Экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока во многом зависит от развития железнодорожных магистралей. Вектор социально-экономического развития регионов определяют крупные компании. Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) филиал ОАО «РЖД» является одной из них. Поэтому для ускоренного развития как страны в целом, так и регионов в частности на магистрали реализуется несколько крупных инвестиционных проектов, которые способствуют дальнейшему развитию Сибири. Среднесрочная инвестиционная программа развития ЗСЖД на 20062008 гг. (принятая в прошлом году) оценивается в 28,3 млрд рублей. Как пояснил начальник ЗСЖД Александр Целько, основной акцент инвестиционной программы магистрали сделан на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. В частности, будет реализован ряд крупномасштабных целевых программ по развитию пропускных способностей участков сети, так как поток грузов, отправляемых с ЗСЖД, с каждым годом увеличивается. Одним из таких приоритетных направлений вложений инвестиций на сегодняшний день стал участок от Междуреченска до станции Артышта протяженностью 160 км в юго-восточной части Кузбасса. «Жизнь заставила приступить к строительству новых линий на ЗСЖД, говорит Александр Целько. Благодаря этому участку предприятия Кузбасса получили дополнительную возможность вывозить свою продукцию как в западном, так и в восточном направлениях. Причем концентрация грузовой базы на участке на сегодняшний день крупнейшая в России, а может быть, и в мире, поскольку позволяет отгружать более 110 млн тонн в год, или порядка 5 тысяч вагонов в сутки». Актуальность развития железнодорожной сети Кузбасса обусловлена необходимостью модернизации главного Транссибирского хода на пропуске поездов с высокими скоростями (пассажирских, межобластных, ускоренных контейнерных), а Среднесибирского хода на пропуске стовагонных составов из порожних полувагонов в Кузбасс и поездов повышенного веса из Кузбасса. Согласно стратегии развития транспортной сети, Центральный ход Транссиба (Красноярск-Новосибирск-Омск) ориентирован на организацию скоростного пассажирского и контейнерного движения. Эффективная загрузка Среднесибирского хода под угольные перевозки с разделением их на западное и восточное направления возможна только при условии их реконструкции. И, по словам Александра Целько, для реализации этого проекта необходимо в первую очередь строительство мостового перехода через Обь в городе Камень-на-Оби. Работы по его возведению уже начались: произведено расселение жилья, попавшего в зону строительства, и начаты работы по отсыпке земляного полотна. «Могу сказать, что объекты подобного масштаба не вводились на дороге в течение 30 последних лет, отметил Александр Целько. Если к 2010 году (как планируется) мостовой переход будет введен в эксплуатацию, то по существу ЗСЖД получит магистраль, альтернативную по пропускной способности главному Транссибирскому ходу». Напомним, что общий объем инвестиций для реализации этого проекта должен составить более 5 млрд рублей, 874 млн рублей из которых ЗСЖД планирует освоить в текущем году. Этот маршрут сократит время доставки грузов из Юго-Восточной части Азии в Россию и Европу, следовательно, обеспечит дополнительные перевозки и дополнительные доходы. Большое внимание уделяется и Среднесибирскому ходу на пропуске стовагонных составов из порожних полувагонов в Кузбасс и поездов повышенного веса и длины из Кузбасса. «Реализация этого проекта позволит обеспечить своевременный вывоз продукции промышленного Кузбасса. Однако для его окончательной реализации нам необходимо еще построить два мостовых перехода через р. Томь на участке Бардино-Томусинская и второй тоннельный путь на перегоне Курегеш-Карлык. Тем не менее я уверен, что мы максимум до 2012 года всю необходимую работу выполним«, подчеркивает начальник дороги. Сегодня на территории СФО успешно действуют пригородные акционерные пассажирские компании. Первая из них ОАО »Экспресс-пригород« была создана в 1998 году в Новосибирской области (на сегодняшний день на Западно-Сибирской дороге работают еще три акционерные дочерние компании: ОАО »Омск-пригород«, ОАО »Кузбасс-пригород« и ОАО «Алтай-пригород»). По мнению специалистов, образование подобных дочерних организаций способствует конкуренции на рынке и повышению качества услуг, что является основной задачей ОАО «РЖД». Обеспечить более высокий уровень обслуживания пассажиров на ЗСЖД позволит проект скоростных поездов. Как известно, пассажирские перевозки в России на сегодняшний день убыточны. Стоимость билетов покрывает затраты отрасли лишь на 22% на пригородные перевозки и на 40% на дальние. Специалисты ЗСЖД уверены, что развитие скоростного движения позволило бы частично разрешить проблему убыточности пассажирских перевозок производительность высокоскоростного вагона в четыре раза выше, чем обычного купейного, и в восемь раз выше, чем у вагона типа СВ. Как рассказал «КС» Александр Целько, ЗСЖД уже несколько лет работает над подготовкой инфраструктуры главного Сибирского хода под технологию скоростного движения, которая позволяет обеспечить скорость до 160 км/ч. Магистраль включена в первоочередной проект по организации такого движения наряду с участками Москва-Ростов, Москва-Нижний Новгород, Москва-Минск, Москва-Киев, Москва-Санкт-Петербург. К 2008 году инфраструктура на участке Омск-Новосибирск будет полностью готова обеспечить технологию перевозок с такими скоростями. «ЗСЖД одной из первых будет готова к организации скоростного движения между двумя городами-миллионниками, уверен Целько. Мы это воочию увидим, когда получим новые скоростные поезда на участок Новосибирск-Омск». Кроме того, железнодорожники уверены, что реализация проекта позволит обеспечить гораздо более высокий уровень обслуживания пассажиров, поскольку высокоскоростное движение реально конкурирует с авиатранспортом. Не менее значимой для ЗСЖД является и программа повышения безопасности движения, которая реализуется на магистрали не один год. На ЗСЖД в 2006 году программой безопасности предусмотрены приобретение и установка оборудования на общую сумму 335 млн рублей. «Запланированы как замена устаревших устройств, говорит Александр Целько, так и внедрение нового современного оборудования: средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, средств неразрушающего контроля деталей подвижного состава, автоматизированных систем диагностики пути». Запуск современного завода по производству колесных пар на станции Иртышское в Омской области позволит полностью удовлетворить потребности по обеспечению колесными парами высочайшего качества всех эксплуатационных вагонных грузовых и пассажирских депо не только ЗСЖД, но и ближайших дорог. «Раньше там простаивали неиспользованные мощности локомотивного депо, сказал Целько. Сегодня на базе этих корпусов завершается строительство завода, который будет оснащен двумя современными американскими линиями по производству 50 тыс. колесных пар в год. Сегодня происходит наладка технологических линий, одну из которых запустим к концу года. Стоимость проекта составит около 1 млрд рублей». Таким образом, инвестиционная программа ЗСЖД основной транспортной артерии Сибири направлена на комплексное и планомерное развитие транспортной инфраструктуры Сибирского региона для обеспечения значительного увеличения грузо- и пассажироперевозок, а также улучшения экономики региона. Источник: Креативное обозрение на idea.ru