- 1024px
- 1280px
Нарушителей станет больше
Переход к новым межбюджетным отношениям внес коррективы в процесс контроля за расходованием бюджетных средств, а дальнейшая политика государства еще более расширит сферу деятельности контролирующих органов. Насколько к этому готовы региональные управления финансово-бюджетного контроля, корреспондент «КС« ОЛЬГА КОЛОМЕЙЦЕВА попыталась выяснить у руководителя территориального управления Росфиннадзора по Новосибирской области СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВА. — Сергей Куприянович, в рамках проводимой в последние годы административной реформы происходят изменения в межбюджетных отношениях муниципалитетов, регионов и федерального центра. Насколько сложно отслеживать передвижения бюджетных средств на фоне передачи полномочий с одного уровня на другой? Фото Михаила ПЕРИКОВА — Круг задач нашего ведомства в связи с проводимыми реформами, конечно, стал шире в связи с увеличением числа получателей бюджетных средств. В этом году мы даже подписали соглашение с губернатором области, где урегулирован вопрос проверки средств областного бюджета, а также соглашение с управлением финансов области в части средств, которые область передает муниципальным образованиям. В рамках этих соглашений мы можем создавать комиссии для урегулирования спорных вопросов, но в основном они нацелены на систематизацию информации о том, каким бюджетополучателям в конечном счете ушли средства федерального бюджета, чтобы организовать проверки их целевого использования. — Число нарушений бюджетной дисциплины растет соответственно росту числа получателей бюджетных средств? — Пока наоборот. Основное нарушение, которое предусмотрено в Бюджетном кодексе, КоАП и даже Уголовном кодексе, — это нецелевое использование средств федерального бюджета. За данное нарушение в объеме до 1,5 млн руб. предусмотрена административная ответственность, свыше — уголовная. Я бы не хотел называть конкретных руководителей, могу только сказать, что за девять месяцев текущего года выявлено 13 млн 492 тыс. руб., использованных нецелевым образом, а общий объем нарушений включая неправомерное и неэффективное использование, составил 1 млрд 709 млн руб. Штраф должностному лицу в части административной ответственности — от 4 тыс. до 5 тыс. руб. Бюджетные организации мы не штрафуем, для них предусмотрено уменьшение лимита средств на будущий год в объеме допущенного нарушения. В динамике последних трех-четырех лет таких нарушений становится меньше, и не только из-за того, что мы стали активнее вести контроль. Сами бюджетополучатели стали дисциплинированнее и, как правило, если допускают такие нарушения, то не умышленно, а ошибочно относят расходы на другие статьи. Главная же проблема в том, что согласно КоАП, срок привлечения к ответственности за нецелевое использование составляет два месяца. Наши проверки не укладываются в эти рамки. Как правило, мы фиксируем правонарушение после 1 января следующего года, когда заканчивается финансовый год. Получается, что эти санкции эффективны только для первых двух месяцев. Поэтому в этом году привлеченных за нецелевое использование очень мало. Но первое чтение соответствующих поправок в КоАП в Госдуме прошло, и мы надеемся, что до конца года эти сроки будут изменены. Тогда количество привлеченных к административной ответственности сразу возрастет. — Какие ситуации чаще всего характеризуют неэффективное использование бюджетных средств? — Как правило, это отсутствие конкурсов в системе госзакупок. Руководители бюджетных организаций почти не проводят конкурсов, хотя определение заказчика на конкурсной основе позволяет найти оптимальный вариант соотношения «цена-качество» и, соответственно, снизить расходы бюджетных средств. К тому же это дисциплинирует подрядчиков, которые при наличии конкуренции сдерживают рост цен. — Вы прогнозируете проблемы нецелевого использования бюджетных средств в рамках реализации национальных проектов? — Заметно, что вертикаль контрольной деятельности по нацпроектам уже выстраивается. Каждый контрольный орган — Счетная палата, Прокуратура, Контрольное управление президента РФ и наше ведомство — отвечает за свой участок работы, а полученная информация обобщается. Тем не менее работа предстоит большая и несколько непривычная. Ведь контролировать придется использование средств, выделенных в текущем году, а не в прошедшем, как обычно. — В последние годы широкое распространение получает система частно-государственного партнерства. Насколько сложно отслеживать целесообразность использования бюджетных средств в таких случаях? — Это действительно большая проблема. Здесь действует не только бюджетное законодательство, но и хозяйственное право. По сути мы такие проекты пока не контролируем. Как не контролируем пока и оборонный госзаказ по причине отсутствия необходимой методики. — Какие проблемы чаще всего возникают при организации проверок? — Самая большая проблема для нас — нехватка квалифицированных кадров в связи с постоянным оттоком сотрудников в другие ведомства. Это связано с тем, что уровень зарплаты федеральных служащих существенно ниже, чем у областных и муниципальных. Как только появляются вакансии в том или ином контрольном органе, наши сотрудники сразу туда уходят. Мы пополняем эти вакансии в основном выпускниками институтов и начинаем их обучать, а потом все повторяется. — Часто ли при проведении проверок вы сталкиваетесь со «статусом особой неприкосновенности»? — Мне в этом смысле повезло. Я работаю в Новосибирской области четвертый год (ранее Сергей Васильев работал в аппарате полномочного представителя президента РФ в СФО инспектором в Республике Бурятия), и меня мало кто знает. Были два-три звонка, но они роли совершенно не играют. Вести такую деятельность в родном регионе было бы гораздо сложнее. К нам не может быть претензий в излишнем усердии или наоборот. 69% наших проверок проводится на основе распоряжений Росфиннадзора по установленным им же схемам. Остальные 40% — это наши плановые проверки раз в два-три года. Тех, кто не согласен с результатами наших проверок, мы приглашаем встретиться в суде. 9. ОПЛАТА ЗАКАЗА – предоплата в течение 2 суток после выставления счета. 10. ПОЛУЧЕНИЕ ЗАКАЗА: - самовывоз от меня, Эльмаш - в ЦР стоимость получения 20 руб.Если суд сочтет наше предписание неправомерным, мы готовы извиниться, и такие примеры есть. Законодательство, которое регулирует правильность использования бюджетных средств, не совсем четкое. Некоторые ситуации регламентируют нормативные акты, которые могут противоречить друг другу. Но мы в спорных ситуациях всегда занимаем позицию максимальной защиты интересов федерального бюджета. Если в судебном порядке бюджетополучатель докажет иную позицию, мы согласимся. Но сначала ее нужно доказать.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru