- 1024px
- 1280px
Складское очарование
Среди городов-лидеров по развитию логистики в Сибири эксперты выделяют Новосибирск, Красноярск и Иркутск. Каждый из них обладает выгодным транспортным положением и другими преимуществами. По экспертным оценкам, тройку лидеров возглавляет Новосибирск, однако в ближайшие годы его положение может пошатнуться в связи с нарастающей конкуренцией. Концепции развития логистики каждого региона хороши, однако многие из них не продуманы, как указывают эксперты. Выиграет в этой гонке тот, чья концепция будет более тактически грамотной. Несмотря на дефицит складов высокого класса в крупных сибирских городах, в ближайшие годы девелоперы таких логистических центров могут столкнуться с нехваткой арендаторов.Фото Михаил Периков Во всех крупных городах России ощущается нехватка современных складских помещений (к таковым эксперты относят, например, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и другие). Однако в беседах с корреспондентом «КС» аналитики указывали на то, что Новосибирск сейчас переживает настоящий бум строительства логистических комплексов. Обстановка на этом рынке в Новосибирске напоминает ситуацию, которая складывалась четыре года назад со строительством бизнес-центров и торгово-развлекательных комплексов: прогнозируемый и ожидаемый бум и кризис перепроизводства в данных сегментах недвижимости. «Тогда мы прогнозировали, что в конце 2007-го наступит насыщение этих сегментов коммерческой недвижимости, и оказались правы. Можно назвать ряд торговых и бизнес-центров, которые не могут добиться 100%-ной заполняемости (максимум у них сдано 15–20% площадей)», — сказал президент ИГ «Мамонов» Владимир Мамонов. Компания «Евросиб» в настоящее время завершает строительство в Пашино терминально-логистического центра (ТЛЦ) «Новосибирск», который будет введен в эксплуатацию в I квартале 2008 года. Участок строительства новосибирского комплекса составляет 20 га, общая площадь ТЛЦ — порядка 20 тыс. кв. м. Специфика ТЛЦ «Новосибирск» заключается в наличии контейнерной площадки на 3,6 га емкостью единовременного хранения 2500 контейнеров, соответственно, комплекс будет оснащен подъездными железнодорожными путями общей длиной 3 км и вместимостью 150 вагонов. «Евросиб» инвестировал в проект около $50 млн. Расчетный срок окупаемости инвестиций в терминал, как сказал генеральный директор ЗАО «Евросиб» Дмитрий Никитин, 9–11 лет. Новосибирская Bee Logistic продолжает работать на сданном весной 2006 года терминале (емкость — 11 тыс. паллето-мест). Как отметил в беседе с «КС» руководитель коммерческого блока Bee Logistic Ltd. Валентин Прибытков, новые планы компании распространяются на будущий год: весной 2008-го рядом с действующим терминалом Bee Logistic планирует начать строительство второй очереди склада емкостью 18 тыс. паллето-мест. Инвестиции в строительство будущего склада пока не раскрывают. Всерьез заинтересована Новосибирском санкт-петербургская «Евразия логистик», которая в ноябре 2007 года приступила к созданию индустриально-логистического парка неподалеку от аэропорта Толмачево. Это будет один из логопарков компании под брэндом Green Gate (в 2008 году планируется открыть шесть логопарков). Менеджер по работе с клиентами ООО «Евразия логистик» Егор Семенов сказал, что строительство начнется в 2008-м. На земельном участке площадью 200 га запланировано строительство около 800 тыс. кв. м складских площадей, железнодорожных путей, а также контейнерной площадки. Первая очередь объекта будет введена в эксплуатацию уже в ноябре 2008 года. Реализация всего проекта потребует порядка 14 млрд руб. инвестиций. «Евразия логистик» планирует окупить свой проект за семь-восемь лет с момента ввода в эксплуатацию. На первую очередь уже подписано порядка 50% предварительных договоров аренды, как сказал «КС» Егор Семенов. По его словам, среди арендаторов — крупные логистические операторы и ритейлеры. Так, «КС» удалось узнать, что одним из арендаторов будет ГК «Русская логистическая служба» (РЛС). Директор Сибирского региона ГК «РЛС» Сергей Кондюрин сказал «КС«, что компания также планирует арендовать 15 тыс. кв. м логистического парка, который начинает строиться в районе г. Чик (Новосибирская область). В марте 2006 года Национальная логистическая компания (Москва) открыла первую очередь (10 тыс. кв. м) логопарка «НЛК-Новосибирск», расположенного в г. Обь (Новосибирская область). Ко II кварталу 2008 года в планах компании открыть вторую очередь площадью 10 тыс. кв. м. А вот планы логоператора FM Logistic (Москва) по выходу в Новосибирск, судя по всему, пока отложены — компания начала строить складской комплекс площадью около 100 тыс. кв. м на юге Московской области (50 км от Москвы, на Каширском шоссе). Также начато строительство складского комплекса площадью 80 тыс. кв. м в Киевской области. Менеджер по внешним связям FM Logistic в Москве Алла Лаоз сказала «КС», что инвестором проектов является FM Logistic, однако не сообщила окупаемость и объем инвестиций. Проекты логистических центров реализуются не только в Новосибирске. «Интерес инвесторов обусловлен спросом на складские помещения и их дефицитом, что в свою очередь обусловлено приходом в города торговых сетей, расширением в регионах бизнеса крупных производителей», — делится своими соображениями с корреспондентом «КС» Алла Лаоз. Руководитель аналитической группы Omsk Real Estate (Омск) Наталья Кошубарова говорит о том, что существует большое число проектов объектов складской недвижимости в Новосибирске, Омске, Красноярске, Иркутске. «Значение и привлекательность Омска в этом качестве меньше, что в целом видно по большому числу представленных, но нереализуемых проектов, — сказала «КС» Наталья Кошубарова. — Например, в Омске нет ни одного склада класса «А». Из имеющихся четырех складов класса «В« два эксплуатируют компании-собственники под собственные нужды». Наибольшее значение в транспортной сети из-за удобного местоположения имеют Новосибирск, Красноярск, Иркутск. «Эти города являются перевалочными пунктами для грузов, но при этом емкость рынка складской недвижимости в данных регионах позволит реализовать новые проекты», — объяснила госпожа Кошубарова. На звание лидеров логистического рынка региона, по словам президента ИГ «Мамонов» Владимира Мамонова, претендуют три основных конкурента — Новосибирская область, Красноярский край и Иркутская область. «Мне знакомы логистические стратегии всех областей Сибири, потому что мы работаем с аэропортами Иркутска, Красноярска, а также с рядом районов Новосибирской области. Все без исключения области говорят, что у них прекрасное геополитическое положение и что клиенты все равно выберут их регион, однако бывает, что клиенты уходят», — продолжил Владимир Мамонов в беседе с «КС». Однако общий главный недостаток их стратегий — отсутствие тактической продуманности концепций. «Если рассматривать уровень конкурентоспособности их концепций, то, с нашей точки зрения, у всех трех регионов одинаково плохо проработана тактика. Например, Новосибирская область прописала стратегию проекта промышленно-логистической зоны, но мы не завершили ее, не создали тактику реализации. На самом деле проекта нет, хотя вроде бы есть потенциальные участники, — объясняет господин Мамонов. — А ведь конкурентоспособность зависит от наличия конкретного заказчика. Красноярск ушел дальше Новосибирска, потому что здесь более ясно, кто является двигателем в создании хаба». Борьба между регионами будет обостряться, прогнозирует господин Мамонов. У Новосибирской области есть шансы выйти в лидеры, но Красноярск уже «дышит в спину» новосибирцам. «Выиграв конкурс на строительство хаба, Красноярск, конечно, получил значительное, хотя и не стратегическое преимущество в части господдержки, — считает Владимир Мамонов. — Красноярск много говорит про хаб, но пока все в проекте. Иркутская область также имеет особый статус — это «ворота« в Китай и на Север. Наши исследования по иркутскому аэропорту говорят о том, что там особенно бурно по сравнению с другими городами СФО развиваются грузовые перевозки». Уточнение В № 47 «КС» от 30.11.07 в статье «Складское очарование» были допущены ошибки. Так, менеджера по работе с клиентами ООО «Евразия логистик» зовут Егор Семенов, и строительство склада компании начнется в 2007 году.
Спонсор: NL International
Источник: Креативное обозрение на idea.ru