- 1024px
- 1280px
Бизнес это тоже спорт
В кабинете бессменного руководителя кемеровской IT-компании «Барс-А» ВЛАДИМИРА ПОГИНЦА среди офисной мебели возвышается гоночный мотоцикл Kawasaki. Несмотря на разницу в темпах работы компьютерной компании и ночных гонок, ему удается добиваться баланса между первым и вторым. Более того, он нашел свободное время, чтобы поделиться с корреспондентом «КС» своими взглядами на спорт и на бизнес. — Владимир Яковлевич, 14 лет работы в IT-бизнесе — срок немалый, поэтому первый вопрос не застанет вас врасплох. Когда работать в компьютерной индустрии было легче: в 90-х годах или сейчас? — И пятнадцать, и десять, и пять лет назад этот бизнес считался, без преувеличения, сложным. Таким он остается и сейчас. Я бы сказал, это удел энтузиастов, людей, преданных своему делу до безумия. Судите сами: многие не выдерживали динамики ведения этого бизнеса, уходили, потому что уставали работать в бешеном ритме. Да и сейчас люди приходят в кабинет и говорят: «Все, Владимир Яковлевич, устал, больше не могу». Трудно в IT-бизнесе было всегда: и в 90-е, и сейчас. Просто сложности эти различного плана. Повезло тем, кто был у руля бизнеса на излете Советского Союза. Они «сняли сливки» с рынка IT, а вот нас (тех, кто начал бизнес в середине 90-х) уже ждали суровые будни. Многие компании закупили технику, ее надо было обслуживать. Понадобились специалисты, как минимум сотрудники ИВЦ, инженеры, электронщики. Нам, начавшим этот бизнес в 1994 году, приходилось разыскивать комплектующие, которые не всегда можно было найти, обслуживать технику, монтировать сети. Работали с дирекцией областного дорожного фонда, другими компаниями. Каких это стоило сил, подчас сложно представить. Ведь в стране в то время не было никаких представительств фирм-производителей, техника в ряде случаев была неясных брэндов, часто выходила из строя. А в 1997 году начался бум частных лиц, надо было перестраиваться, ведь у домашних пользователей своя специфика. Но были и свои плюсы: компьютеры и периферия расходились словно горячие пирожки. Склады никогда не были полными. Пик розницы пришелся на 2003 год, и тогда возникла эйфория, что так будет всегда. Казалось, есть несколько кузбасских фирм, они будут держать рынок, люди будут приходить к профессионалам: ведь у нас сервис, консультации, опыт. Был открыт по горячим следам магазин «Народные компьютеры», но народ туда не пошел. Он направил свои стопы в федеральные сети, торгующие бытовой и электронной техникой. Это заставило нас крепко задуматься и решать сложный вопрос: а что же делать дальше? Сейчас многие проблемы 90-х годов кажутся смешными, зато возникли новые. Нет большого притока домашних пользователей, значит, розницей пришлось пожертвовать, и не только нам одним. Сложность, а с другой стороны, интересность настоящего времени заключается в том, что компании перестают быть просто продавцами или сервисом компьютерной техники. Ведь, как показала практика, ни розница, ни в ряде случаев договоры на обслуживание техники и сетей не могут гарантировать компании выживаемость. Возьмем корпоративное обслуживание. Иногда стоимость работ по нему может перекрывать сумму оплаты, а если взять еще и транспортную составляющую, то такие работы зачастую могут быть просто нерентабельными. Хотя надо сказать, что времена, когда московский менеджмент кузбасских компаний привозил специалистов по обслуживанию из столицы, слава богу, ушли. Сейчас схема проще: техника привозится из Москвы, а монтаж, сетевое и прочее оборудование выполняются местными компаниями, Поэтому сейчас наш бизнес стремится к некоторой универсальности. Это и системы безопасности, пожарной сигнализации, контроля доступа, одним словом, то, что раньше было уделом ведомственных компаний, но было близко нам и по технологии, и по идеологии. Тем более что многим компаниям просто интересно получать услуги в комплексе. Хотя и тут есть трудности, так как многое зависит от стоимости услуг, и многие за этой самой дешевизной гонятся, забыв о лицензиях, гарантиях и о проблемах, в которые может упереться их бизнес из-за некачественности проделанной работы. — Исходя из сказанного вами вытекает второй вопрос. За какими компаниями будущее — теми, кто предоставляет внятный сервис, или теми, в чьих руках мощные маркетинговые инструменты? — Я скажу так: сервис нужен всегда и везде, смотря как понимать сам этот термин. Очень много зависит от нашей потребительской культуры. Возьмем розничный сектор. Для большинства людей, особенно тех, кто не отличает покупку компьютера или принтера от покупки стиральной машины, понятие «сервис» это система «включай и работай». Ведь что греха таить, еще лет семь назад люди умудрялись покупать компьютеры в подвалах, с ворованным ПО, с играми без лицензии, но именно под этим они и понимали пресловутый сервис. Сейчас техника продается лишь с предустановленной операционной системой, а иногда и вовсе без нее. Так требует закон об авторском праве! И тут сервисные службы сталкиваются с возмущением потребителя: как так, ни игрушек, ни редакторов, поставьте все это немедленно! Очень много проблем приносят покупатели федеральных сетей, торгующих электроникой. Во-первых, для них компьютерная техника — нечто среднее между телевизором и холодильником, во-вторых, система продаж там такова, что, покупая компьютерную технику, человек вряд ли делает осознанный выбор. Что потом? Потом они несут системный блок к нам, так как компания осуществляет сервисное обслуживание. И сталкиваемся с неграмотностью. К примеру, на гарантийном компьютере «слетает« операционная система. Кто виноват? А покупатель несет его не в магазин, а к нам в «Барс-А», и требует заменить сломанный компьютер. Несомненно, мы откажем ему. И будем правы: аппаратная-то часть в порядке. И монитор неизвестной марки мы вряд ли сможем починить, а федеральные сети нередко продают и такие. Поэтому 100% людей, довольных сервисом, не будет никогда, и наивно думать, что рано или поздно розница вернется в компьютерные компании. У IT-компаний для ведения розницы по-крупному пока нет лишних средств, а у большинства покупателей отсутствует осознанный выбор. Хотя нельзя говорить, что он отсутствует у всех, но будущее розницы — за сетями. — Существует ли на сегодняшний день проблема «пиратского» ПО? Как ваш бизнес решил ее? — Проблема существует, и наверное, будет существовать вечно. Тем не менее сделан один из важнейших шагов в обуздании контрафакта. Еще в 2004 году все крупные IT-компании Кемерова подписали меморандум о нераспространении «пиратских» версий Windows и других продуктов компании Microsoft. Для многих проблема легального ПО — это вопрос денег, и мы знаем об этом. Были обращения в Microsoft: давайте снизим цену. На нашу просьбу нам вежливо, но твердо ответили: «Нет!« Потому что, во-первых, все попытки снижения цены не приводили к уменьшению количества контрафакта, а во-вторых, в разработку вкладываются такие силы и средства, что программистам совсем не хочется быть «Санта-Клаусами». Не разделяю я и настроения многих обывателей, которые, говоря о высокой цене Windows, приводят в качестве довода размер кошелька Билла Гейтса. Этакий бесхитростный подход: богатый — значит делись! Что дает легальное программное обеспечение, думаю, долго говорить не надо. Поэтому для нашей компании вопроса нелегальных программ не существует. Но если задать его так: «Когда исчезнет контрафакт в России полностью?» — я отвечу: «Никогда, и на то есть целый ряд причин». Во-первых, причина диалектическая. Однажды старший сын спросил, скоро ли придет то время, когда совсем не будет бандитов, пьяниц, просто плохих людей. Я ответил на его вопрос так: «Если такое время наступит, люди разучатся преодолевать трудности, исчезнет всякое стремление идти вперед, и тогда человечество начнет вырождаться». Та же ситуация и в IT-отрасли: как только исчезнут «компьютерные пираты», индустрия начнет неуклонно стагнировать. Поэтому если никто не будет «ломать» ПО, произойдет дисбаланс сил, и непонятно, кто от этого выиграет. При всем этом мои симпатии, конечно, на стороне пользователей легальных программ. Нелегко говорить о потребителях сложного программного обеспечения: газетах и телевидении. Если для крупных телеканалов и издательских домов выплатить около 2000 у. е. за пакет — не вопрос, то для небольших и начинающих газет и телестудий это становится реальной проблемой. Кроме того, издательский рынок достаточно жесткий, и бесплатный софт в качестве альтернативы не подойдет. Решение проблемы видится лишь в реальной поддержке малого и среднего бизнеса. Хочешь создавать газету или журнал — вот льготный кредит на технику и программы! Выбросил упаковку, якобы "чай черный байховый крупнолистовой", в мусорник, так как к чаю, то что находится внутри не имеет никакого отношения. А что касается полного перехода существующих изданий на легальные программы, то это путь очень долгий и трудный. — У вас в рабочем кабинете среди офисной мебели возвышается «стальной конь«. Это часть вашего бизнеса или часть жизни? — Скорее всего, и то, и другое. Сейчас, конечно, уже не часть жизни, но атрибут, несомненно. С самого детства велосипеды и мопеды были мне очень интересны. Но интерес был исключительно конструкторский. Собирал велосипеды, мопеды на различных рамах. А в армии к танковому парку добавились офицерские мотоциклы, и это было только начало. В 2002 году появился мой первый Kawasaki, тот, что в кабинете, — уже второй по счету. Здесь он зимует. У нас своеобразный ритуал. Осенью мы его заносим в кабинет, а весной выносим на улицу. Надо сказать, что к байкерскому сообществу я себя никак не отношу. Мне по душе не носиться толпой по ночным улицам, а просто газануть в сторону Березово на скорости под 200 и вернуться домой. Дрожишь весь, а стресс как рукой сняло, это очень важно для руководителя. Есть еще одно важное увлечение. Оно связано со старшим сыном и его увлечением картингом. Я бы сказал, нашим общим увлечением. Еще Шумахер говорил, что карты — это миниатюрная копия автомобилей «Формулы-1». Они отличаются лишь размерами, динамикой разгона и скоростью. Во всем остальном с точки зрения технологии вождения они похожи. За гонку спортсмен может потерять от полутора до двух килограммов веса. Также требуется хорошо развитая дыхательная система. У детей и подростков воспитывается дисциплинированность. Их привлекают опасность, риск и большая скорость. Когда Антону было девять лет, мы поехали на первые соревнования регионального уровня, проходившие в Бердске. Не знали силы соперников и при этом надеялись только на победу. Так оно и получилось — Антон стал лучшим в своем классе. На том первом старте ко мне подошел известный гонщик и сказал, что у сына редкий дар, он ездит так, что по нему можно писать учебники, координация и скорость просто блестящие, и если есть возможность, нужно развивать этот талант. Стало ясно, что необходимо дальше продвигаться и выезжать на соревнования российского уровня. Таким образом, мы приняли участие в чемпионате России, где Антон достойно выдержал шесть этапов и вошел в двадцатку сильнейших спортсменов, заняв 18-е место. Не говоря о том, что он — дважды чемпион Сибири по этому виду спорта. — Сложно совмещать бизнес и спорт? — Они не мешают, а дополняют друг друга. Спорт служит отдушиной, чтобы набраться сил перед трудовым днем, а работа систематизирует, дисциплинирует для наших спортивных успехов. Вообще, это неправильно, когда у человека есть только работа или только хобби, должно быть и то, и другое.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru