- 1024px
- 1280px
Акционирование «РЖД» стало стимулом к работе
Западно-Сибирская железная дорога осуществляет одну пятую часть погрузки на сети ОАО «РЖД», и ее деятельность оказывает существенное влияние на работу всей компании. Ориентирами для западно-сибирских железнодорожников являются интересы пассажиров и клиентов дороги — грузоотправителей и грузополучателей. По словам начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько, важнейшим показателем работы магистрали является объем погрузки, а также грузооборот, поскольку именно этот вид деятельности обеспечивает ее основной доход. В первом полугодии текущего года из-за снижения объемов продукции, отгружаемой предприятиями региона, и в первую очередь угольными (уголь занимает порядка70 % от общего объема перевозок), западно-сибирским железнодорожникам пришлось нагонять отставание по погрузке. На сегодняшний день объем отправляемого на экспорт угля вырос на 19%, среднесуточная доля экспорта в среднесуточной отгрузке угля достигла 44%, а такие компании, как «Южкузбассуголь», Распадская угольная компания, при общем снижении погрузки увеличили отправку угля на экспорт более чем на 50%.
«Изменение корреспонденции грузов вызвало увеличение оборота вагонов, а с учетом неудовлетворительной выгрузки в портах Украины и Прибалтики, и задержки возврата порожних вагонов, — пояснил Александр Целько. — Существенным сдерживающим фактором роста объемов погрузки является также и неравномерность предъявления грузов к перевозке. Если в 2004 году предъявление основного груза Кузбасса — угля — было относительно равномерным, то в 2005 году колебание среднесуточной погрузки уже достигало 1200 вагонов. Тенденция неравномерного предъявления грузов к перевозке сохраняется и в этом году, тогда как пропускные способности промышленного железнодорожного транспорта на ряде предприятий не позволяют резко увеличить объем отправляемой продукции». «РЖД» на сегодняшний день несет на своих плечах всю тяжесть содержания инфраструктуры, технического перевооружения отрасли и строительства новых трасс. Железнодорожники поставлены в неравные условия с остальными видами транспорта. Дотации из бюджета идут автомобилистам, они освобождены от содержания инфраструктуры. Государство за свой счет ремонтирует и строит автодороги. В авиационной отрасли благодаря государству начала работать система лизинга. Значительные бюджетные средства выделяются на поддержание и обновление портовых инфраструктур. И лишь ОАО «РЖД» практически в одиночку содержит всю разветвленную сеть дорог. «Сибирский регион значительно удален как от западных, так и от восточных границ России, поэтому доля транспортной составляющей в цене готовой продукции играет весомую роль в конкурентоспособности экспортируемой продукции, — сказал корреспонденту «КС« руководитель ЗСЖД Александр Целько. — Так, средняя дальность перевозок экспортного угля из Кузбасса до морских портов превышает пять тысяч километров. Это не может не сказываться на общей цене твердого топлива на мировом рынке, а значит — на его конкурентоспособности». Однако уголь для железнодорожников остается низкодоходным грузом. При этом улучшение финансовых показателей железной дороги достигается не за счет грузоотправителя, а благодаря сокращению внутренних издержек и росту объемов перевозок. Помимо развития транспортной инфраструктуры в районах разрабатываемых месторождений, железнодорожники создали производителям — прежде всего угольщикам и металлургам — благоприятные условия для отправки грузов, предложив им выгодные тарифы. Сырьевые грузы, уголь, удобрения, металлы и зерно перевозятся по специальным тарифам, которые устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в рамках правительственного регулирования.
«В настоящее время в формировании тарифов на перевозки энергетических и коксующихся углей применен дифференцированный подход, — продолжил Александр Целько. — Коксующийся уголь по сути является металлургическим сырьем(плазменная резка металла томск), его цена существенно превышает цену энергетических марок. И в отличие от угля энергетического он не играет значимой роли в обеспечении социальной стабильности. Все это обуславливает разную величину транспортной составляющей в перевозках различных видах угля и разную динамику их изменения». Однако уже сегодня на уровне министерств прорабатывается вопрос о необходимости баланса экономических интересов ОАО «РЖД» и предприятий угольной отрасли, поскольку угольные компании для «РЖД» — не просто клиенты, а стратегические партнеры по бизнесу. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своих выступлениях также неоднократно говорил о необходимости оперативно реагировать на колебания цен, исключить ситуации, когда повышение доходности угольных компаний обеспечивается за счет снижения рентабельности работы железнодорожного транспорта. «На наш взгляд, это важный шаг на пути к рыночному тарифообразованию, основанному на четкой привязке стоимости перевозки угля к его рыночной цене, — говорил Владимир Якунин. — Это и шаг к экономически справедливому распределению доходов. В частности, поддерживая угольщиков низкими тарифами, железные дороги должны получать часть «премиального« дохода экспортеров, обусловленного рыночной конъюнктурой». Увеличивают конкурентоспособность железнодорожной отрасли, по мнению специалистов, повышение маршрутных скоростей движения пассажирских поездов и создание более комфортных условий для пассажиров. Так, только за восемь месяцев 2006 года с вокзалов и станций ЗСЖД было отправлено почти 5 млн пассажиров. Выручка от пассажирских перевозок за этот период составила 3,7 млрд рублей, что на 24% больше аналогичного периода прошлого года. Однако железнодорожники уверены, что реализация утвержденной в этом году Владимиром Якуниным программы развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 года значительно улучшит эти показатели. Западно-Сибирская железная дорога представила свои предложения по развитию скоростного движения на магистрали. Причем железнодорожники надеются, что на направлении Новосибирск-Омск поезда начнут курсировать уже в 2009–2010 годах, поскольку этот участок ЗСЖД вошел в первую группу по организации скоростного движения на сети железнодорожных дорог. (Сегодня скорый поезд от Новосибирска до Омска находится в пути 9 часов 30 минут, тогда как со вводом скоростного движения время в пути сократится на 4 часа и составит 5 часов 30 минут.) Особое значение на ЗСЖД уделяется совершенствованию организации труда сотрудников магистрали. По мнению специалистов, этот фактор оказывает серьезное влияние на развитие отрасли в целом. Поэтому ЗСЖД не только создает рабочие места, но и обеспечивает достойный уровень жизни своих сотрудников.
Принцип опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальной заработной платы принят в компании как стратегический. Требования к руководителям и специалистам на всех уровнях управления в сегодняшних условиях с каждым годом все более ужесточаются, что заставляет задумываться о создании оптимальных условий труда и многоуровневой системы обучения и переподготовки кадров. Кроме того, социальная политика ЗСЖД направлена не только на содействие в занятости, но и на оздоровление работников дороги, их семей и ветеранов. В рамках национальных проектов на ЗСЖД действует программа ипотечного кредитования работников ОАО «РЖД» с оказанием корпоративной поддержки на приобретение жилья — компания гасит часть годовой процентной ставки банка. Например, в текущем году по этой программе введены в эксплуатацию дома в Барабинске, Карасуке (Новосибирская область), а в декабре будут введены в эксплуатацию первая и вторая очереди строительства двух домов в Новосибирске. В целом в этом году будет построено и введено в эксплуатацию почти 40 тыс. кв. м нового жилья. По словам Александра Целько, еще одним стратегическим вопросом для ЗСЖД является сохранение социальной направленности взаимоотношений с администрациями регионов: «Прежде всего это касается перевозки льготных категорий пассажиров. В связи с этим в будущем мы также намерены уделять большое внимание развитию инфраструктуры пригородного комплекса. Например, создавать удобные для инвалидов посадочные платформы. При этом не останутся в стороне и предприятия Сибири. На фоне подъема экономики регионов Западной Сибири и бурных темпов роста нового производства, а также строительства новых заводов мы планируем строительство новых подъездных путей к предприятиям». При этом господин Целько отметил, что для реализации отдельных проектов, целесообразнее было бы заключение среднесрочных Соглашений на три года между органами власти и ЗСЖД (в настоящее время Соглашения подписываются ежегодно).
По мнению специалистов ЗСЖД, выбранный три года назад путь реформирования железнодорожной отрасли позитивно сказывается на работе филиала. ЗСЖД выходит на качественно новый, высокий уровень транспортного обслуживания, когда клиенты видят гаранта оказания эффективных перевозочных и инфраструктурных услуг. И поскольку одной из причин реформирования железнодорожной отрасли стала жесткая необходимость активации инвестиционной деятельности компании, железнодорожники надеются, что не за горами времена, когда инвесторы и кредитные организации будут стремиться вкладывать деньги в развитие инфраструктуры железной дороги. При этом губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский считает, что привлекательность компании уже изменилась: «Широко известно, что одним из главных преимуществ Новосибирской области является ее статус крупнейшего транспортного узла. И ключевую роль здесь, конечно же, играет железная дорога. Поэтому акционерное общество «РЖД« рассматриваем как своего важнейшего партнера. Уже не первый год между этим акционерным обществом и администрацией области действует специальное соглашение. Мы совместно решаем многие вопросы развития пассажирских (прежде всего пригородных) перевозок, строительства и реконструкции инфраструктурных объектов. К примеру, в прошлом году завершилась реконструкция вокзалов в Карасуке и Искитиме, ряда остановочных платформ. Обладминистрация участвовала в финансировании строительства пригородного вокзала в Новосибирске. 50 млн рублей выделили из областного бюджета на приобретение новых поездов».
Источник: Креативное обозрение на idea.ru