В ноябре 2006 года в Новосибирске открылся магазин национальной сети товаров для детей и будущих мам Premaman. На декабрь этого же года в Сибири запланировано появление еще одного игрока федерального масштаба компании «Детский мир-Центр» (Москва). Ритейлеры, работающие на сибирский рынок товаров для детей и будущих мам, отмечают несколько моментов, характерных для последнего года: повышенный интерес к региону со стороны федеральных и национальных компаний, рост спроса на марочную и более дорогую продукцию и появление специализированных магазинов. Следующим этапом формирования современного «детского» рынка в Сибири, по словам операторов, станет приход сюда общемировых брэндов класса premium. В Сибири растет предложение товаров сегмента «выше среднего» для детей и будущих мам. Фото Михаила ПЕРИКОВА Большинство операторов рынка товаров для детей и будущих мам называют несколько основных причин активного выхода в Сибирь крупных компаний, в том числе постоянно растущую покупательскую способность сибиряков и при этом определенно невысокую конкуренцию на рынке. Как отмечают представители федеральных компаний, Сибирь большой и практически неохваченный регион (особенно на фоне высококонкурентных столичных рынков), поэтому в списке интересов он идет первым после Москвы. «Цивилизованные« форматы торговли занимают в данной нише очень небольшой объем рынка, соглашается генеральный директор ООО »Банана-Мама« Дмитрий Ляховец (первый магазин компании появился в Красноярске в 2005 году, сейчас магазины »Банана-Мама« работают также в Барнауле и Новосибирске; средний чек около 1 тысячи рублей). Поэтому в ближайшие несколько лет места для работы здесь хватит всем и местным компаниям, и приходящим операторам». С этим соглашаются и в компании «Детский мир-Центр» (Москва). «В декабре этого года мы открываем свой первый магазин в Сибирском регионе в Новосибирске (расположится в ТЦ «Атриум»; площадь порядка 2800 кв. м. «КС»), говорит генеральный директор компании «Детский мир-Центр« Максим Ентяков. И мы намерены расширять свое присутствие в регионе, который считаем одним из перспективных и по темпам роста экономики, и по покупательной способности населения. Можно сказать, Сибирь для нас один из наиболее приоритетных регионов развития». Еще одна особенность современного сибирского рынка товаров для детей и будущих мам более глубокая специализация. Если еще пару лет назад основную массу «детских» предложений составляла продукция «для всех» (как по целевой аудитории, так и по ценовой политике), то сегодня все чаще на рынке появляются специализированные магазины, рассчитанные на определенную категорию населения и предлагающие узконишевый ассортимент. Такова сегодняшняя специфика работы как федеральных компаний, так и местных операторов. Например, компания Sweet Mama (первый магазин сети открылся в Красноярске еще в 2004 году, однако серьезное освоение Сибири началось в 2005 году; сейчас магазины Sweet Mama есть также в Новосибирске, Томске, Омске, Кемерове, Иркутске и Барнауле) специализируется только на товарах для будущих мам. Как отмечают в компании, такой подход к работе был выбран изначально. «Узкая специализация всегда говорит об определенной зрелости рынка; свидетельствует о том, что потребитель уже готов тратить определенное время и деньги на конкретную категорию товаров и покупать именно то, что ему нужно, рассказывает представитель одной из сибирских «детских« сетей. Поэтому мы решили работать в нише развивающих игрушек. Как показывает опыт, такой выбор был правильным». По мнению ритейлеров, новые игроки будут приходить на «детский» рынок в основном на условиях франчайзинговых договоров. Помимо развития специализированных магазинов, операторы рынка отмечают и повышение интереса к марочным товарам ценовой категории «средняя и выше средней». Сегодня в Омске и Красноярске работают магазины московской сети «Кенгуру» (ценовой уровень выше среднего). Среди ассортимента коллекции модной одежды из Франции, Италии и Германии для будущих мам и детей. Впрочем, понимают привлекательность данной ниши и местные операторы. Например, в октябре 2006 года в Томске открылся первый салон элитной детской одежды Bambini. «В новом салоне элитной детской одежды Bambini основной акцент сделан на коллекционные вещи итальянских производителей, представлены товары из Голландии, Нидерландов, Швеции, Испании», уточняет владелица салона и его генеральный директор Юлия Смольникова. Однако, несмотря на приход новых операторов, все участники рынка отмечают, что в целом по Сибири ниша «детских» товаров еще не заполнена. «Сейчас на местном рынке востребовано все, а значит, здесь должны быть представлены товары различной ценовой категории это не только дает покупателю выбор, но и рождает здоровую конкуренцию, считает владелица монобрэндовых магазинов Premaman в Новосибирске и Омске (открылись в 2006 году) Татьяна Корешкова. Но сибирский рынок очень динамично развивается. Сегодня все большим спросом пользуются товары известных брэндов более дорогого ценового сегмента, рассчитанного на покупателей с доходами «выше среднего». И хотя пока в регионе практически нет монобрэндовых марочных магазинов для детей и беременных женщин, ситуация меняется. Уже в 2007 году здесь вполне могут появиться новые магазины, притом работающие в сегменте premium. По крайней мере, я знаю, что сегодня регионом интересуется несколько «дорогих« федеральных компаний». Планы компаний пока не оглашаются, однако интересные предложения региональным операторам уже поступают. Впрочем, возможен и приход игроков, развивающих собственные региональные сети. Например, недавно о своем интересе к городам-миллионникам заявила итальянская компания, специализирующаяся на товарах для беременных и новорожденных, Prenatal (средняя стоимость единицы товара 3040 евро). Сейчас компания открывает магазины в Москве и Санкт-Петербурге, а в 2007 году планирует строить сеть в региональных городах-миллионниках. По мнению некоторых участников сибирского рынка товаров для детей и будущих мам, следующим этапом формирования рынка станет активный переход от работы в торговых центрах к стрит-формату. «Можно сказать, что сегодня в регионе наблюдается общий бум на торговые центры, отмечает Татьяна Корешкова. Но нужно понимать, что у «детского» рынка очень тонкая специфика, здесь нельзя работать без постоянного и серьезного изучения ситуации. Очень важно, кто «стоит» рядом с тобой (и по брэндам, и по ценовой категории). Сейчас же во многих сибирских торговых центрах такую информацию сложно получить практически до момента открытия. Еще один момент концепции и торгового центра, и самого магазина. Зачастую их просто нет. Но уже в ближайшее время без грамотной концепции работать на «детском« рынке станет очень сложно. Ведь, для того чтобы магазин приносил прибыль, доля постоянных покупателей в нем должна составлять не менее 5060%. Без четкого позиционирования этого просто не будет». Источник: Креативное обозрение на idea.ru