Макаронная революция

«Культура потребления» — прозвучи это сочетание в эпоху государственного регулирования, оно показалось бы нонсенсом. А ведь за событиями последних десятилетий мы проглядели революцию, начавшуюся в головах с тем, чтобы изменить отношение к приобретаемым товарам и продуктам. Сотни революций начались и поныне продолжают идти в сознании людей. Одна из них — макаронная революция. Оживление макаронного дела началось после дефолта, сделавшего ввоз многих зарубежных продуктов питания невыгодным. К 1999 году период спада завершился, и производство макарон в РФ выросло более чем в полтора раза — Россия вошла в пятерку крупнейших производителей макаронных изделий в мире. Год назад Россия заняла четвертое место в мировом рейтинге по данной отрасли. К моменту выхода из кризиса подход к макаронной промышленности изменился. Стали появляться фабрики, ориентированные на новейшие технологии и способные производить продукцию со стабильно высокими вкусовыми характеристиками. Внедрение нового зачастую было проще начинать с нуля, не модернизируя старые линии, а на 100% закупая современное оборудование у ведущих европейских производителей. Так поступила компания «Мельник», смонтировавшая пять лет назад первую автоматическую линию по производству короткорезанных макарон. «На момент открытия итальянской линии мы были мощным предприятием с 65-летней историей, имели достаточно средств на то, чтобы подготовить специалистов, организовать работу, — рассказывает генеральный директор агропромышленной компании «Мельник» Александр Бедарев. — Конечно, были некоторые сомнения, ведь фактически мы ломали стереотип о том, что в зернопереработке должно существовать четкое разделение на мукомольное, крупяное, комбикормовое производства и элеваторное хозяйство. Но как показало время, наша ставка была верной, и сегодня «Мельник« — это крупнейшее многопрофильное предприятие в России. Если же говорить о макаронной продукции, то по итогам прошлого года мы входим в число семи крупнейших производителей нашей страны». С первых дней выпуска спрос на торговую марку «От Мельника» неуклонно возрастал, так что вскоре пришлось открыть вторую и третью линии. Сегодня «Мельник» выпускает 20 видов различных макарон из мягких и твердых сортов пшеницы. Международный экологический фонд ежегодно оценивает продукцию «От Мельника» как экологически чистую и безопасную. Останавливаться в развитии компания не собирается, считая, что в ближайшие годы сумеет увеличить свою долю на российском рынке почти в два раза. «В посткризисное время рынок макаронных изделий в России был одним из самых быстрорастущих, — говорит руководитель отдела маркетинга ОАО «Мельник» Игорь Лапай. — Рост составлял 25–30% в год. Но сейчас рынок близок к насыщению. Об этом свидетельствует снижение темпов роста. В 2004 году рост составил всего 5%, а за первое полугодие нынешнего года не превысил 2–3%. При этом показатели лидеров, в частности «Мельника», в два раза выше и достигают 10%. Это показатель того, что далее рынок будет развиваться за счет усиления позиций сильных брэндов. В конце 90-х годов освоить производство макарон было несложно. Минимальные затраты составляли всего несколько тысяч долларов. Это позволило отечественным производителям полностью занять рынок — после дефолта их доля достигла 98%. Сегодня идет своего рода «революция качества», когда сдают позиции случайные игроки, а сильные компании, такие как «Мельник«, с самого начала имевшие стратегию развития, укрепляются». На состоявшемся Агропромышленном форуме Сибири — III специализированном конгрессе зернопереработчиков «Нивы России», куда специалистов «Мельника» пригласили поделиться опытом, Игорь Лапай назвал пять конкурентных преимуществ своей компании. Во-первых, это наличие в системе холдинга хозяйств по выращиванию пшеницы твердых и мягких сортов, а также самой мощной в Алтайском крае мельницы. Такая структура дает фабрике возможность всегда обеспечивать себя сырьем необходимого качества. Во-вторых, используемая в холдинге схема работы «сельское хозяйство-переработка-производство» оптимизирует логистические процессы и снижает риск простоя из-за изменения конъюнктуры рынка. Третье преимущество — контроль качества работ на каждом этапе — от сырья до упаковки. Наконец, существенный выигрыш обеспечивают наличие устойчивого брэнда «От Мельника», однозначно ассоциируемого с высоким уровнем продукции, и зонтичный охват аудитории, когда каждый продукт компании информирует потребителя об основных товарах холдинга. Как считают на предприятии, сейчас российские производители макарон вступают в новый этап развития. Учитывая то, что потенциал рынка все еще остается высоким (потребление макаронных изделий на душу населения в России в несколько раз ниже, чем в Европе), рынок выглядит привлекательным для иностранных инвесторов. Чтобы остаться конкурентоспособными, лидеры будут активно модернизировать производство, использовать методы как ценовой, так и неценовой конкуренции. На этом фоне позиции «Мельника» более чем крепки. На прошедшем в рамках конгресса «Нивы России» смотра-конкурса среди зернопереработчиков шесть видов продукции холдинга получили высокие награды: дипломы I степени за макаронные изделия, муку пшеничную хлебопекарную высшего и первого сортов. Также наград удостоились комбикорма, выпускаемые рубцовским предприятием. А «Барнаульская мельница», входящая в состав холдинга, была отмечена специалистами отрасли за свои крупы. По словам коммерческого директора агропромышленной компании «Мельник» Елены Ульяновой, эти награды «особенно приятны, ведь «Барнаульская мельница« вошла в состав АПК всего лишь два года назад». Высокие оценки конкурса говорят о том, что «Мельник» сегодня способен не только модернизировать существующий бизнес, но и создавать новые производства на высоком уровне и в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми рынком к качеству продукции. ОАО «Мельник»Тел.: (3852) 66–63–00, 66–67–00 На правах рекламы Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ