Конкурентная борьба аэропортов за привлечение пассажиров и грузоперевозчиков неизбежна без развития инфраструктуры. При этом строительство грузового терминала является необходимым этапом в создании мультимодального транспортного узла на базе любого авиапредприятия. На этой неделе новосибирский аэропорт Толмачево презентовал первую очередь нового многофункционального почтово-грузового терминала. Специалисты считают, что на сегодняшний день за Уралом нет аналогов этому современному интермодальному логистическому центру, способному принять и обработать любые категории грузов. Теперь, чтобы закрепить свое конкурентное преимущество, Толмачево необходимо завершить строительство второй ВПП и установить взаимовыгодную ценовую политику для авиакомпаний. Грузовой терминал Толмачево Напомним, что по концепции развития аэропортовой инфраструктуры России, утвержденной правительством, на территории страны предусмотрены создание восьми хабов и формирование 20 крупных узловых аэропортов. Среди претендентов обозначены аэропорты СФО (в Новосибирске, Красноярске, Иркутске) и аэропорт Кольцово (в Екатеринбурге). В рамках реализации Генерального плана развития авиатранспортного узла на базе международного аэропорта Толмачево в прошлом году было начато строительство интермодального грузового терминала. Общая площадь грузового комплекса составляет 11,2 тыс. кв. м, кроме складского комплекса и служебных помещений (площадь складских, технологических помещений и помещений обработки багажа 6750 кв. м, а площадь офисов, столовой, служебных помещений 4428 кв. м). Технические характеристики объекта позволяют ежесуточно обрабатывать до 300 тонн всех видов авиационных грузов, в том числе требующих особых температурных режимов хранения, опасных и радиоактивных грузов. Стоимость проекта 245 млн рублей, часть из которых финансируется частными инвесторами, а часть привлекается в виде банковского кредита. Вторая очередь грузового терминала будет сдана в 2008 году: на пяти с лишним тысячах квадратных метров там будут обрабатываться международные грузы. «Одним из сдерживающих факторов развития аэропорта Толмачево было отсутствие высокотехнологичных, отвечающих современным требованиям складских помещений и логистических комплексов, сказал первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко. Теперь пробел ликвидирован. Этот терминал создан для оперативного приема, обработки и распределения грузов. И таких условий, как в Толмачево, на сегодняшний день нет ни в одном аэропорту не только в Сибири, но и за Уралом». В новом терминале идет обработка груза Как пояснил генеральный директор ООО «Международный аэропорт Новосибирск» Кирилл Покровский, стоимость проекта первой очереди порядка 120 млн рублей, 30% из которых средства частного инвестора. «Уникальность данного терминала в используемой технологии работы, сказал господин Покровский. Он оснащен системой отопления и холодильными камерами, следовательно, мы уже сегодня можем предоставлять полный комплекс услуг по обработке всех категорий грузов, в том числе и скоропортящихся». По словам Покровского, новосибирский аэропорт готов принимать международных карго-перевозчиков. Емкости нового терминала вдвое увеличивают грузооборот Толмачево: объект рассчитан на ежегодный объем свыше 50 тыс. тонн груза. Сдача первой очереди грузового терминала очередной шаг к реализации планов руководства аэропорта по увеличению грузовых авиамаршрутов через Толмачево. Так, по прогнозам топ-менеджмента предприятия, к 2010 году объем грузоперевозок в Толмачево увеличится до 25 тыс. тонн, а к 2012 году составит более 30 тыс. тонн ежегодно. «Мы участвуем практически во всех специализированных выставках, проводим переговоры с несколькими карго-перевозчиками о возможности выполнения полетов через наш аэропорт, сказал корреспонденту «КС» первый заместитель генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево« Алексей Пискунов. Например, по-прежнему остается открытым вопрос о приходе авиакомпании Lufthansa Cargо. Кроме того, большой интерес к новосибирскому аэропорту проявляют такие почтовые компании, как FedEx и UPS». По мнению специалистов, именно запуск терминала позволит аэропорту привлечь те карго-авиакомпании, которые обходили аэропорт Толмачево как грузовую посадочную базу и обращались только за промежуточными технологическими операциями. Так, региональный представитель ЗАО «Аэрофлот-Карго в Сибири» Татьяна Шевлюга уверена, что сдача в эксплуатацию нового грузового терминала сыграет положительную роль в привлечении новых авиаперевозчиков, и число компаний, желающих направлять свой груз через аэропорт Толмачево, увеличится. «На мой взгляд, ни один аэропорт в Сибири не может сравниться сегодня по оснащенности с новосибирским Толмачево», сказала Татьяна Шевлюга. По мнению экспертов, нельзя не учитывать, что в начале 2008 года будет сдана первая очередь грузового терминала в красноярском аэропорту Емельяново. Как рассказал корреспонденту «КС« коммерческий директор ООО «Эра-Карго» (осуществляет комплекс услуг по обработке и экспедированию грузов аэропорта Красноярск) Андрей Муратов, строительство объекта с аналогичными новосибирским техническими параметрами и характеристиками находится на завершающей стадии. Проектная мощность терминала составит 54 тыс. тонн в год (150 тонн в сутки); складская полезная площадь 4013 кв. м; площадь административной части 2035 кв. м. «Я не хочу умалять возможности красноярского терминала, но наш терминал превосходит его по полезным площадям, так что здесь элементарная арифметика, исходя из которой можно понять, что плюсы и козыри у нас», прокомментировал эту информацию Кирилл Покровский. Впрочем, он признал, что сегодня в Емельяново грузов обрабатывается больше. «Но не стоит забывать, что в Новосибирске сложилась давняя ситуация, связанная с тем, что достаточно серьезный грузопоток уходит через аэродром завода им. Чкалова. И если бы эти потоки были целиком сосредоточены в Толмачево, то вопрос лидерства по грузопотоку я бы оспорил», сказал Покровский. Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что преимущества того или иного аэропорта в плане обработки грузопотока определяются не только наличием одного или двух современных терминалов. По мнению эксперта, немаловажное значение также имеют способность аэродрома принимать самолеты в условиях плохой видимости (сертификат по II или III категории ИКАО), цены на авиационное топливо, развитость сопутствующей инфраструктуры (наличие средств механизации, погрузчиков и пр.), существующий и перспективный грузопоток в регионе, наличие сильной базовой авиакомпании (в том числе пассажирской), авиакомпании-партнеры и фактор лоббирования. «С точки зрения технологий, применяемых для обработки груза, Толмачево выглядит несколько предпочтительнее, чем Емельяново, говорит аналитик. В Толмачево сегодня формируется группа лидеров «Аэрофлот-Карго» и Tecis. Однако показательный пример Lufthansa Cargo будет выполнять полеты с посадкой именно в Красноярске. Это произошло из-за того, что в Красноярске базируется партнер германского перевозчика авиакомпания «КрасЭйр«. Кроме того, здесь работает AirBridge Cargo». Однако Кирилл Покровский не считает однозначным утверждение аналитика о планах Lufthansa Cargo: «На сегодняшний день переговорный процесс по поводу посадки Lufthansa Cargo в России не закончен. Новосибирск, как и Красноярск, рассматривается как вариант завершения этих переговоров». «Недостатком Толмачево является близость к городу, говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Денис Горев. Однако вероятно, что на фоне роста местного транспортного потока и роста общероссийского объема авиаперевозок Новосибирск также получит в ближайшие несколько лет свой хаб. Нельзя до конца снимать со счетов и возможность развития сдвоенного хаба, которую ранее лоббировала «КрасЭйр«. Пока больше шансов на получение инвестиций на развитие хаба у Красноярска. В Красноярске выше местный грузопоток, аэропорт ближе расположен к основным авиамаршрутам». «Близость Толмачево к городу я бы отнес к достоинствам аэропорта, парирует Кирилл Покровский. Да, есть некоторые сложности навигационного плана. Но у нас прекрасные подъездные пути к аэропорту и самое оптимальное расстояние от города». Что касается якобы существующей борьбы между двумя сибирскими аэропортами, то, по мнению руководства Толмачево, эти предприятия не настолько близко находятся друг от друга, чтобы говорить о какой-то «воинствующей конкуренции». «Территории, пассажиров и грузов хватит всем», убежден Покровский. Источник: Креативное обозрение на idea.ru