«Градостроительством должны заниматься профессионалы»

Недавно приступивший к своим обязанностям главный архитектор Омска Анатолий Тиль не скрывает, что не является преемником и продолжателем той градостроительной политики, которая велась до него. Он придерживается своих взглядов на перспективу развития мегаполиса, и они порой достаточно жесткие. Главный архитектор выступает сторонником решительных мер по наведению порядка в градостроительной политике Омска. Об этом Анатолий Тиль рассказал в интервью корреспонденту «КС». Фото Екатерины ЕРЕМИНОЙ

— Анатолий Генрихович, подвергнется ли новым корректировкам генплан Омска и какие глобальные задачи в связи с этим ставит перед собой ваше ведомство?

— Генеральный план Омска, разработанный и утвержденный в 70-х годах прошлого века, реализован не полностью. Но уже в рамках существующего генплана предполагается его корректировка. Первоочередная задача — наращивание объемов строительства. Основными строительными площадками станут площадки в левобережье. Параллельно там будет формироваться необходимая социальная и инженерная инфраструктура, которая позволит снять с левобережных микрорайонов ярлык «спальные». Уже в следующем году мы должны выйти на строительство 1 млн кв. метров жилья и удерживать эти объемы в дальнейшем. В 1986–1989 годах мы только стремились к этой цифре. На пике социалистического строительства, при полном госфинансировании в Омске вводилось 800 тыс. кв. метров жилья. Теперь миллион мы считаем вполне оптимальной цифрой, и к 2010 году наша задача — построить 4 млн кв. метров жилья. Кроме этого, в левобережье мы занимаемся регенерацией и уплотнением ранее построенных микрорайонов с целью вывода этих территорий на новый качественный уровень формирования собственников жилья. На правом берегу будет продолжаться точечное строительство из сэндвич панелей в Омске от производителя. Будет нарабатываться опыт по освоению освобождающихся территорий промышленных предприятий.

сэндвич_панели_в_омске_от_производителя

— Кто будет там жить? Ведь жилье в Омске нынче недешево, а покупательская способность подавляющего большинства омичей оставляет желать лучшего.

— На сегодняшний день 50% населения России живет в антисанитарных условиях. Это рано или поздно приведет к вырождению и деградации нации. А человек должен иметь надежду и возможность приобрести новую жилплощадь. Сейчас пока туговато, но заработали механизмы государственной поддержки населения и ипотечного кредитования. По ипотеке, в частности, решилась, на мой взгляд, краеугольная проблема — проблема залога. Если ранее гражданин должен был отдать в залог за новую квартиру что-то свое, которого, в частности у молодежи просто не могло быть, то теперь сама приобретаемая жилплощадь выступает в качестве залога. Стали возможны «длинные» кредиты на 10–20 лет, и пусть процентные ставки по ним пока не совсем отвечают ожиданиям граждан, но это уже позволяет реализовать свои потребности в жилье не когда-нибудь к старости, а на заре самостоятельного жизненного пути.

— Какие наиболее серьезные проблемы встали перед вами на новом посту?

— Одна из значительных проблем — проблема транспортной инфраструктуры. Процент автомобилизации города Омска давно вышел за пределы ожидаемого прогноза в рамках генерального плана. Более того, и в рамках предыдущего генплана транспортный каркас Омска был развит только на 10%. В настоящее время создана программа выхода города из транспортного кризиса. Часть ее уже реализуется. Определены основные улицы и магистрали, они будут реконструированы, намечено строительство новых дорог, ведется строительство инженерных сооружений, в частности, автомобильных развязок — все это увязано с развитием омского метрополитена.

— Какие планы имеются по обустройству исторического центра Омска?

— Прорабатывается программа — пока не проект, а только концептуальное видение задачи — принципиально нового решения обустройства исторического центра города. Он будет включать в себя территории от моста 60-летия Победы до Ленинградского моста. В историческом центре города планируется формирование пешеходных зон, деление его на территории с целевым назначением. Вероятно, они будут сформированы по функциональному принципу системы площадей. Это уже сложилось исторически. Возможно формирование Соборной площади, площади Победы, площади Искусств, Театральной площади, там, где была Крепость, — исторической площади. Объединенные пешеходными связями по типу Любинского проспекта, они дадут неповторимый уют и подчеркнут лицо Омска. Есть идея максимально разгрузить исторический центр от транспорта. Для автомобильного движения останутся Набережная, улицы Интернациональная и, скажем, Гагарина… Необходимо вынести из исторического центра все несвойственные ему функции. Нет необходимости стягивать сюда все население города, скажем, с целью походов по магазинам. И в этом мы возвращаемся к началу нашего разговора о ведущейся работе по формированию в разных частях города планировочных жилых структур, дополненных социальной инфраструктурой. В историческом центре Омска есть масса зданий и сооружений удивительного по красоте архитектурного решения. В свое время, занимаясь проблемой озеленения города, мы получили другую проблему — все эти архитектурные достоинства оказались потерянными. Поэтому одна из задач обустройства центра, на мой взгляд, — раскрыть эти объекты и показать их людям.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ