Стратегия укрепления территорий

    Глобализация российской экономики, открытие внутренних рынков, а также географическая удаленность Сибири вместе с неопределенностью экономической и региональной политики РФ ведут к негативным последствиям (усиление конкуренции) для сибирских национальных производителей. На что будет ориентирована региональная экономика в этой непростой ситуации? В начале осени в большинстве краев и областей СФО закончилось обсуждение программ стратегического развития на 2020–2030 годы. Алтайский край Фото Антона ВЕСЕЛОВА Идея стратегии развития края основана на активном развитии малого бизнеса и малого предпринимательства, поскольку в этом секторе занято 308,6 тыс. человек, или 28% от общего числа занятого в экономике населения региона (по России — около 20%), которые делают вклад в бюджеты всех уровней до 20% в год. Развитие частного бизнеса, по мнению экспертов, должно быть подкреплено созданием благоприятного предпринимательского климата, что в свою очередь повысит инвестиционную активность в регионе за счет внутренних капвложений. Такой подход особенно актуален, поскольку степень износа основных фондов по крупным и средним предприятиям составила в начале 2003 года 54,4%. Серьезных ставок на промышленное производство пока делать не приходится: большинство отраслей, напрямую зависящих от стоимости сырья и энергоносителей, резко сократили объем выпуска продукции машиностроения, легкой промышленности, строительных материалов. Ко всему прочему химическая и нефтехимическая отрасли, входившие в общую технологическую цепочку с предприятиями Средней Азии, переживают сегодня тяжелый период. Снижение конкурентоспособности продукции региона привело к потере рынков сбыта собственной продукции, что позволило зарубежным производителям (автомобилестроение, приборостроение и предприятия сложной бытовой техники) занять рынок края и соседних регионов. Тем не менее экономика края постепенно адаптируется к мировому рынку, развивая экспортоориентированные производства, поставляющие источники сырья, материало- и энергоемкую продукцию (черная металлургия), ведутся разведка и добыча уникального стратегического сырья: марганца, хрома, титана, никеля, свинца, кобальта, вольфрама, скандия (Рубцовское, Корбалихинское и Зареченское месторождения). Реализуются на рынке имеющиеся запасы природно-сырьевых ресурсов (минералы, включая золото и серебро; минерально-строительные, включая мрамор; лекарственные растения и так далее). В целях улучшения транспортной доступности региона планируется осуществить соединение Чуйского тракта с югом Кемеровской области путем реконструкции автодороги Бийск-Мартыново-Кузудеево и обустроить альтернативный, кроме Семипалатинского, выход на Казахстан через Третьяки. Основным направлением экономики края по-прежнему останется сельское хозяйство. При этом придется решить важнейшие проблемы низкой рентабельности производимой продукции и сбыта. Расширение торговли и сферы услуг должно произойти вместе с увеличением среднего уровня потребления населения не менее чем в 1,9 раза к 2010 году по сравнению с 2002 годом. «В планируемый период в крае требуется создать массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления, приближающимся к дореформенному 1991 году. Он должен охватить по крайней мере 50% населения», — говорят разработчики программы. Такие перспективы должны обеспечиваться поддержкой малого бизнеса и благоприятствованием предпринимательской деятельности среди населения (увеличение доли населения, работающего в малом и среднем бизнесе, до 35–40% всех занятых в экономике края). Иркутская область По словам губернатора области Александра Тишанина, Иркутская область имеет все предпосылки создания особых экономических зон (выгодное экономико-географическое положение и богатый ресурсный потенциал). Регион претендует на создание двух особых экономических зон: туристско-рекреационного и промышленно-производственного типов. Одним из наиболее обсуждаемых проектов является создание международного центра по обогащению урана в Ангарске. Росатом в качестве площадки для размещения международного центра по обогащению урана рассматривает ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат» (АЭХК). Генеральный директор комбината Виктор Шопен считает, что достоверная информация о месте размещения такого центра станет известна во втором квартале следующего года. Пока рассматриваются четыре площадки: кроме Ангарска, на участие в проекте могут рассчитывать Красноярск, Новоуральск и Томск. Губернатором области подписано распоряжение о разработке Областной целевой программы по развитию инвестиционной деятельности в Иркутской области на 2007–2009 годы. Комплекс мероприятий программы будет осуществляться по четырем разделам: «Система сбора информации и прогнозирования показателей инвестиционной деятельности», «Разработка инфраструктурных инвестиционных проектов», «Система финансирования предынвестиционной подготовки проектов», «Маркетинг инвестиционных возможностей региона». Такой подход ускоряет процесс модернизации экономики, запланированный в рамках программы социально-экономического развития Иркутской области, где, помимо широкого внедрения информационных технологий, запланировано повышение роли малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем достаточно широко обсуждается вопрос создания мегаполисной агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов. По словам заместителя главы администрации Иркутской области по экономическому развитию и торговле Владимира Третьяка, на сегодняшний день в пределах Иркутска, Ангарска и Шелехова проживает 37% населения Приангарья. Предприятия, расположенные на этих территориях, формируют 54% объема реализации продукции и 40% прибыли Иркутской области. Вопрос объединения Приангарья можно также считать одним из актуальнейших инвестиционных проектов региона. Однако в целом стратегия развития Иркутской области пока находится в стадии разработки (в регионе действует программа социально-экономического развития). В августе 2006 года был объявлен конкурс «Лучшая формулировка видения Иркутской области в 2030 году». Конкурс на выполнение творческой работы «Лучшая формулировка видения Иркутской области в 2030 году» проводится в целях выявления и поддержки инновационных инициатив граждан, проживающих на территории Иркутской области, касающихся перспективного развития Иркутской области. Кемеровская область Как считает губернатор области Аман Тулеев, «мы верно определили «точки и темпы роста« для устойчивого развития экономики Кузбасса на длительную перспективу». Стратегия развития региона направлена по-прежнему на развитие базовых отраслей угольной и металлургической промышленности, дающих около половины (48,5%) налоговых поступлений в бюджет. Но поскольку на мировом рынке реализуется отчасти необогащенное сырье, то есть потенциал увеличения доходов за счет модернизации существующего производства: из 167 млн тонн перерабатывается и обогащается только 103 миллиона тонн (это 62%, а нужно 80%). Как угольные, так и металлургические компании сильно зависят от конъюнктуры внешнего рынка, что делает экономику региона нестабильной, но сырьевая направленность не будет такой острой проблемой, если задействовать резервы внутреннего рынка для реализации продукции. «Использование угля на электростанциях по современным технологиями сжигания уже не имеет ничего общего с чадящими котельными прошлого века», — считает губернатор Тулеев. Тем более что в регионе активно вкладываются деньги в строительство и реконструкцию всех видов очистных сооружений. Другое направление стратегической программы Кузбасса — развитие малого бизнеса. На его счету 23% оборота торговли и общественного питания области, 22% ВРП, 15% в общей структуре областного бюджета (планируется увеличить долю до 20%). Этапы реализации стратегической программы включают уже не только поддержку начинающих предпринимателей, но и создание условий для легализации доходов. Определенные ставки в развитии области делаются на развитие лесной промышленности. Эта отрасль экономики берется под особый контроль с целью стимулировать развитие местного деревообрабатывающего производства. Особая роль в области делается на поддержку образования, здравоохранения, ЖКХ и других программ социальной политики как резерва роста стабильности населения. Сельское хозяйство, не являясь приоритетной отраслью экономики, активно развивает перерабатывающие производства. Красноярский край Стратегическая программа Красноярского края построена на кластерном анализе, где одними из наиболее перспективных выделены лесной, агропромышленный, строительный и транспортный кластеры. В лесном кластере объединяются лесозаготовка, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, а также биохимическое производство, специализированное машиностроение (Красноярский завод лесного машиностроения), полиграфическая промышленность, транспорт. Эта цепочка пока не отлажена не только технологически, но и организационно. Центрами или ядрами кластера могут стать ЛДК в Лесосибирске (ЗАО «Лесосибирский ЛДК-1», ЗАО «Новоенисейский ЛХК»), объединяющие лесозаготовителей вокруг деревообработки, ООО «Енисейский ЦБК» в Красноярске и ГП «КПП ПИК «Офсет». Агропромышленный кластер объединяет сельскохозяйственные организации и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Кластер построен по принципу общности рынка ресурсов, поставщиков и потребителей. В настоящее время данный кластер все больше интегрируется с торговлей. Наибольший объем сельскохозяйственного производства (свыше 50% от краевого объема) приходится на центральную и юго-западную группу районов края. Машиностроительный кластер включает специализированное оборудование: судостроение, железнодорожное оборудование, холодильное оборудование, инструментальное производство, горношахтное и горнодобывающее оборудование. Этот комплекс сосредоточен в краевом центре, поэтому можно говорить о территориальной компактности, что в условиях сибирских территорий даст значительный экономический эффект только при условии государственной поддержки (ООО «Сибирский судоремонтный завод», ОАО «Красноярская судостроительная верфь», ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса», ООО «Крастяжмаш», ФГУП «Электровагоноремонтный завод» и другие). Развитие строительного кластера также весьма выгодно, однако он нуждается прежде всего в общем улучшении бизнес-климата и поддержании высокого уровня инвестиционной активности. Строительный кластер объединяет более 4,5 тыс. крупных, средних и мелких предприятий: подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, в том числе из полимерного сырья (химическая отрасль), проектных и научно-исследовательских организаций. Значительный экономический эффект будет иметь развитие транспортного кластера, однако большее влияние здесь будут оказывать скорее не меры государственного регулирования, а рыночные механизмы формирования межрегиональных магистралей и создание «дорог к ресурсам». Основные предприятия транспортного кластера — ОАО «Красноярские авиалинии», Красноярская железная дорога, «Енисейское речное пароходство», КГУП «Красноярскавтотранс», КГУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», ОАО «Востсибпромтранс» и другие — сегодня входят в число наиболее привлекательных для инвесторов объектов. Усилия органов государственной власти, связанные с развитием лесного и агропромышленного кластеров, не случайны. В последние годы диверсификацию производства и отход от монопольной зависимости от цветной металлургии стимулируют развитие других перерабатывающих отраслей. Особое внимание складывается в отношении северных территорий, где планируется развивать зону Нижнего Приангарья, как места предпринимательской активности частного бизнеса. Томская область Учитывая ситуацию последних 20 лет, когда наиболее высокие темпы роста прогнозируются в высокотехнологичных секторах (информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии), регион, имея развитый научно-образовательный комплекс, качественный человеческий капитал и богатые природные ресурсы, делает ставку на: — информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, «новую экономику», электротехнику и приборостроение; — нефтегазовый и атомный сектор; — лесопромышленный комплекс и сельское хозяйство. Снижение цен до $15–20 за баррель сделают томскую нефть неконкурентоспособной. В связи с этим активное развитие должен приобрести высокотехнологичный бизнес, позволяющий реализовывать нематериальный бизнес на внешних рынках. Между тем остается ряд проблем глобального для региона значения. Географическая удаленность Томской области и неразвитость транспортной инфраструктуры накладывают ограничения на развитие секторов экономики, для которых транспортные издержки являются критичными. Новосибирская область 27 сентября текущего года завершился первый этап разработки стратегии развития Новосибирской области до 2025 года. На первом этапе разработки стратегии обобщались характерные для региона экономические и социальные условия и тенденции, а также определялись наиболее перспективные направления развития и точки роста, а именно формулировка задач, позволяющих Новосибирской области прочно занять лидирующее положение по всем основным экономическим показателям. На основании проведенных расчетов с использованием так называемого метода анализа иерархий получены интегральные оценки значимости отдельных направлений развития экономики Новосибирской области — развитие и совершенствование научного, инновационного и образовательного кластера с целью превращения Новосибирской области в главный инновационный центр востока России XXI века: — инновационная сфера (технопарковые структуры, специализирующиеся в области IT-технологий, биотехнологий, силовой электроники, приборостроения, новых материалов); — совершенствование имущественных и земельных отношений («SWOT-анализ» факторов развития АПК, представленный на одном из обсуждений, насчитывал более 35 угроз); «В Новосибирской области сектор АПК, конечно, будет эффективно развиваться только при наличии новых законодательных проектов в сфере государственной поддержки сельхозпроизводителя«, — говорилось на обсуждении вопроса; — создание логистического центра — пожалуй, наиболее проработанный и перспективный проект, учитывая особое транспортно-географическое положение области и концентрации торговых предприятий. Развитие транспортного комплекса Новосибирской области — одно из приоритетных направлений всей стратегии. Требуется одновременно решить две задачи: содействовать созданию опорной транспортной сети в азиатской части страны и обеспечить качественное и количественное совершенствование внутриобластной дорожной сети. Транспортно-логистическая специализация экономики должна получить свое развитие благодаря формированию на территории области мультимодального транспортного узла, обеспечивающего взаимодействие всех видов транспорта области и транспортных систем соседних регионов»; — укрупнение финансового и инвестиционного блоков. Такие крупные проекты, как технопарк, мультимодальный транспортный узел, электрометаллургический завод, в дальнейшем существенно повлияют на будущее развитие области. Проекты имеют различную степень проработки. В частности, не во всех проектах оценена социальная эффективность внедрения. По оценке экспертов, все проекты могут привлечь в область инвестиции в размере 329 млрд руб. Омская область Стратегия социально-экономического развития Омской области в настоящее время проходит стадию доработки, и основные финансовые показатели еще только формируются. Наличие ресурсного потенциала, развитого обрабатывающего производства, выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть должны позволить эффективно осваивать природные ресурсы севера Омской области при содействии малого предпринимательства. Наукоемкие технологии производства в совокупности с инвестициями современного бизнеса должны в перспективе поддержать и развить производственную инфраструктуру. Но следует учитывать зависимость энергосистемы Омской области от поставок угля из Республики Казахстан, а также наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций (обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области). Организация особой экономической зоны, как планируют разработчики стратегии, должна иметь позитивное влияние на сложную экономическую ситуацию в регионе. Потенциал сельского хозяйства должен стать одной из основных «точек роста», усиления инвестиционной активности предпринимателей и внедрения инновационных технологий. Вместе с тем в регионе четко понимают всю опасность вытеснения продукции Омской области с внутреннего и региональных рынков товаропроизводителями соседних регионов и иностранных государств, а также снижение конкурентоспособности отдельных секторов экономики Омской области после вступления Российской Федерации в ВТО. В качестве противовесного фактора выступает усиление «точек роста» внутренних районов Омской области. Для Центрального экономического района планируются: активизация промышленно-производственной особой экономической зоны; организация новых высокотехнологичных производств (нефтехимический комплекс, машиностроительный комплекс, биотехнологический комплекс, агропромышленный комплекс), а также создание мультимодального транспортного узла и транспортно-логистических центров. В Северном экономическом районе наиболее перспективными «точками роста» экономики являются: добыча нефти и газа, рудных песков циркон-ильменитовой россыпи; добыча и переработка сапропеля; производство торфобрикетов; производство льноволокна; лесопереработка, производство древесных гранул; создание транспортного коридора (автомобильная дорога Тобольск-Тара-Томск). Западный экономический район имеет следующие преимущества: развитие растениеводства, молочного и мясного скотоводства (строительство животноводческих комплексов); развитие переработки сельскохозяйственной продукции; добыча и переработка сапропеля; транспортный узел (потоки грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали, в Республику Казахстан). Итак, поиск необходимого сырья, привлечение инвестиций (через повышение привлекательности региона), поиск высокотехнологичных видов производства и развитие транспортного узла в особой экономической зоне могут и должны укрепить экономическую ситуацию в регионе. Более детального анализа разрабатываемая программа пока не прошла, так что экономический эффект от предполагаемых мероприятий еще предстоит подсчитать. Таким образом, стратегия развития Сибири, стимулировавшая создание стратегических планов отдельных регионов и призванная повысить экономическую и социальную самостоятельность территории, должна способствовать возвращению центров принятия корпоративных решений на территорию России, а глобальные поставщики, становясь реальными конкурентами региональных предприятий, должны активно стимулировать развитие местной промышленности, а не блокировать ее развитие. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ