Около двух месяцев назад стало известно, что пивоваренная компания «Балтика» планирует построить завод в Новосибирске. 19 декабря президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Антон Артемьев представил в администрации Новосибирской области проект будущего предприятия. Несмотря на жесткий график пребывания в Новосибирске «балтийской» делегации, АНТОН АРТЕМЬЕВ дал эксклюзивное интервью газете «», ответив на вопросы МИХАИЛА КИЧАНОВА. ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» крупнейший производитель пива в России. Занимает 37,2% рынка пива страны в натуральном выражении. За девять месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года выручка компании выросла на 20,3% и составила 1,3 млрд евро, операционная прибыль на 45,8% (до 354,4 млн евро), объем продаж на 8,5% (до 280,6 млн дал). Основной акционер компании Baltic Beverage Holding (ВВН). Фото Михаила ПЕРИКОВА Антон Артемьев президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», 46 лет, женат, имеет 5 детей. Окончил географический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (ранее Ленинградский государственный университет) по специальности «океанология». Кандидат географических наук. С 1998 года после обучения в Bocconi University (Милан, Италия) и Henley Management College (Великобритания) работал в консалтинговой компании Bossard Consultants (сейчас Gemini Consulting). С мая 2000 года являлся исполнительным вице-президентом BBH AB (Стокгольм, Швеция). 10 мая 2005 года официально назначен на пост президента ОАО «ПК «Балтика». Антон Олегович, как оцениваете итоги работы «Балтики» в 2006 году? В целом положительно. Отрадно, что рынок в этом году рос более высокими темпами, чем мы ожидали. Если в начале 2006 года мы прогнозировали годовой рост в пределах 6%, то сегодня уже смело можно говорить о росте рынка в 89%. Конечно, нам немножко помогли и очень теплое лето, и перебои в поставках ликеро-водочной продукции, вследствие перевода алкогольного рынка на систему ЕГАИС. Но были в этом году и факторы, которые работали не в нашу пользу, законодательные ограничения по рекламе и торговле пивом. Для нас 2006 год оказался особенным. Происходило объединение четырех пивоваренных компаний, входящих в Baltic Beverages Holding, компаний «Балтика», «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». Сейчас этот процесс вступил в завершающую фазу: происходит юридическое оформление объединенной компании. В последних числах декабря должен произойти окончательный переход всех производителей к одному юридическому лицу ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Впрочем, уже в течение года все четыре компании во многом работали как единое целое. Поскольку все операции были централизованы, возник эффект синергии. С одной стороны, это позволило экономить на издержках, прежде всего логистических, с другой лучше продавать объединенный портфель брэндов. По итогам работы «Балтики» за девять месяцев операционная прибыль компании выросла более чем на 40%. Хотя, не скрою, в начале года были опасения, что такой сложный процесс, как интеграция компаний, потенциально мог привести к некоторому снижению продаж. Ведь одновременно происходила смена клиентской базы. Вместо более 500 дистрибьюторов, с которыми мы работали в 2005 году, сейчас у нас заключены договоры со 165 торговыми компаниями. Естественно, старались выбирать самых сильных дистрибьюторов с нашей точки зрения. Кроме этого, объединялись разные компании со своими индивидуальными культурами производства и продаж. Тем не менее если в начале года наблюдалось некоторое сокращение нашей доли на рынке, то по результатам года мы восстановили свои позиции и на некоторых рынках даже выросли. Насколько динамично компания развивалась в Сибири? Для развития наших сибирских продаж этот год оказался также успешным. С объединением «Балтики» и красноярской «Пикры» наши позиции в Сибирском федеральном округе заметно упрочились, хотя и мы раньше продавали здесь очень много своего пива. У нас появилась возможность производить в Красноярске самые разные сорта пива, что, несомненно, сводит к минимуму угрозу перебоев в поставках нашей продукции в Сибири в разгар сезона. Мы видим, что интеграция «Пикры» с другими компаниями BBH ведет к повышению лояльности сибиряков к маркам объединенного портфеля брэндов. В то же время, несмотря на очень хорошую динамику продаж в СФО, где темпы роста превышают наши среднероссийские показатели, Западная Сибирь остается единственной территорией страны, где «Балтика» не является доминирующей. Здесь мы уступаем «САН Интербрю». Насколько меньше доля рынка «Балтики» в Сибири по сравнению с другими регионами страны? Если в среднем по стране мы занимаем 36%, то в Западной Сибири менее 20%. Мы считаем, что присутствие «Балтики» здесь недостаточно. Это тот регион, где спрос на наше пиво больше, чем мы производим. Плюс сибирский рынок пива имеет очень хороший потенциал для роста. Если в Сибири в среднем на человека потребляется 50 литров пива в год, то в целом по стране 66 литров, а в Санкт-Петербурге и Москве около 100 литров (здесь этот показатель уже на уровне стран Европы). С учетом этих факторов в 2006 году году было принято решение найти площадку под строительство завода на территории Западной Сибири. Выбор пал на Новосибирск. Почему выбран именно этот город? Немалую роль при выборе места для строительства завода сыграл тот факт, что в Новосибирске у нас уже есть сложившаяся инфраструктура. Это складской комплекс мощностью 10 тыс. кв. м и земельный участок в 15,4 га. Это хорошие стартовые условия для инвестирования. Известно, что пять лет назад «Балтика» уже рассматривала возможность строительства предприятия в Новосибирске, но тогда эта идея не получила развития И «Балтика», и ее акционер ВВН действительно несколько лет назад уже рассматривали возможность создания пивоваренных мощностей компании на территории Новосибирска. В частности, были проведены переговоры с ВИНАПом о возможности покупки пивоваренных мощностей этого предприятия, с тем чтобы потом их реконструировать или же на этом месте построить что-то новое. Тогда этот вариант казался более целесообразным, чем строить предприятие с нуля. Но вполне естественно, что покупатель и продавец по-разному оценивают стоимость активов. В результате к общему знаменателю тогда прийти не удалось, и было решено развивать мощности красноярской «Пикры». Сейчас же ситуация на рынке принципиально другая. Сибирь сегодня выглядит более привлекательно для инвестиций, чем даже европейская часть страны. Что будет представлять из себя новое предприятие и какие перед ним будут поставлены задачи? Основная задача предприятия заключается в удовлетворении спроса в регионе на наш продукт. Так как в Западной Сибири потребительский вкус преимущественно ориентирован на продукцию в ПЭТ-упаковке, мы начнем производство в Новосибирске с установки ПЭТ-линии мощностью розлива 2 млн гектолитров в год. Первоначально здесь будут разливаться в емкости от 1 до 2,5 литра такие брэнды, как «Арсенальное», «Ярпиво», «Жигулевское» и «Большая кружка». Конечно, мы всегда держим глаза открытыми, и если рынок пива в Сибири продолжит столь же динамичное развитие, то не исключено, что мы перейдем к следующему инвестиционному этапу и доведем мощность завода до 4 млн гектолитров в год. В этом случае ассортимент продукции уже будет более полным, пиво будет разливаться в стеклобутылку и, возможно, в зависимости от структуры спроса в банку. Потенциальное увеличение мощности это просто установка дополнительной производственной линии? Не совсем так. В таких случаях предусматривается более масштабное строительство. Потребуются пристройка дополнительной варки, бродильных мощностей и монтаж новой линии розлива. Но все это сделать легче и дешевле, когда уже существует инфраструктура канализация, вода, электричество. Мы изначально проектируем предприятие с расчетом на возможное расширение его производства. Каковы сроки ввода предприятия в эксплуатацию? Мы планируем начать строительство завода в январе 2007 года и ввести его в эксплуатацию к сезону 2008 года. То есть на весь период строительства отводим чуть более года. Имея опыт строительства новых заводов в Самаре, Хабаровске, Челябинске, мы нисколько не сомневаемся, что нам удастся уложиться в эти сжатые сроки. Какова стоимость проекта? Инвестиции составят не менее 65 млн евро. Какой будет география продаж новосибирского предприятия? Вся Западная Сибирь. Если же мы будем увеличивать мощности завода и переходить к большему ассортименту, то география расширится и за счет Восточной Сибири. Все будет зависеть исключительно от спроса и структуры мощностей, которые у нас сложатся в Новосибирске и Красноярске. Насколько введение нового предприятия изменит соотношение сил, сложившееся в Западной Сибири? Мы свою задачу не скрываем хотим выйти на первое место. Но, конечно, для этого нужно очень хорошо поработать, ведь конкуренты не спят. В этом году компания инвестировала 8,5 млн евро в развитие «Пикры». На что были направлены эти деньги и как изменилось положение этого предприятия на рынке? На тот момент, когда акционером «Пикры» стал ВВН, это уже было очень достойное предприятие. Но т. к. завод «Пикра» сравнительно небольшой, ему было непросто развиваться: непропорционально высокая доля расходов компании ложилась на маркетинг и дистрибуцию. Если на своем домашнем рынке «Пикра» была достаточно прибыльным предприятием, то продажи за пределы региона требовали больших расходов и были не очень выгодны. В результате инвестиций Baltic Beverages Holding мощности завода были удвоены до 2,2 млн гектолитров в год. Кроме того, теперь «Пикра» может производить самый широкий ассортимент продукции, разливая пиво не только в ПЭТ-упаковку или стекло, но и в банку. Несмотря на стремительную консолидацию рынка пива в руках нескольких интернациональных компаний, в Сибири все еще активно работает ряд независимых предприятий, например, «Томское пиво». Есть ли, на ваш взгляд, перспективы у подобных компаний? Любое предприятие должно очень точно определить для себя приоритеты быть компанией национального масштаба или занимать определенную нишу. А ниши могут быть самыми разными. Можно находиться в определенной ценовой нише, в географической или же специализироваться на производстве особенных сортов пива. На мой взгляд, для нишевых игроков пространство на рынке, безусловно, есть. Ничего фатального в их судьбе я не вижу. Все зависит от качества реализации той стратегии, которую выбрала компания. Во всяком случае у локальных игроков есть несомненное объективное преимущество близость к потребителю, а следовательно, его высокая лояльность к местному производителю. Мы видим, что «Томское пиво» также инвестирует большие средства в модернизацию своего оборудования, ищет новые продукты, экспериментирует. Это очень хороший показатель. Планирует ли «Балтика» развивать солодовенный бизнес на территории Сибири? Например, «САН Интербрю» сейчас ищет площадку в Сибири под строительство солодовенного завода мощностью до 200 тыс. тонн продукции в год Мы никогда не ставили перед собой задачу полностью покрывать свои потребности в солоде. Нередко выгоднее купить солод на внешнем рынке, чем производить его самостоятельно. Хотя с экономической точки зрения производство солода в России себя оправдывает. К тому же в условиях изменчивой конъюнктуры рынка очень неплохо гарантированно иметь составную часть собственной сырьевой базы. У «Балтики» есть несколько мощных солодовен в европейской части страны, поскольку условия Черноземья лучше подходят для выращивания пивоваренного ячменя, чем, например, Сибири. Это не значит, что в сибирских регионах невозможно эффективно заниматься производством ячменя, но если мы увидим для себя потребность в большом производстве собственного солода, то скорее всего рассмотрим возможность расширения мощностей уже работающей солодовни. Хотя, конечно, могут быть возможны самые разные варианты. Помимо строительства предприятия в Новосибирске, планируются ли другие инвестиции в расширении сибирских продаж компании в 2007 году? Есть самые разные планы. Если темпы роста рынка будут очень хорошими, то скорее всего продолжим расширять мощности «Пикры». Другим мощным проектом станет наращивание нашего вагонного парка. Уже несколько лет мы работаем с Алтайским вагоностроительным заводом. Начиная с 2001 года на этом предприятии изготовлено около 1,5 тыс. крытых вагонов для «Балтики». А в этом году мы разместили заказ еще на 100 вагонов. Помимо «железа», будем серьезно вкладываться и в продвижения нашей продукции на территории Сибири. Прежде всего это холодильное и разливное оборудование. Инвестиции «Балтики» в это направление также ежегодно составляют десятки миллионов долларов. Источник: Креативное обозрение на idea.ru