Налоговый кодекс как стимул технической модернизации

В течение 2006 года российский Налоговый кодекс неоднократно изменялся и дополнялся. Об эффективности этих изменений на практике, а также о том, чего ждать от федерального налогового законодательства в наступающем году, в интервью корреспонденту «КС» ОЛЬГЕ КОЛОМЕЙЦЕВОЙ рассказал руководитель УМНС по Новосибирской области ВЛАДИМИР КАМЫШАН. Фото Михаила ПЕРИКОВА — Владимир Андреевич, как вы оцениваете эффективность тех изменений, которые в течение 2006 года произошли в налоговом законодательстве РФ? Например, тех, которые касаются таких значимых для предприятий налогов, как НДС, налог на прибыль, акцизы. Как отразились эти изменения на объеме поступлений налоговых платежей? Какова реакция налогоплательщиков? — С 1 января 2006 года вступило в силу большинство поправок, внесенных в главу 25 Налогового кодекса федеральным законом от 6.06.2005 г. N 58-ФЗ. Эти изменения не привели к существенному снижению налоговой базы, поскольку доля расходов, дополнительно включаемых в расходы на основании указанных поправок (на НИОКР, в том числе не давшие положительного результата, на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и расходы, связанные с социальной защитой инвалидов), в общей сумме расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, составила всего 0,2%, а доля убытков, уменьшающих налоговую базу в соответствии со статьей 283 НК РФ (предельный размер убытка, переносимого на будущее, уменьшающего налоговую базу, увеличен с 30% от налоговой базы до 50%), возросла по сравнению с аналогичным периодом 2005 года только на 1%. Учитывая, что изменения в главу 25 НК РФ позволили в некоторой степени сблизить бухгалтерский и налоговый учет, устранить неясности и противоречия в определении налоговой базы по налогу на прибыль, а также расширили перечень расходов, уменьшающих доходы, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, то они позитивно были восприняты налогоплательщиками. — Алкогольный рынок, претерпевший в течение года кардинальные перемены, не был обойден и изменениями в сфере налогообложения. Каковы их результаты? — С 1 января 2006 года в соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ отменен режим налогового склада в отношении алкогольной продукции. Обязанность по уплате акцизов возложена только на предприятия-производители, что упростило контроль за правильностью их начисления и своевременностью поступления. Таким образом, налогообложение стало более прозрачным. При этом устранена возможность такой схемы уклонения от обложения акцизами, как многократная передача с одного акцизного склада на другой, потеря этой продукции и, соответственно, налогов от нее. Кроме того, упразднены постоянно действующие налоговые посты у организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции, в связи с этим высвободилось около 50 сотрудников инспекций ФНС России Новосибирской области, которые осуществляли контроль непосредственно на акцизных складах. Ставки акцизов на спирт этиловый и алкогольную продукцию с 1 января 2006 года увеличены в среднем на 10%, что примерно соответствует уровню инфляции. Эти меры предприняты государством, чтобы сохранить реальную доходную часть бюджета от акцизов. В то же время ставки акциза по винам натуральным и шампанским остались без изменения, что является стимулирующим фактором развития винодельческой отрасли. — В начале года планировалось также расширить список видов деятельности, подпадающих под ЕНВД. Насколько вообще оправдывает себя эта система? — Действительно, с 1 января 2006 года в результате изменений, внесенных в налоговое законодательство, значительно расширился перечень видов деятельности, которые представительные органы муниципальных районов и городских округов вправе перевести на уплату единого налога на вмененный доход. Так, в настоящее время под уплату ЕНВД подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг розничной торговли, общественного питания, по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств, по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, по оказанию автотранспортных, ветеринарных и бытовых услуг, деятельность по размещению наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах, по оказанию гостиничных услуг (сдаче внаем жилья), а также по сдаче в аренду объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов. Районными и городскими советами муниципальных образований Новосибирской области на систему налогообложения в виде ЕНВД в 2006 году переведено от пяти до 13 вышеперечисленных видов предпринимательской деятельности (в 2005 году, согласно закону Новосибирской области, ЕНВД уплачивали налогоплательщики только по пяти видам деятельности: розничная торговля, распространение наружной рекламы, оказание ветеринарных услуг, услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств, услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках). Вступившие в силу изменения привели к увеличению в первом полугодии 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года количества налогоплательщиков, применяющих указанную систему налогообложения, в 1,3 раза (c 26 301 до 35 206), а поступления единого налога возросли в 1,4 раза (с 683 млн руб. на 01.10.2005 до 935 млн руб. на 01.10.2006). Система налогообложения в виде ЕНВД сравнительно проста в применении для налогоплательщиков. Исчисление налогоплательщиками подлежащего к уплате ЕНВД не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Поскольку расчет налога производится в зависимости от размера физического показателя, установленной базовой доходности на единицу физического показателя и значений корректирующих коэффициентов, то налогоплательщики до начала осуществления деятельности могут достоверно на перспективу просчитать предстоящие расходы на уплату единого налога. Также немаловажное значение для конкретных муниципальных образований имеет то, что 90% уплаченных налогоплательщиками сумм единого налога направляется в местные бюджеты. Что касается другого специального налогового режима — упрощенной системы налогообложения, то количество налогоплательщиков, применяющих данную систему налогообложения, также возросло в 1,1 раза (с 26 510 до 29 411), а поступления соответствующего налога — в 1,4 раза (с 765 млн руб. на 01.10.2005 до 1040 млн руб. на 01.10.2006). И это несмотря на то, что значительное количество налогоплательщиков, применявших в 2005 году упрощенную систему налогообложения, в связи с нововведениями вынуждены были перейти на уплату ЕНВД, что свидетельствует о привлекательности данной системы налогообложения. — Какова в целом собираемость налогов на территории Новосибирской области в нынешнем году по сравнению с прошлым? — За 9 месяцев 2006 года в бюджетную систему Российской Федерации на территории Новосибирской области мобилизовано 38,1 млрд руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост поступлений в консолидированный бюджет РФ за 9 месяцев текущего года составил 9,2 млрд руб., или 31,9% (темп роста поступлений в целом по России — 15,7%, по СФО — 17,5%). Поступления единого социального налога и задолженности прошлых лет по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды составили за 9 месяцев текущего года 16,5 млрд руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3 млрд руб., или на 22,3% (темп роста в целом по России 22,9%, по СФО — 18,6%). Общий объем доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, мобилизованных на территории области, составил 54,6 млрд руб. и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 12,2 млрд руб., или на 28,8%. При этом налоговыми органами области принимались все необходимые меры по обеспечению полного и своевременного поступления текущих платежей в бюджетную систему, а также по урегулированию задолженности, в том числе ее принудительному взысканию, что способствовало увеличению поступлений и привело к снижению недоимки. Значительно возрос объем принятых в соответствии с НК РФ мер принудительного взыскания по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. В частности, в 2,9 раза увеличилось количество направленных налогоплательщикам требований об уплате налогов и сборов, в два раза увеличилось количество принятых постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ, в 2,3 раза увеличилось количество возбужденных Службой судебных приставов исполнительных производств. В результате принятых мер в отчетном году обеспечено поступление около 5 млрд руб., или 9% общей суммы мобилизованных на территории области доходов. Проведена большая работа по выявлению и признанию безнадежной задолженности, а также списанию ее в установленном порядке. Общая сумма списанной безнадежной ко взысканию задолженности составила более 2,5 млрд руб. За 9 месяцев текущего года по искам налоговых органов области возбуждено 1620 дел о несостоятельности (банкротстве) с участием уполномоченного органа на сумму более 5 млрд руб. В ходе проведения процедур банкротства поступило в бюджетную систему 66 млн руб., что в 1,2 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года, списано задолженности, непогашенной за счет конкурсной массы после определения суда о завершении конкурсного производства, 1,8 млрд руб. Результатом этой работы стало снижение на 119,1 млн руб., или на 3,8% недоимки по налоговым платежам в бюджет (в целом по России недоимка возросла на 13,7%, по СФО — снизилась на 10,8%) и на 10,8 млн руб., или на 2,2% недоимки по ЕСН. В то же время задолженность по налогам и сборам возросла за 9 месяцев 2006 года на 1 млрд 162 млн руб., или на 12,8%, однако этот рост связан в основном не с ухудшением собираемости налогов, а со значительными доначислениями в истекшем периоде по результатам контрольной работы. В частности, доначисленные суммы налогов (без пени и штрафов) по итогам выездных налоговых проверок составили более 2 млрд руб. При этом нужно учитывать, что практически все крупные доначисления оспариваются налогоплательщиками в судебных инстанциях, а взыскание доначисленных сумм, как правило, приостанавливается, они и «зависают» в задолженности. Так, обжалованы в суде решения по актам: по ОАО «Новосибирскнефтегаз« — 534 млн руб., ЗАО «Производственно-ремонтное предприятие» — 134,8 млн руб., ФГУП ПО «НПЗ» — 32 млн руб., ОАО «ВИНАП» — 35,2 млн руб. — Некоторые предприятия-экспортеры по-прежнему недовольны объемами возврата средств по НДС. Насколько обоснованы эти претензии? — За 9 месяцев 2006 года предъявили НДС к возмещению 498 организаций-экспортеров, заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 1548,3 млн руб. Фактически возмещено НДС налогоплательщикам-экспортерам по суммам, заявленным в текущем году, 1509,4 млн руб., по нерассмотренным суммам налоговыми органами проводится контрольная работа в рамках требований налогового законодательства. При этом следует отметить, что Налоговым кодексом, а именно ст. 176, предусмотрен трехмесячный срок для проверки представленной налогоплательщиком декларации и вынесения соответствующего решения, нарушение которого влечет начисление налоговым органом процентов. Жалобы со стороны налогоплательщиков на нарушение налоговыми инспекциями сроков возмещения «экспортного» НДС отсутствуют. — В бизнес-среде распространено мнение о том, что существующее налоговое законодательство не стимулирует процесс технической модернизации промышленности и внедрение в производство инновационных технологий. В частности, средства, направляемые на модернизацию производства, облагаются налогом на прибыль. Насколько это, на ваш взгляд, объективно? — В соответствии с положениями главы 25 НК РФ организации, осуществляющие модернизацию основных средств, относят данные расходы на увеличение первоначальной стоимости этих основных средств с последующим начислением амортизации, учитываемой в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. С 1 января 2006 года с учетом поправок, внесенных в главу 25 Кодекса федеральным законом от 6.06.2005 г. N 58-ФЗ, налогоплательщик имеет право единовременно учитывать в расходах отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения основных средств. — Какие принципиальные изменения в налоговом законодательстве планируются в следующем году? Какова их предполагаемая эффективность для бизнеса и для экономики регионов? — С 1 января 2007 года вступают в силу поправки в главу 25 Налогового кодекса, внесенные федеральным законом от 27.07.2006 г. N 144-ФЗ, в части предоставления права организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий*, не применять порядок начисления амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, а расходы на ее приобретение учитывать в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов. Это позволит данной категории налогоплательщиков, с учетом специфики их деятельности, своевременно обновлять парк вычислительной техники. Также указанными изменениями предоставлено право организациям, осуществляющим расходы на НИОКР, учитывать эти расходы в целях налогообложения прибыли в ускоренном порядке (по расходам на НИОКР, давшим положительный результат в производстве и/или реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, вместо двух лет — один год, по расходам на НИОКР, которые не дали положительного результата, вместо трех лет — один год). В целом эти изменения позволят стимулировать процесс технической модернизации в различных отраслях и сферах деятельности налогоплательщиков. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ