то и отдача будет гораздо большей, чем разовые налоговые поступления. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ