«Культура потребления» прозвучи это сочетание в эпоху государственного регулирования, оно показалось бы нонсенсом. А ведь за событиями последних десятилетий мы проглядели революцию, начавшуюся в головах с тем, чтобы изменить отношение к приобретаемым товарам и продуктам. Сотни революций начались и поныне продолжают идти в сознании людей. Одна из них макаронная революция. Оживление макаронного дела началось после дефолта, сделавшего ввоз многих зарубежных продуктов питания невыгодным. К 1999 году период спада завершился, и производство макарон в РФ выросло более чем в полтора раза Россия вошла в пятерку крупнейших производителей макаронных изделий в мире. Год назад Россия заняла четвертое место в мировом рейтинге по данной отрасли. К моменту выхода из кризиса подход к макаронной промышленности изменился. Стали появляться фабрики, ориентированные на новейшие технологии и способные производить продукцию со стабильно высокими вкусовыми характеристиками. Внедрение нового зачастую было проще начинать с нуля, не модернизируя старые линии, а на 100% закупая современное оборудование у ведущих европейских производителей. Так поступила компания «Мельник», смонтировавшая пять лет назад первую автоматическую линию по производству короткорезанных макарон. «На момент открытия итальянской линии мы были мощным предприятием с 65-летней историей, имели достаточно средств на то, чтобы подготовить специалистов, организовать работу, рассказывает генеральный директор агропромышленной компании «Мельник» Александр Бедарев. Конечно, были некоторые сомнения, ведь фактически мы ломали стереотип о том, что в зернопереработке должно существовать четкое разделение на мукомольное, крупяное, комбикормовое производства и элеваторное хозяйство. Но как показало время, наша ставка была верной, и сегодня «Мельник« это крупнейшее многопрофильное предприятие в России. Если же говорить о макаронной продукции, то по итогам прошлого года мы входим в число семи крупнейших производителей нашей страны». С первых дней выпуска спрос на торговую марку «От Мельника» неуклонно возрастал, так что вскоре пришлось открыть вторую и третью линии. Сегодня «Мельник» выпускает 20 видов различных макарон из мягких и твердых сортов пшеницы. Международный экологический фонд ежегодно оценивает продукцию «От Мельника» как экологически чистую и безопасную. Останавливаться в развитии компания не собирается, считая, что в ближайшие годы сумеет увеличить свою долю на российском рынке почти в два раза. «В посткризисное время рынок макаронных изделий в России был одним из самых быстрорастущих, говорит руководитель отдела маркетинга ОАО «Мельник» Игорь Лапай. Рост составлял 2530% в год. Но сейчас рынок близок к насыщению. Об этом свидетельствует снижение темпов роста. В 2004 году рост составил всего 5%, а за первое полугодие нынешнего года не превысил 23%. При этом показатели лидеров, в частности «Мельника», в два раза выше и достигают 10%. Это показатель того, что далее рынок будет развиваться за счет усиления позиций сильных брэндов. В конце 90-х годов освоить производство макарон было несложно. Минимальные затраты составляли всего несколько тысяч долларов. Это позволило отечественным производителям полностью занять рынок после дефолта их доля достигла 98%. Сегодня идет своего рода «революция качества», когда сдают позиции случайные игроки, а сильные компании, такие как «Мельник«, с самого начала имевшие стратегию развития, укрепляются». На состоявшемся Агропромышленном форуме Сибири III специализированном конгрессе зернопереработчиков «Нивы России», куда специалистов «Мельника» пригласили поделиться опытом, Игорь Лапай назвал пять конкурентных преимуществ своей компании. Во-первых, это наличие в системе холдинга хозяйств по выращиванию пшеницы твердых и мягких сортов, а также самой мощной в Алтайском крае мельницы. Такая структура дает фабрике возможность всегда обеспечивать себя сырьем необходимого качества. Во-вторых, используемая в холдинге схема работы «сельское хозяйство-переработка-производство» оптимизирует логистические процессы и снижает риск простоя из-за изменения конъюнктуры рынка. Третье преимущество контроль качества работ на каждом этапе от сырья до упаковки. Наконец, существенный выигрыш обеспечивают наличие устойчивого брэнда «От Мельника», однозначно ассоциируемого с высоким уровнем продукции, и зонтичный охват аудитории, когда каждый продукт компании информирует потребителя об основных товарах холдинга. Как считают на предприятии, сейчас российские производители макарон вступают в новый этап развития. Учитывая то, что потенциал рынка все еще остается высоким (потребление макаронных изделий на душу населения в России в несколько раз ниже, чем в Европе), рынок выглядит привлекательным для иностранных инвесторов. Чтобы остаться конкурентоспособными, лидеры будут активно модернизировать производство, использовать методы как ценовой, так и неценовой конкуренции. На этом фоне позиции «Мельника» более чем крепки. На прошедшем в рамках конгресса «Нивы России» смотра-конкурса среди зернопереработчиков шесть видов продукции холдинга получили высокие награды: дипломы I степени за макаронные изделия, муку пшеничную хлебопекарную высшего и первого сортов. Также наград удостоились комбикорма, выпускаемые рубцовским предприятием. А «Барнаульская мельница», входящая в состав холдинга, была отмечена специалистами отрасли за свои крупы. По словам коммерческого директора агропромышленной компании «Мельник» Елены Ульяновой, эти награды «особенно приятны, ведь «Барнаульская мельница« вошла в состав АПК всего лишь два года назад». Высокие оценки конкурса говорят о том, что «Мельник» сегодня способен не только модернизировать существующий бизнес, но и создавать новые производства на высоком уровне и в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми рынком к качеству продукции. ОАО «Мельник»Тел.: (3852) 666300, 666700 На правах рекламы Источник: Креативное обозрение на idea.ru