Новая модель оптового рынка электроэнергии заработала с 1 сентября, но реальную конкуренцию участники рынка и эксперты ожидают не ранее, чем через год. Для начала энергосбытовым компаниям нужно научиться работать в новых условиях, а затем уже начинать конкурировать друг с другом. Пока же для этого есть несколько серьезных препятствий в частности, недостаток энергетических мощностей, который не способствует развитию конкуренции, а также недоработанность законодательной базы для работы оптового рынка энергии. Фото Вадима ГОЛУБИНА Основными игроками на оптовом рынке энергии сейчас являются энергосбытовые компании, выделившиеся из состава региональных АО-энерго. Но в перспективе конкуренцию им могут составить и другие организации те, кто получит статус гарантирующего поставщика, и те, кто будет работать с отдельными предприятиями. Наибольшая интрига заключается в том, кто же, кроме сбытовых компаний, выделившихся из состава региональных АО-энерго, получит статус гарантирующего поставщика. Сейчас сбытовые компании могут быть «назначены» гарантирующими поставщиками по факту, а до 1 января 2008 года гарантирующие поставщики во всех субъектах РФ должны быть «переопределены» на конкурсной основе. В дальнейшем статус гарантирующего поставщика будет присваиваться по результатам открытого конкурса раз в три года или при наступлении обстоятельств, обуславливающих необходимость смены гарантирующего поставщика. На территории СФО практически все стабильно работающие сбытовые компании намерены подтвердить этот статус. Конкуренция между сбытовыми компаниями (как гарантирующими поставщиками, так и независимыми энергоснабжающими организациями) будет развиваться исходя из трех основных видов деятельности, отведенных игрокам энергетического рынка. «Основные услуги сбытовых компаний, определенные для них новыми правилами, это сбыт энергии и подключение новых потребителей, говорит аналитик ИК «Проспект« (Москва) Роман Габбасов. На первом этапе наиболее актуальным для энергосбытовых компаний будет непосредственно сбыт электроэнергии. Но уже в ближайшей перспективе, когда будет отработан новый механизм, сбытовики начнут конкурировать за подключение новых потребителей, и именно этот момент может создать среди них наиболее острую конкуренцию». Специалисты кузбасской РЭК и ООО «Металлэнергофинанс» к этим двум видам деятельности прибавляют еще один энерготрейдинг, то есть вывод крупных клиентов на оптовый рынок. «Энерготрейдинг как сопровождение сделок на оптовом рынке и вывод потребителей на оптовый рынок энергии будет востребован в ближайшей перспективе, пояснили «КС» в «Металлэнергофинансе«. Быстро меняющиеся и достаточно сложные для понимания законодательные акты в области электроэнергетики в ближайшее время будут способствовать значительному развитию сектора консалтинговых услуг». В компании «Новосибирскэнергосбыт» полагают, что есть еще несколько весьма существенных для потребителей моментов, которые выражаются в требованиях к поставщику электроэнергии. «Практически все потребители нуждаются в качественном и достоверном учете потребляемых энергоресурсов, квалифицированном обслуживании приборов учета, консультационных услугах по вопросам энергоснабжения, возможности получения информации о состоянии расчетов в режиме реального времени через Интернет, пояснили «КС» в пресс-службе «Новосибирскэнергосбыта«. Небольшие потребители на стадии заключения договоров электроснабжения нуждаются в оказании комплекса услуг по оформлению пакета документации для заключения договора, проведения необходимых проектных и электромонтажных работ. Крупные потребители нуждаются в услугах по созданию автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, энергоаудиту, разработке и реализации программ по энергосбережению, оптимизации режима энергопотребления с точки зрения снижения затрат на оплату электроэнергии, электромонтажные и проектные работы, установку приборов тепловой энергии и воды. Вообще, как показывает опыт, чем больше комплекс услуг, которые потребителям оказывает энергосбытовая компания, тем более она конкурентоспособна и привлекательна для потенциальных клиентов». Существенное несогласие экспертов и частных сбытовых компаний вызывает вопрос, насколько смогут выиграть промышленники от сотрудничества с компаниями, специализирующимися на энергоснабжении промышленных предприятий и компаний. В частности, специалисты «Металлэнергофинанса» (который работает с такими промышленными гигантами, как Западно-Сибирский, Новокузнецкий, Нижнетагильский металлургические комбинаты) полагают, что специализация сбытовой компании будет полезна. «Крупные промышленные потребители сегодня определились с выбором энергосбытовой компании. Чаще этот выбор обусловлен принадлежностью к определенному холдингу, сказали «КС» в «Металлэнергофинансе«. Выход на новые рынки обусловлен принятием на обслуживание предприятий, входящих в ту же финансово-промышленную группу, что и энергоснабжающая компания. Сейчас наблюдается конкуренция за более мелких потребителей. Основное преимущество работы с энерогосбытовой компанией для промышленных предприятий это возможность получить квалифицированную поддержку в условиях постоянно меняющихся реалий рынка электроэнергетики». «Промышленные предприятия вряд ли смогут получить преференции от того, что они будут работать с энергоснабжающими организациями, специализирующимися на снабжении именно промпредприятий, не соглашается с этим директор аналитического департамента ИК «Антанта Капитал« (Москва) Денис Матафонов. Логика энергоснабжающего бизнеса мало зависит от того, кому именно поставляется энергия сельскохозяйственным предприятиям или промышленным. Правда, тарифы могут быть разными, но их устанавливают отнюдь не сбытовые компании. Ведь в данном случае сбытовая компания это аналог биллинговых компаний в сфере сотовой связи. Подсчет трафика абонентов, баланса каждого из них это отдельный бизнес, ничего общего не имеющий собственно с сотовой связью. Также и сбыт энергии ничего общего не имеет с ее производством». По мнению директора Кузбасского центра энергосбережения Геннадия Незнанова, теоретически промышленники должны выиграть от сотрудничества со специализированными сбытовыми компаниями за счет конкуренции на рынке, но неизвестно, как это будет в реальности. На практике реального экономического эффекта для предприятий может и не быть свою роль в этом могут сыграть не только тарифы, но и многие другие конкретные условия на рынке. Специалисты регулирующих организаций в данном случае склонны поддержать скорее экспертов. Мотивируется это тем, что промышленники от сотрудничества с компаниями, специализирующимися на сбыте энергии промпредприятиям, могут выиграть, а могут и проиграть. Все будет зависеть от конкретных условий. Например, оптовая цена для потребителя окажется приемлемая, тогда как на тарифе за «перегон» энергии то же промпредприятие может потерять, а может и выиграть в зависимости от конкретного поставщика и от той сетевой компании, с которой поставщик работает. Среди факторов, которые сейчас тормозят развитие оптового рынка электроэнергии и его «либерального» сектора, эксперты и участники рынка называют недостаток генерирующих энергомощностей и слабость законодательной базы. «Главный фактор, который сейчас тормозит развитие оптового рынка электроэнергии в регионах, то, что объем конкурентного сектора фиксирован, ограничен существующими генерирующими энергомощностями, говорит Денис Матафонов. С будущего года в конкурентный сектор будут попадать только новые мощности». По мнению представителей регулирующих органов, сейчас в наибольшей степени развитие оптового рынка тормозит законодательство. «Несмотря на вступление в силу новых правил, осталось еще очень много непроясненных моментов, очень много темных мест, сказал «КС« сотрудник одной из региональных энергетических комиссий Сибири. Что касается строительства новых мощностей для развития свободного сектора, то увеличение генерирующих мощностей в Сибири, конечно, необходимо. Другое дело, как потом эти мощности будут использоваться именно в контексте конкурентного сектора рынка. Не исключено, что владелец, скажем, нескольких небольших станций, чтобы повысить цену продукции в свободном секторе, закроет на время одну-две станции. Так что тут все далеко не однозначно, и требует законодательной проработки». «Все условия, определенные новыми правилами, направлены в первую очередь на бесперебойность и надежность энергоснабжения наших потребителей, говорит и. о. исполнительного директора КЭСК Владимир Элер. Тем не менее после принятия правил у нас остались вопросы к правительству хотя бы потому, что в тексте правил есть достаточно много ссылок на то, что те или иные моменты правительство должно проработать еще в течение 13 месяцев. Но какая-то нормативная база для работы у нас уже есть, сейчас мы работаем уже не в том нормативном вакууме, в котором находились последние несколько лет, когда просто непонятно было, каким образом разрешать те или иные конфликты с потребителями». «В действующем законодательстве, касающемся работы рынков электроэнергии, по-прежнему существуют неясности, затрудняющие взаимоотношения между субъектами энергетического рынка и сохранение на определенный период времени перекрестного субсидирования, а также вероятность повышения цен в нерегулируемом секторе», дополняют в пресс-службе «Новосибирскэнергосбыта». Заместитель главного инженера КЭСК по работе на оптовых рынках Евгения Баклан добавляет, что, например, потребителю, желающему выйти самому напрямую на оптовый рынок, сейчас нужна весьма дорогостоящая система учета, а также полное согласование такого выхода с региональной энергетической комиссией. Ведь если крупное промпредприятие выходит напрямую на оптовый рынок (это касается регионов, в которых есть практика перекрестного субсидирования, когда промышленные потребители фактически субсидируют низкие тарифы для населения), оно должно согласовать с регионом финансовую компенсацию за «энергетическое освобождение». Денис Матафонов видит и еще одну опасность для развития оптового рынка. «Сейчас основная деятельность сбытовых компаний это, естественно, сбыт энергии, а для сетевых компаний это подключение новых привлеченных клиентов, сказал он корреспонденту «КС«. Но с подключением к сетям в Сибири сейчас как раз очень большая проблема из-за состояния самих сетей, их изношенности, перегруженности и недостаточности. Сейчас в Сибири наиболее актуально развитие сетевых компаний, и это задача среднесрочной перспективы трех-пяти лет». Источник: Креативное обозрение на idea.ru