- 1024px
- 1280px
Барьеры между властью и инвесторами должны уходить в прошлое
Круглый стол: Инвестиционные возможности Новосибирской области Привлечение инвестиций — сегодня одна из первоочередных задач региональной экономики. Насколько привлекательна в глазах инвесторов Новосибирская область, какие проблемы осложняют этот процесс, как увязать интересы частных инвесторов и стратегии развития территории — эти темы обсудили представители власти и бизнеса Новосибирской области в ходе круглого стола, организованного группой изданий «». До эйфории далеко Владимир Никонов, вице-губернатор Новосибирской области: — Объем инвестиций в экономику нашего региона ежегодно растет. За девять месяцев нынешнего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года этот показатель вырос в полтора раза, в то время как по России — на 22%. Но данная ситуация не может удовлетворять нас по ряду причин. Во-первых, основные отрасли новосибирской экономики пережили большой период падения и некоторой стагнации 1990-х годов, и чтобы вывести их на необходимый уровень, требуется большой объем вложений. Прежде всего в промышленность, транспорт и другие отрасли, где объем вложений не успевает за процессом старения. Во-вторых, по уровню инвестиций на душу населения мы где-то в середине списка субъектов Федерации. В прошлом году Новосибирская область вдвое отстала от ближайших соседей — Кемеровской области и Красноярского края. Думаю, что в этом году ситуация если и изменится, то непринципиально. Неудовлетворенность развитием инвестиционного процесса характерна не только для нас, но и в целом для страны — это прозвучало и на недавнем Госсовете. В первую очередь речь идет об огромной дифференциации инвестпроцессов. Разница в объемах инвестиций на душу населения между регионами составляет примерно 250 раз. Отраслевая структура инвестиций вряд ли соответствует стратегическим задачам Российской Федерации — инвестиции поступают в основном в сырьевые и перерабатывающие отрасли, которые дают небольшую добавленную стоимость. Большинство инвестиций стягивается в регионы с большой плотностью населения. Это отражает тревожную для России тенденцию: богатые регионы развиваются быстрее и делаются еще богаче, а отстающие еще сильнее отстают в своем развитии. Новосибирская область — в середине этого списка. — В последние годы в экономике Новосибирской области сфера услуг по многим показателям опережает промышленность. Ожидаются ли в ближайшее время крупные, «прорывные» проекты в сфере реального производства, реализация которых может повлиять на ситуацию? Сергей Семка, руководитель департамента промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области: — Мы уже видели в этом году проект компании «Главновосибирскстрой» — завод «Сибит», в декабре откроется новая обогатительная фабрика ООО «Сибантрацит», в следующем году ожидается запуск нового ликероводочного завода компании «Русский алкоголь». Владимир Никонов: — Неудовлетворенность ситуацией вокруг инвестиций заставляет нас искать специальные решения, которые могли бы активизировать эти процессы. Речь идет прежде всего о проектах инфраструктурного характера. Примеры — технопарк и промышленно-логистический парк. Областная администрация при создании промышленно-логистического парка пытается создать особую систему принятия решений и регулирования всех вопросов, связанных с землеотводом, формированием технических условий и так далее. Инфраструктурная составляющая будет формироваться при участии как бюджета, так и инвестиционных ресурсов коммерческих структур, но при достаточно высоких стимулах со стороны власти. — Промышленно-логистический парк — один из главных проектов, с которыми принято связывать перспективы инвестиционного развития Новосибирской области. В обсуждении участвует руководство международного аэропорта Толмачево — новой структуры, являющейся составляющей этого инвестпроекта. Можете ли вы поделиться своим опытом участия в крупном инвестпроекте при поддержке областной власти? Алексей Пискунов, первый заместитель генерального директора аэропорта Толмачево: — По нашим прогнозам, пассажиропоток аэропорта Толмачево к 2015 году должен достичь 3,2 млн человек, а к 2015-му — более 5 млн человек. Грузопоток к 2015 году достигнет 50 тысяч тонн. В соответствии со стратегией развития аэропорта задача ближайшей перспективы — строительство второй взлетно-посадочной полосы, реконструкции действующей ВПП, нового пассажирского терминала класса «С». Это достаточно дорогие проекты, тем не менее мы их реализуем. Нам не составило труда найти партнеров для реализации данного плана, учитывая выгодные транспортные возможности нашего региона и стратегическое значение предприятия для области. С нами сотрудничают крупнейшие банки — как мировые, так и региональные. И у нас уже есть право выбирать те условия, которые нам предлагают. Кирилл Покровский, гендиректор ООО «Международный аэропорт Новосибирск»: — Сегодня мы реально воплотили те проекты, о которых заявляли два года назад. В целях реализации соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в вопросах перспективного развития Международного аэропорта Толмачево на 2006–2010 годы, заключенного между аэропортом Толмачево, частными инвесторами — группой «Промышленное развитие» — и администрацией Новосибирской области, было создано юридическое лицо ООО «Международный аэропорт Новосибирск«. В феврале генплан развития Толмачево был утвержден cоветом директоров, и сейчас мы воплощаем его в реальность. Сегодня завершено строительство грузового терминала, в дальнейшем предполагается возведение делового комплекса, включая трех-четырехзвездочные отели, многоярусной парковки, экспоцентра и торгово-развлекательного комплекса, то есть создание своеобразного «аэропорт-сити». Виктор Зырянов, коммерческий директор компании «РосЕвроДевелопмент«: — Затрагивая тему взаимодействия с областной администрацией, хотелось бы привести в пример проект частно-государственного партнерства — Технопарк в сфере высоких технологий в Академгородке. Работая над ним, мы получили опыт достаточно благополучного диалога с властью. Специально для решения текущих вопросов, касающихся реализации Технопарка, администрацией области был создан рабочий штаб, в который входят представители как инициаторов проекта, так и инвестора. Благодаря такой форме работе некоторые задачи решаются более оперативным путем. Хотелось бы надеяться, что в отношении промышленно-логистического парка этот положительный опыт будет также успешно использован. Полагаю, для власти важно слышать мнения инвесторов и оказывать содействие в решении их проблем. Так как в конечном итоге все мы работаем над одним результатом — сделать Новосибирск более современным, экономически развитым и использовать имеющийся потенциал в полном объеме. Сергей Скоромкин, директор филиала «Балтика-Новосибирск» ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»: — Администрация Новосибирской области ведет серьезную работу по формированию привлекательного инвестиционного климата в регионе. Благоприятный инвестиционный климат — одна из составляющих успешной работы нашей компании в регионе. В свою очередь инвестиции, вкладываемые бизнесом, позволяют Новосибирской области динамично развиваться. При этом должны находить свое решение вопросы дальнейшего развития и поддержки инвестиционной деятельности в регионе. Для нас это, во-первых, проблема трудовых ресурсов. Мы сейчас обсуждаем с областной администрацией возможность взаимодействия с определенными учебными центрами с целью перепрофилирования некоторых специальностей, учитывая нужды нашего предприятия (на нем будет 740 рабочих мест). Если говорить о перспективах сотрудничества, можно рассмотреть вероятность взаимодействия в рамках собственного агропроекта «Балтики«. Компания во всех регионах развивает направление по подготовке сырьевой базы для собственного производства. — А по каким критериям вы определяете благоприятный инвестиционный климат? — На этапе принятия решения о выборе места строительства нового завода стало понятно, что регион отличается взвешенной инвестиционной политикой властей. Например, здесь грамотно отстроен механизм налоговых льгот. При этом только за первые шесть лет работы филиала «Балтика-Новосибирск» предприятие перечислит в региональный бюджет около 6 млрд рублей налогов. Владимир Кузнецов, директор по управлению проектами НПО «ЭЛСИБ»: — Если мы говорим об инвестиционном развитии области, то кадры — это проблема всей области, которую также нужно решать общими усилиями. Даже динамично развивающиеся предприятия испытывают острую нехватку персонала. То есть по сути возникает ситуация, когда развитие предприятия опережает увеличение штата. В этом году «ЭЛСИБ» столкнулся с такой проблемой роста, поскольку началось значительное расширение производства после долгого периода стагнации. Благодаря эффективному взаимодействию с администрацией Новосибирской области, мэрией нам удалось уже сегодня привлечь значительное количество работников. Совсем недавно, в середине ноября, совместно с обладминистрацией был утвержден Комплексный план по подбору, обучению и закреплению работников НПО «ЭЛСИБ» ОАО на период до 2012 года, направленный на решение не только кадровых, но и многих социальных вопросов завода. Такое партнерство власти и бизнеса — один из ключевых механизмов повышения инвестиционной привлекательности региона, так как благодаря осознанию общности целей и проблем работа строится в одном направлении, многие вопросы решаются более оперативно. На мой взгляд, в этом отношении инвестиционные возможности Новосибирской области очень широкие, так как уже существует налаженный диалог между властными структурами и бизнесом. Дмитрий Серант, генеральный директор компании «Сибкотэс»: — На наш взгляд, проблемой является еще и энергетическая безопасность региона. Здесь три составляющие — топливо, генерация и распределение энергии. По всем этим трем показателям наша область смотрится вполне надежно, хотя мы знаем, какие серьезные проблемы возникали во время недавних суровых зим в ряде регионов России. Наша компания занимается проектированием предприятий энергетики, и мы считаем, что энергобезопасность — одна из главных составляющих инвестклимата региона, его конкурентное преимущество. Владимир Никонов: — Основными нашими преимуществами являются географическое положение, обеспечение магистральной инфраструктурой, научно-образовательный комплекс, высокий уровень квалификации кадров и, наконец, концентрация населения, причем речь не только о Новосибирской области, но и о соседних регионах. Любой инвестор учитывает эти факторы при принятии решения. Но просто говорить об экономическом потенциале было бы неправильно. Процесс тесно связан с деятельностью органов исполнительной и законодательной власти. За последние годы область сумела сформировать достаточно прогрессивные законодательные условия поддержки инвестиционного процесса и сформировала практику применения этого законодательства. Есть достаточно большое количество инвестпроектов, которые получили господдержку. В целом по рейтингам, которые оценивают инвестиционный потенциал и риски региона, мы находимся в первой двадцатке по уровню потенциала. Области присвоен средний уровень риска, но при этом высокий рейтинг уровня развития инвестиционного законодательства. Андрей Бекарев, зампредседателя совета директоров УРСА Банка: — Да, основным конкурентным преимуществом региона является территориальное расположение. Но, например, в последнем номере газеты «» на первой полосе опубликована статья о том, что федеральный центр поддержал строительство мультимодального транспортного комплекса в Красноярском крае, хотя пальма первенства в этом вопросе всегда была у Новосибирской области. Здесь как раз некий факт того, что иногда нас переигрывают в том, где у нас есть объективные конкурентные преимущества. Новосибирская область действительно наделена научным и кадровым потенциалом, но, на мой взгляд, не всегда есть возможности его реализации. Зачастую инвестиционные и прочие бизнес-процессы идут мимо этой возможности. И даже идея строительства Технопарка связана с проблемами: недостаточно отработаны механизмы, способствующие коммерциализации научных разработок. — Хотелось бы услышать от присутствующих инвестиционных компаний, какие отрасли новосибирской экономики сегодня наиболее привлекательны для вложений? Сергей Лукьянов, директор группы компаний АТТА: — Вне всякого сомнения, Новосибирская область в настоящее время входит в число 10–15 регионов России с наиболее высоким инвестиционным потенциалом, причем тенденции его повышения становятся все более явными. Востребованными оказываются проекты практически в любой отрасли экономики, представленные в регионе. Наиболее привлекательными с точки зрения сроков окупаемости являются инвестиции, связанные с выполнением Новосибирском функций центра Сибирского федерального округа: коммерческая недвижимость (бизнес-центры, торгово-развлекательные центры, гостиницы, логистические центры), строительство жилья, транспорт, связь, производство строительных материалов и др. Основные риски на пути реализации инвестиционных проектов обусловлены отставанием в развитии инфраструктуры. Одним из инструментов, позволяющих снизить эти риски, является режим государственно-частного партнерства, который в настоящее время можно наблюдать на примере развития аэропорта Толмачево. Алексей Анищенко, директор новосибирского филиала ИК «Тройка Диалог»: — Судя по реализуемым проектам, все отрасли областной экономики в целом выгодны для вложений. Безусловно, привлекают высокие технологии, то, чем занимается Академгородок, несмотря на то что венчурного фонда у Новосибирской области пока нет. Но создания фонда не может быть без поддержки администрации области. То, что происходит сейчас в Академгородке, — действительно интересное направление в плане привлечения инвестиций. Наше предложение — подписать с администрацией Новосибирской области соглашение, подобное тому, что было не так давно подписано с Краснодарским краем. Соглашение предусматривает, в частности, такие направления, как консультирование организаций, направленное на выявление инвестиционных потребностей и способов привлечения капитала, консультирование компаний средней и малой капитализации с целью увеличения инвестиционных возможностей и так далее. Юрий Воронов, исполнительный директор Сибирской межбанковской валютной биржи (СМВБ): — На мой взгляд, предложение компании «Тройка Диалог» по созданию особого механизма взаимодействия с обладминистрацией позволило бы предприятиям области более активно привлекать средства на фондовом рынке. И не только привлекать средства, но и использовать свое присутствие на фондовом рынке, связанное с этим новое качество, для позиционирования компании, доведения до максимально широких слоев инвесторов информации о предприятии. СМВБ как крупнейший региональный узел инфраструктуры финансовых рынков и как представитель фондовой биржи ММВБ, которая обеспечивает более 90% ликвидности на российском фондовом рынке, также готова участвовать в проектах, направленных на оказание помощи потенциальным эмитентам. В частности, консультировать по вопросам взаимодействия с организатором торгов, депозитарием в процессе подготовки выхода на публичный рынок, технологическим аспектам работы на фондовом рынке и другим вопросам, связанным с привлечением средств путем размещения акций предприятий. И еще в отношении ранее высказанного тезиса, что богатые регионы привлекают инвестиции и становятся богаче, а бедные, наоборот, теряют финансовые ресурсы и становятся еще беднее. Открытый фондовый рынок — это способ привлечь, скажем так, небогатым финансовыми ресурсами регионам и расположенным там перспективным предприятиям средства инвесторов из других, в том числе «богатых», регионов. У ММВБ, например, около полумиллиона клиентов-инвесторов, в том числе зарубежных. Это огромная база… В поисках логики господдержки Андрей Бекарев: — Я некоторое время работал в администрации Новосибирской области, поэтому знаю ситуацию со всех сторон. Одной из проблем считаю сохранившееся до сих пор некоторое деление: власть, с одной стороны, бизнес — с другой. Такие барьеры должны уходить в прошлое. Неоспоримым преимуществом Новосибирской области с точки зрения бизнеса является отсутствие давления власти. При этом есть и слабые стороны этого процесса: проекты на территории появляются иногда тихо, как бы сами собой, и их видно только на последнем этапе. В Германии, например, охотятся за инвестпроектами и начинают помогать инвесторам еще на старте. И все же в последние годы такие изменения есть — власть сама ищет инвестпроекты. Законодательство, принятое в нашей области, действительно достаточно прогрессивно, хотя оно не всегда в достаточной мере применяется. Борис Прилепский, зампредседателя комитета по промышленности, транспорту и ТЭК Новосибирского областного Совета депутатов: — Инвестиционное законодательство, существующее в области, признано одним из лучших в России. Многие регионы запрашивают проекты законов, которые мы разрабатываем и принимаем. Но ими нужно уметь пользоваться. С 1999 года было принято свыше 10 законов, касающихся развития промышленности и сферы инвестиций. Несколько лет назад мы 2 млрд рублей в областном бюджете предусмотрели на пополнение оборотных средств, а освоили чуть больше 200 млн. Поэтому из года в год эта статья сокращалась. Я не могу не согласиться с господином Бекаревым, который сказал, что законы есть, а работаем мы по ним иногда плохо. Инициативу следует проявлять самим предприятиям, а мы должны способствовать. Естественно, во многом мы зависим от федерального законодательства. Мы, например, проявляли инициативу в использовании стабфонда, который, всем известно, работает по сути не на промышленность России, а на промышленность Европы и Америки, но если бы его отдать нашим банкирам при условии отдавать на инвестпроекты под 2–4% — это действительно была бы стабилизация. Андрей Бекарев: — За последнее время действительно многие инвестпроекты получили господдержку, хотя с моей точки зрения экономиста логика такой поддержки не всегда ясна: поддерживаются зачастую те, кто в этом особо не нуждается. Поддержка власти требуется там, где без нее осуществление проекта действительно невозможно. И особенно это касается тех проектов, которые имеют принципиальное значение для развития области. Думаю, это издержки начальной стадии инвестиционных процессов. Во всяком случае, в последние годы эти процессы идут в правильном направлении. В принципе, можно говорить о том, что диалог власти и бизнеса в последние годы стал более прозрачным и открытым. Елена Дугельная, председатель новосибирского отделения ООО «Деловая Россия»: — На мой взгляд, существующее в области Агентство инвестиционного развития как раз и должно быть одним из наиболее эффективных инструментов взаимодействия власти и бизнеса. Однако о его деятельности в бизнес-кругах известно очень немного. По моей информации, идея была одна, потом другая. Хотелось бы уточнить, как у Андрея Александровича Бекарева, который некоторое время возглавлял агентство, так и у Владимира Алексеевича Никонова, каковы результаты работы этой структуры. Может быть, что-то сделано, только мы не видим? В таком случае агентству стоит задуматься о своей коммуникативной стратегии. Андрей Бекарев: — Идея никуда не пропала. Более того, если речь идет о промышленно-логистическом парке, непосредственным инициатором проекта как раз выступает Агентство инвестиционного развития. Сейчас изменяются некоторые подходы, но агентство живо и делает необходимые для бизнеса шаги. Владимир Никонов: — Могу подтвердить, что агентство не потеряло идеологии, заложенной в него изначально. Трудность создает, как правило, взаимодействие в финансовых вопросах между органами власти и негосударственными структурами. То, что агентство создано в форме акционерного общества, 100% которого принадлежит государству, не значит, что мы можем дать агентству какую-то сумму денег, чтобы оно этой суммой распорядилось от лица обладминистрации. Мы должны провести конкурс, где агентство будет на равных правах конкурировать за право выполнить определенный заказ. Чем больше мы работаем, тем больше понимаем: бюджет области долгое время был ориентирован на решение сиюминутных проблем, преодоление кризисных ситуаций, а сейчас, когда мы вырвались из зависимости от определенных обстоятельств, поняли, что недостает крупных, амбициозных, комплексных проектов, к которым можно было бы привлечь соответствующие бизнес-структуры и внимание федеральных органов власти. Но разработка таких проектов — достаточно затратное дело, в итоге мы стоим перед необходимостью изыскивать в небогатом областном бюджете средства на разработку тех или иных проектов и концепций, и это одна из причин, почему мы не можем по полной программе запустить деятельность этого агентства. Сейчас мы действительно «подтянули» агентство к работе над проектом промышленно-логистического парка. Для этого пришлось передать этой структуре ряд полномочий госвласти, хотя в чем-то нам пришлось проявить изобретательность, чтобы не войти в противоречие с действующим законодательством. Елена Дугельная: — И все же будет ли агентство как раз той структурой, куда предприниматель может прийти и решить актуальные для него вопросы? Не секрет, что есть, например, такая большая проблема в городе, как энергетика, и порой без участия представителей власти решить эту проблему просто невозможно. Владимир Никонов: — Администрация области будет работать в связи с определенными приоритетами. Ошибочно думать, что любой предприниматель любого уровня подготовки может обращаться в агентство с любой своей проблемой. Основная задача — не решение точечных проблем, а создание базовых условий, в которых было бы удобно работать предпринимателям. Власть одинаково близка или удалена по отношению к любой коммерческой структуре. Ваши проблемы мы понимаем. Во-многом их решению будет способствовать разработка Генплана области. В том числе это позволит быстрее и эффективнее и решать вопросы подключения к инженерной инфраструктуре, строительства дорог, и выработать общие направления инвестирования. Сергей Семка — В принципе, мы можем проконсультировать любого предпринимателя по любому вопросу. Есть критерии отбора и критерии поддержки. Понятно, что сроки выполнения проекта сильно зависят от его сопровождения. Давно рассматривается вопрос создания единого окна, где будут решаться проблемы взаимодействия со всеми основными монополиями и госструктурами. Владимир Мартыненков, президент Группы компаний «Метаприбор»: — По моему мнению, действительно есть компании, у которых все достаточно легко получается, и может быть, о них не стоит сейчас так много говорить. Есть много участников рынка, у которых все не так хорошо, и им действительно нужна помощь. Выбросил упаковку, якобы чая, в мусорник, так как к чаю, то что находится внутри не имеет никакого отношения. Явно, что-то намешивают во внутрь. Пить невозможно. Продажа крашеной соломы. Жаль, что на круглом столе отсутствуют представители мэрии. В то же время есть вопросы, которые Новосибирск не может решать без участия области. Например, это вопрос освоения огромных территорий, занятых частным сектором. Помочь в этом может только закон субъекта Федерации. На сегодня только в центре Новосибирска около пятисот гектаров занято частным сектором, и их почти невозможно пустить в оборот под инвестпроекты. При этом данные территории обеспечены транспортом, инфраструктурой, коммуникациями, больницами, школами. Причина в непрогнозируемой цене сноса. Необходимо упорядочить этот процесс, разработать механизм, похожий на процедуру изъятия земель для муниципальных нужд. Во всех странах существуют законы, которые позволяют на приемлемых условиях производить расселение или реконструкцию подобных территорий. На недавнем инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге выяснилось, что желающих зайти в Новосибирск очень много. Не хватает хорошо подготовленных проектов. Не хватает компаний, которые в состоянии взять ответственность за участие в реализации таких проектов. Для чего нужен административный ресурс? Чтобы реализовывать крупные инвестиционные проекты. Ведь только такие проекты, осуществляемые в кратчайшие сроки, смогут принести в Новосибирск колоссальное количество денег. На сегодня промышленно-логистический хаб — единственный пример, когда администрация области вводит особый порядок по инвестированию на этой территории. Но территория самого Новосибирска намного более емкая по инвестициям. Вот у нашей компании есть предложение в $300 млн, но одни мы не в состоянии сейчас их освоить. А это ведь серьезные инвестиции в инфраструктуру города. У Новосибирска нет угля, нефти и газа, поэтому нужно определить, на базе чего строить благосостояние города и области. Евгений Лошаков, генеральный директор УК «Апромако Сибирь»: — Мы тоже присутствовали на форуме по коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге и можем подтвердить, что очень много инвесторов желают войти в город, в том числе и международных. Дайте только поддержку, в том числе и со стороны обладминистрации — какие-то льготные условия и тому подобное, не ставьте барьеров. Олег Нестеров, генеральный директор ЗАО «Сибирская строительная компания «Трест-36»: — Для сторонних инвесторов наш регион в первую очередь привлекателен такими отраслями, как строительство и логистика. Областная администрация старается улучшать инвестиционный климат, но иногда несогласованность действий областных властей и власти на местах приводит к тому, что у инвестора появляются проблемы. Я считаю, что история с открытием «Меги« не добавила плюсов инвестпривлекательности Новосибирской области. Ведь оценку области дают не местные предприниматели, а сторонние инвесторы. От того, как они придут на наш рынок, с какими трудностями столкнутся и какую поддержку получат от местных властей, и будет зависеть формирование инвестиционного образа Новосибирской области. По моему мнению, сложившаяся практика субсидирования инвестпроектов несколько однобока и порой направлена не в те сферы. Ведь если проект экономически выгодный и на его реализацию у компании есть средства, то она и без субсидий справится. Средства нужно вкладывать в социальные проекты, уровень рентабельности которых стремится к нулю, именно здесь нужны поддержка властей, субсидирование и создание благоприятного климата для привлечения инвестиций. В первую очередь поддержку нужно оказывать проектам отдаленных районов области. Территории Новосибирска и Новосибирского сельского района в плане развития бизнеса самодостаточны. Предпринимателям данных районов, по большому счету, не требуется поддержка властей, им нужно просто не мешать. Сами территории позволяют предпринимателям развивать бизнес. Например, наша компания »Трест-36« успешно ведет строительство в поселке Краснообск. Мы вкладываем значительные средства в развитие инфраструктуры и энергетики, хотя это задача администрации. Сегодня около 50% налоговых поступлений в местный бюджет приходит от «Треста-36». Имидж столицы региона как фактор привлекательности Виктор Зырянов: — Хороший бизнес не придет в регион, если ему не создать нормальных условий — не построить офисы, гостиницы, бизнес-центры. Действительно, сегодня в городе существуют проблемы как с гостиницами, так и с элитным жильем. Но строить все это можно, если создать оптимальную среду. Нужно отметить, что сейчас возводится много бизнес-центров, а это презентация нашего региона, как и проект Технопарка, в создании которого наша компания принимает активное участие. Но отсутствие современных гостиниц — безусловный фактор, замедляющий развитие Новосибирска. Евгений Лошаков: — Сегодня действительно выгоднее построить торгово-развлекательный комплекс, чем гостиницу. Ни того, ни другого в Новосибирске не хватает, но гостиница обойдется мне дороже, и я не смогу столько на ней заработать, как на торговом центре. Владимир Мартыненков: — Если уж на то пошло, наша компания имеет угольные предприятия на территории Кузбасса. Но сегодня доходы от угольного предприятия на порядок меньше, чем доходы от инвестиционного строительства. То есть на самом деле мы недооцениваем факт того, что люди хотят современно жить и одеваться, качественно питаться, разнообразно проводить свободное время. До недавнего времени у нас не было ни одного современного торгово-развлекательного центра. А это огромные инвестиции. Сегодня мы как партнеры участвуем в одном инвестпроекте на $193 млн — такой небольшой пятачок земли, 4 га. А если взять территорию Новосибирска, посмотреть на хорошие пятачки земли и представить, сколько в них может быть вложено, нужно только разрешить и немного помочь. В том же Санкт-Петербурге все инвестпроекты стоимостью свыше $100 млн курируются департаментом инвестиционных программ. У них это $100 млн, а у нас могло бы быть, например, $20 млн. И на территории города мог бы быть такой же департамент или инвестиционное агентство. И я вас уверяю, очень быстро могли бы пойти инвестиции. Сегодняшняя стагнация на рынке жилья — это первый звонок того, что инвестиций в Новосибирске уже не хватает. Не могут люди интересоваться жильем, когда не хватает на что-то другое. Значит, сократились какие-то заказы, возможности. Алексей Пискунов, первый заместитель генерального директора аэропорта Толмачево: — Вы сказали про отсутствие в городе приличных торгово-развлекательных центров, я просто хотел бы уточнить, по каким критериям вы судите? А коль уж речь зашла о строительстве, то почему в городе нет ни одного приличного жилого дома? Не так давно в СМИ известные люди города рассуждали на тему элитного жилья, и все сошлись во мнении, что по-настоящему элитного жилья в городе нет. Возникает вопрос — у вас есть достаточно интересная площадка в самом центре города, но тем не менее жилье, которое вы там строите, мягко говоря, не соответствует требованиям элитного. Андрей Бекарев: — Вообще наличие элитного жилья имеет определенное значение для формирования имиджа города как фактора инвестиционной привлекательности. Владимир Мартыненков: — Вы правы, что сегодня в городе по-настоящему элитного жилья нет. Но элитное жилье — это ведь не только объект строительства, это еще и соответствующее окружение. Объект как таковой несложно построить, обладая всеми возможностями, технологиями и так далее. Мы стремимся и приближаемся к этим параметрам. Подчеркиваю, многим была бы интересна земля в центре города с полностью обеспеченной инфраструктурой, школами, больницами, детсадами. Но элитное жилье, по определению, не может соседствовать с частным сектором. Александр Семенов, гендиректор компании «СИТЕХ-Жилстрой»: — Привлечение инвестиций в строительную отрасль Новосибирска — процесс довольно сложный и неоднозначный. На мой взгляд, основных направлений для вложения денег два: собственно строительство и строительные материалы. Все застройщики знают, что в Генплане города намечено около 20 крупных земельных участков под комплексную микрорайонную застройку. Часть из них уже застраивается. Но в целом потенциал привлечения инвестиций в строительство жилья пока использован слабо. В основном работают деньги физических лиц, покупающих квартиры. Банки вкладывают средства осторожно и понемногу. Крупных инвесторов-нестроителей почти нет. Аналогичная картина и в сфере производства строительных материалов, большая часть которых в дефиците. Положительных примеров успешных инвестиций с поддержкой органов власти я знаю всего два: это реконструкция Искитимского цементного завода и восстановление ЗКПД–6. Остальные инвестиции в производство стройматериалов либо мельче, либо исключительно за деньги и на энтузиазме самих предпринимателей. Хотя интересные темы для инвестиций есть. Например, утеплители на основе базальтовой ваты. В СФО потребляется 2,5–3 млн кубометров эффективного утеплителя в год. А производится только 700 тыс. в год. Причем из них на территории Новосибирской области — ни грамма, а сырье и условия для производства есть. Цена вопроса тоже не очень велика. Очень хотелось бы познакомиться с государственной или муниципальной программой привлечения инвестиций в этом направлении, а не только в био- и нанотехнологии, что, безусловно, важно. Ведь строительная отрасль способна потянуть за собой многие секторы производства и экономику в целом. Борис Прилепский: — Я хотел бы подчеркнуть еще и то, насколько значима роль информации в формировании имиджа региона и привлечении инвестиций. Во многом это беда новосибирской промышленности. Наши достижения нужно популяризировать. В бытность директором промышленного предприятия я спрашивал у одного солидного зарубежного партнера, почему иностранцы заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Он ответил: «Потому что все знают, что у вас много мировых достижений в области технологий». Но нас, например, он нашел через ООН по одному препарату, который не производил больше никто в мире. Владимир Кузнецов: — Зарубежных партнеров, безусловно, привлекает поддержка предприятия администрацией региона. Но есть такие вещи, как разный менталитет, разный уровень технологий, и администрация могла бы играть более весомую роль в популяризации наших предприятий. Владимир Никонов: — В плане распространения информации о себе мы действительно еще не очень сильны. Мало знать себе цену, надо, чтоб ее знали другие. Существует проблема коммуникативной стратегии, направленной на распространение точных и достоверных сведений, формирующих положительный имидж области в глазах потенциальных инвесторов. Уточнение В № 47 «Континента Сибирь» в материале «Круглый стол: Инвестиционные возможности Новосибирской области» была допущена неточность. Высказывание об отсутствии в городе элитного жилья на стр. 5 принадлежит генеральному директору ООО «Международный аэропорт Новосибирск» Кириллу Покровскому, а не заместителю гендиректора аэропорта Толмачево Алексею Пискунову. Приносим свои извинения.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru