На протяжении последних лет количество аэропортов в Сибирском федеральном округе сократилось с 98 до 82. Специалисты говорят о том, что если «Концепцию развития аэродромной сети гражданской авиации России до 2020 года» оставить в том виде, в котором она существует сейчас, то не исключено, что процесс сокращения не только продолжится, но и ускорится. По словам руководителя Сибирского окружного управления Федерального агентства воздушного транспорта Сергея Лабутина, основной тенденцией сегодняшнего дня является сокращение региональных аэропортов. «Два года назад на территории нашего округа было 98 аэропортов, сейчас осталось 82, сказал корреспонденту «КС» Сергей Лабутин. Однако уменьшается в основном количество мелких региональных аэропортов, которые зачастую не имеют даже искусственной взлетно-посадочной полосы (на сегодняшний день из 351 российского аэропорта более половины имеют только грунтовые ВПП. «КС«)». Специалисты отмечают, что сокращению аэропортов способствует несколько факторов. Одним из них являются завышенные «Федеральные авиационные правила» требования, предъявляемые к федеральному аэропорту, расположенному в столице, и к мелкому региональному аэродрому в районном городке, на сегодняшний день одинаковы. «Необходимы классификация аэропортов и дифференцированный к ним подход», говорят представители региональных аэропортов. «Концепция развития аэродромной сети гражданской авиации России до 2020 года», разработанная в этом году Министерством транспорта РФ и Росавиацией, должна навести порядок и способствовать развитию аэропортов. Однако представители регионов уверены, что принимать этот документ преждевременно, поскольку в нем не были учтены мнения и пожелания большинства региональных авиакомпаний и небольших аэропортов. Напомним, согласно концепции, в «опорную сеть» аэродромов будут включены 121 из 351 российских аэропортов. Это аэропорты, работоспособность которых будет сохранена любой ценой, тот минимум, который необходим стране для сохранения транспортной сети, военной и экономической безопасности. Это 12 международных узловых аэропортов, 22 внутрироссийских узловых, 15 необходимых для связности сети, 8 в городах-миллионниках, курортах и центрах федеральных округов и 64 аэропорта из перечня запасных аэродромов. На сегодняшний день из 14 международных аэропортов Сибирского округа в «федеральный список» (то есть в число узловых аэропортов) внесены три аэропорт «Толмачево» (Новосибирск), красноярский аэропорт «Емельяново» и аэропорт Иркутска (при условии, что там в ближайшее время появится базовая авиакомпания, наличие которой является одним из условий образования хаба). Всего же, по мнению Сергея Лабутина, в список из 121 узлового аэропорта войдут не менее 12 сибирских аэродромов и лишь два из них потеряют статус «международного» и перейдут в собственность регионов. Генеральный директор ОАО «Толмачево» Алексей Чертенков понимает желание каждого губернатора иметь в регионе международный аэропорт, однако считает, что сегодня некоторые из них не соответствуют своему статусу. «Желание губернаторов иметь в регионе свой международный аэропорт объяснимо, считает Алексей Чертенков. Однако, помимо желания, должно быть экономическое обоснование. Содержание аэропортов на сегодняшний день очень дорогое удовольствие, поскольку необходимы средства на таможенный пункт, пункт пропуска, пограничную инфраструктуру. Поэтому некоторые международные аэропорты можно заменить фидерными портами». Однако большая часть регионов на сегодняшний день не готова сегодня взять на себя содержание аэропортов. По подсчетам Минтранса, износ имущества и оборудования российских аэропортов составляет не менее 7080%, для восстановления которых до 2015 года необходимо вложить более 870 млрд рублей. Специалисты уверены, что, если передать порты в ведение регионов сегодня (без приведения их в соответствие с федеральными нормами), только в СФО может обанкротиться как минимум половина существующих авиапредприятий. «Не согласятся сегодня местные власти взять на себя ответственность за разрушенные аэропорты, говорит президент ООО «Авиатехснаб« Владимир Костин. Для восстановления им необходима гарантированная помощь со стороны государства». На сегодняшний день государство не дает гарантий финансирования даже в отношении узловых хабов. Как пояснил корреспонденту «КС» Сергей Лабутин, «Концепцией развития аэропортов» предложено три варианта финансирования узловых аэропортов. Первый «оптимистический», когда на развитие аэропортов будет выделяться порядка 83 млрд рублей (на сегодняшний день сумма не превышает 21 млрд рублей). По расчетам Росавиации, этих средств должно хватить не только на сохранение количества действующих сегодня аэропортов, но и создать несколько новых авиапредприятий. Второй вариант «актуальный» финансирование аэропортов останется на прежнем уровне (этих средств должно хватить на содержание аэропортов, осуществляющих в данный момент свою деятельность) и третий «пессимистический» когда финансирование будет минимальным (приведет к дальнейшему сокращению аэропортов). Общенациональная программа развития авиационной инфраструктуры и возрастающие требования к безопасности полетов подталкивают аэропорты сибирских городов к модернизации. Как отмечают эксперты, в последние годы наметилась еще одна позитивная тенденция существенный вклад в этот процесс различных бизнес-структур. Благодаря частно-государственному партнерству аэропорты осуществляют не только внутреннее переоснащение портов, но и начинают реализацию крупных проектов по обновлению аэровокзалов примером тому новосибирский аэропорт «Толмачево», аналогичные проекты реализуются в аэропортах Красноярска и Екатеринбурга, начинается реконструкция аэропорта в Хабаровске. Алексей Чертенков уверен, что, помимо обновления инфраструктуры, развитию аэропортов будет способствовать возобновление региональных перевозок. «На протяжении последних лет во многих регионах наблюдается интерес к созданию региональных авиакомпаний, с появлением которых будут возрождаться малые аэропорты, сказал генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево« Алексей Чертенков. Двигателем в процессе создания региональных авиакомпаний являются аэропорты, которые заинтересованы в привлечении нового пассажира и большего количества авиакомпаний». Кроме того, характерной тенденцией развития аэропортовой деятельности последних лет в России становится ориентация на повышение коммерческой отдачи аэропорта, наиболее полную реализацию его рыночного потенциала. Финансовые результаты деятельности аэропортов выходят на первый план наряду с производственными показателями. Так, по словам Сергея Лабутина, первое полугодие 2007 года практически для всех федеральных аэропортов Сибирского федерального округа было удачным. Например, рост по отправке пассажиров в целом по округу составил 6% (в том числе 7,1% по Западно-Сибирскому управлению, 12,3% по Восточно-Сибирскому филиалу и 1,5% по Красноярскому). «Однако Красноярский филиал показал падение темпов роста отправки пассажиров (см. таблицу); это объясняется структурными изменениями в альянсе AiRUnion в связи с созданием ОАО AiRUnion», сказал господин Лабутин. Что касается грузоперевозок, то специалисты отмечают, что в последнее время наметилась тревожная тенденция из-за отсутствия современных автоматизированных терминалов преимущества грузоперевозок авиационным транспортом сводятся к нулю (в целом рост объема отправленных грузов через аэропорты СФО составил 5%), и грузоотправители предпочитают железнодорожные контейнерные перевозки. Что же касается малых аэропортов, то руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что основная тенденция по ним пока не изменилась они постепенно умирают. «Если не решить вопрос с налогами на землю, то в будущем году, вероятно, этот процесс только ускорится». Эксперты уверены, что у малых аэропортов на сегодняшний день существует лишь один шанс выжить получить дотации из местных бюджетов, поскольку федеральный центр вряд ли сможет их финансировать в нужном объеме, а за счет основной деятельности функционировать невозможно. Но для этого необходимо, чтобы на местном уровне решались вопросы с налогами, дотациями и т. д. Однако советник председателя аппарата наблюдательного совета AiRUnion Андрей Егоров считает, что ярких тенденций в аэропортовом бизнесе сегодня нет, и практически ни один из сибирских аэропортов не развивается. «Пока, за исключением Красноярска, кардинальных изменений не произошло нигде, говорит собеседник «КС». Аэропорты занялись косметическим улучшением того, что имели. Отремонтировали полосы, построили небольшие международные терминалы, сдали частному сектору самые доходные сателлитные бизнесы. При этом практически все они говорят о своем огромном транзитном потенциале. А кто его будет реализовывать? Крупные перевозчики переходят в Москву и «выжимают« из регионов пассажиров именно туда, в том числе для дальнейшего транзита. Даже обратного, на Восток, в Азию. А что в такой ситуации от самих аэропортов зависит? Они будут делать лишь то, что захотят от них перевозчики». Основные показатели работы аэропортов федерального значения N п/п Наименование аэропорта Отправленные пассажиры, чел. Груз, тонн Почта, тонн 6 мес.2006 г. 6 мес. 2007 г. в % к2006 г. 6 мес.2006 г. 6 мес.2007 г. в % к 2006 г. 6 мес.2006 г. 6 мес.2007 г. в % к 2006 г. Западно-Сибирскоеуправление 652 272 698 596 107,1 4804,7 5637 117,3 372,9 499,5 134,0 Восточно-Сибирскийфилиал 265 054 297 541 112,3 4180,9 4670,1 111,7 317,1 402,7 127,0 Красноярский филиал 434 753 441 082 101,5 10 534,9 10 180 96,6 907,7 590,9 65,1 ВСЕГО по Сибирскому окружному управлениюФАВТ 1 352 079 1 437 219 106,3 19 520,5 20 487,1 105,0 1597,7 1493,1 93,5 в том числе аэропорты федерального значения 1 Новосибирск (Толмачево) 307 377 349 165 113,6 2749 3147,7 114,5 162,9 222 136,3 2 Красноярск(Емельяново) 236 666 238 333 100,7 6736,1 4992,6 74,1 680,6 348,7 51,2 3 Иркутск 161 969 190 434 117,6 3763 3330 88,5 220 291 132,3 4 Омск 84 534 98 032 116,0 390 335 85,9 40 46 115,0 5 Норильск (Алыкель) 113 576 108 662 95,7 560,9 622,7 111,0 96,1 123,4 128,4 6 Кемерово 60 933 44 709 73,4 264,1 52,5 19,9 54,1 43,7 80,8 7 Томск 64 174 64 247 100,1 237 265 111,8 63 68 107,9 8 Барнаул 49 823 53 984 108,4 293,6 542,9 184,9 35 55,8 159,4 9 Улан-Удэ 34 906 28 940 82,9 101,5 115,2 113,5 38,4 41,8 108,9 10 Чита 25 958 28 690 110,5 53,7 267,1 497,4 19,7 33,4 169,5 11 Новокузнецк 21 539 31 141 144,6 41 41 100,0 0 0 12 Абакан 14 291 17 091 119,6 271,1 895,6 330,4 7,6 9,3 122,4 13 Братск 12 605 12 817 101,7 48,6 21,9 45,1 0,5 0,3 60,0 14 Хатанга 2781 2678 96,3 242,5 464,7 191,6 4,5 4,8 106,7 По данным Сибирского окружного управления ФАВТ Источник: Креативное обозрение на idea.ru