Впору говорить о системном кризисе в сельхозмашиностроении Алтайского края. В результате банкротства Алтайского тракторного завода («Алттрак»), диверсификации производства Алтайского моторного завода (АМЗ), Алтайского завода агрегатов (АЗА), завода алюминиевого литья (ЗАЛ) и Алтайского завода топливных насосов (АЗТН) без работы могут остаться около 10 тысяч человек, а край потеряет технологическую цепь машиностроительного комплекса, существовавшую около полувека. Единственный выход из кризисной ситуации «подтолкнуть» «Алттрак». В обрабатывающих отраслях промышленности Сибири наиболее сильный спад наблюдается в сельскохозяйственном машиностроении. Фото Михаила ПЕРИКОВА Алтайский комплекс сельхозмашиностроения состоит из семи заводов, главными из которых являются «Алттрак» (производство тракторов), АМЗ (дизели для тракторов и комбайнов), ЗАЛ (алюминиевое литья для дизелей), АЗТН и АЗА (топливные насосы для дизелей). Причины снижения производственных показателей и переориентации производства на совершенно новые виды продукции у каждого из предприятий различны. Но последствия одинаковы разрыв прежних технологических цепей и нарастание социальной напряженности. «Алттрак» выпустил в прошлом году 772 трактора, из них 372 для сельхознужд и 400 лесных трелевочных машин. За восемь месяцев текущего года 125 машин (73 трактора и 52 трелевочника). Сейчас собственники завода (компания РАТМ) намерены объявить процедуру банкротства («КС» писал об этом в N 29 от 5 августа 2005 года) и законсервировать завод на зиму. Причина в том, что продукция предприятия неконкурентоспособна. Морально устаревшие модели могли бы найти покупателя на Алтае, но алтайский крестьянин не имеет денег. Кроме того, главный партнер завода АМЗ работает исключительно по предоплате, а у «Алттрака» нет оборотных средств. Если «Алттрак» объявят банкротом, то, по мнению спикера крайсовета Александра Назарчука, восстановить производство в прежних объемах вряд ли удастся. Если же говорить о социальной стороне вопроса, проблема коснется более 7 тысяч человек в 80-тысячном Рубцовске. В 2004 году Алтайский моторный завод произвел более 9 тыс. двигателей и запасных частей на сумму более 117,6 млн руб., что на 26% превысило объемы производства предыдущего периода. В начале 2005 года руководство АМЗ заявило, что объем основной продукции возрастет до 11 тыс. двигателей, однако реально за семь месяцев 2005 года завод собрал 3,3 тыс. дизелей, а к концу года, по словам генерального директора АМЗ Геннадия Таруленкова, будет иметь в активе 6,5 тыс. дизельных двигателей. Причины сложившейся ситуации Геннадий Таруленков объясняет состоянием рынка сельскохозяйственной техники: «Низкая платежеспособность конечного потребителя техники и жесткая конкуренция на рынке частично не позволили выйти нам на заявленные объемы. Кроме того, некоторые потребители нашей продукции не сумели купить запланированное количество продукции. В первую очередь это касается ОАО «Алттрак». К концу 2004 года и в I квартале 2005-го у нас на складе находились двигатели для комплектации алтайских тракторов, но их заказчик не смог рассчитаться. Поэтому мы были вынуждены «переделывать» их для других, чтобы ликвидировать возникшее затоваривание. Только для «Алттрака» было подготовлено двигателей на 20 млн руб., то есть «Агромашхолдинг« фактически прокредитовал этот завод». В результате АМЗ приступил к диверсификации производства, чтобы загрузить самые проблемные направления: точного стального и чугунного литья. Снижение производства дизелей отразилось негативным образом на АЗТН, где производственные показатели уменьшились по сравнению с прошлым годом в два раза. Об этом говорит генеральный директор АЗТН Евгений Пустырев: «Не берут наши насосы. Говорят, что дорого, и цена не соответствует качеству». Подводя итог, гендиректор АЗТН обрисовывает мрачную картину: «Ситуация очень тяжелая полная затоваренность имуществом. Через две недели, если не принять срочных мер, повторится история с комбинатом химволокна (где нынешним летом уволили по сокращению около 2 тыс. человек. «КС«). Зарплату не платим уже третий месяц». Выход руководство АЗТН видит в создании новых видов продукции. Недавно в Минске прошли испытания нового насоса, который соответствует стандарту Евро-2. Как заявил Евгений Пустырев, «белорусские партнеры готовы в сентябре закупить наши насосы в количестве 100 штук и каждый последующий месяц брать на 50 больше. «Но мы не можем приступить к производству, душат долги. Нам нужно 50 млн. руб., половина из которых уйдет на погашение долгов, вторая на развитие производства. Нужны инвестиционные кредиты, но банки, видя отрицательный баланс, не хотят иметь с нами дела», подытожил Евгений Пустырев. Схожая ситуация у других производителей. Как заявил генеральный директор ЗАО «ЗАЛ» Виктор Душаткин, «за полгода падение производства на заводе алюминиевого литья по сравнению с прошлым годом составило 20%. «Раньше мы отпускали АМЗ продукции на 1012 млн руб. в месяц, сейчас на 45 млн руб.«, констатирует Виктор Душаткин». О сокращении количества рабочих, отправленных в вынужденный отпуск, «КС» заявил генеральный директор ОАО «АЗА» Вячеслав Кривашин: «Нет смысла держать триста человек под двести моторкомплектов в месяц». На складе товарной продукции завода скопилось агрегатов на 18 млн руб. По словам Вячеслава Кривашина, в декабре прошлого года моторостроители заявили, что в 2005 году сделают 12 тысяч двигателей. Из расчета этих объемов сбросили заявки смежникам, в том числе и агрегатчикам. «Мы освоили эти объемы, однако оборудование до сих пор лежит на складе невостребованным», сетует Вячеслав Кривашин. Агрегатчики также видят выход в диверсификации. Завод агрегатов освоил выпуск чугунных радиаторов отопления, значительно превосходящих аналоги по соотношению качества и цены. Кроме того, освоен аналог немецкой задвижки для воды. Главное сейчас, по мнению председателя комитета по промышленности краевой администрации Александра Шепшелева, «толкнуть» «Алттрак», чтобы он сдвинулся с места и начал выпускать хотя бы по 50100 тракторов в месяц, постепенно наращивая объемы, а за ним потянется весь сельхозмашиностроительный комплекс края. Для руководителя Союза промышленников Евгения Ганемана ответ на вопрос о путях преодоления кризиса очевиден: «Нужен эффективный собственник». Однако меры по предотвращению развала сельхозмашиностроения Алтая, по его мнению, этим не исчерпываются: «Надо заставить собственника, если по-хорошему не понимает, уважать власть. Приходит собственник, что-то продает, перепродает, не советуясь с администрацией края. Ведь это непорядок. Коль ты работаешь на этой земле, должен уважать власть. Ты можешь творить что угодно: модернизируй, перепрофилируй, но единственное, что ты должен сохранить, это рабочие места, зарплату и социальные условия для рабочих». Источник: Креативное обозрение на idea.ru