Юрий Шамков: «Техническое перевооружение главный приоритет для алтайской промышленности»
В условиях дороговизны кредитных ресурсов и дефицита у алтайских предприятий собственных финансовых средств на проведение мероприятий по техперевооружению государственная поддержка становится едва ли не важнейшим способом привлечения инвестиций. О динамике регионального законодательства в этой сфере СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ рассказал председатель комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности Крайсовета ЮРИЙ ШАМКОВ. Юрий Вениаминович, в текущем году объемы производства промышленной продукции в крае снизились на несколько пунктов. Что послужило основной причиной? Снижение роста промышленного производства произошло в целом по СФО, однако на Алтае эти процессы приобрели более масштабный характер в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств. Среди объективных я бы назвал низкий уровень доходов населения, дотационность краевого бюджета, который в 2006 году вновь наполовину будет состоять из трансфертов. К тому же кредитные ресурсы по-прежнему слишком дороги, их стоимость сохраняется на уровне 1618%, что заметно выше, чем сложившиеся на международном рынке. К субъективным я бы отнес тот факт, что в последние годы край не мог похвастаться политической стабильностью и наличием внятных правил игры для бизнеса. В то время как это является важнейшим условием для притока внешних инвестиций. Промышленность Алтая, чтобы она осталась на плаву, нуждается в скорейшей и глубочайшей модернизации, переходе на современные технологии. Собственных средств у алтайских предприятий недостаточно, поэтому мы не имеем необходимого объема финансов, направляемых в основные фонды. При этом степень изношенности и моральное устаревание основных фондов в Алтайском крае зачастую выше, чем в целом по России. В то же время большого интереса к алтайским производствам со стороны крупных российских или зарубежных холдингов нет. Мы наблюдали ряд попыток приобретения местных предприятий крупными ФПГ, но очень немногие из них оказались удачными. Поэтому процесс модернизации производства проходит в вялотекущем режиме, конкурентоспособность продукции местного промышленного сектора падает, налоговые отчисления в бюджеты снижаются. В этой ситуации особую значимость приобретают разнообразные механизмы государственной поддержки промышленности. В крае ряд таких механизмов работает в частности, идет компенсация из краевого бюджета части банковской кредитной ставки по коммерческим кредитам алтайских предприятий. На базе принятого недавно краевого закона начинает практиковаться компенсация налога на имущество. По нашим представлениям, этот подход получит большое распространение в следующем году. Работает краевой закон об агропромышленном лизинге, мы надеемся, что он станет хорошим подспорьем для предприятий АПК. В то же время надо отметить, что в текущем году мы столкнулись с парадоксальным явлением. Финансовые средства, предусмотренные в бюджете текущего года на обеспечение механизмов поддержки реального сектора, не были освоены, даже несмотря на то что их объем явно недостаточен для потребностей алтайской промышленности. Так, на промышленный лизинг из заложенных в бюджете 50 млн на конец октября 2005 года было освоено лишь 13 млн руб. Из 182 млн руб., предусмотренных на компенсацию части банковской кредитной ставки, принято распоряжение на 109 млн руб., фактически профинансировано 79,5 млн руб. На лизинг сельскохозяйственной техники из 100 млн руб. освоено 67 млн. По племенному скоту из 10 млн руб. использовано всего 1,5 млн руб. Каковы причины неполного освоения средств? Может быть, дело в качестве закона? Я считаю, что механизмы в законе прописаны достаточно хорошо, и они приемлемы для промышленных предприятий. Главным здесь оказался субъективный фактор плохо сработали подразделения администрации края, профильные комитеты. Поэтому местный бизнес сегодня возлагает особые надежды на новый состав администрации края и надеется, что ему удастся максимально эффективно реализовать имеющиеся в крае резервы по поддержке промышленности. В целом собранные губернатором менеджеры хорошо нам известны, их профессиональные качества оцениваются достаточно высоко. Удастся ли им стать командой и добиться результатов, покажет время. Будут ли в ближайшее время приниматься другие законы, направленные на поддержку реального сектора? В настоящее время наш комитет готовит изменения к краевому закону об инвестиционной деятельности в Алтайском крае. Они позволят предусмотреть компенсацию части процентной ставки по лизингу. В целом этот механизм позволяет на рубль бюджетных денег привлечь 10 рублей кредитных ресурсов. Мы также предлагаем определенные компенсации налога на прибыль в части региональной доли, при условии что предприятие будет направлять инвестиции на обновление технологий. Если в крае не будут сделаны значительные шаги в сторону повышения конкурентоспособности продукции, я очень пессимистично оцениваю даже ближайшие перспективы алтайской промышленности. Источник: Креативное обозрение на idea.ru