Василий Алексеенко: «Нас вынуждают повышать тарифы»

Одно из старейших предприятий железнодорожного транспорта — ОАО «Сибпромжелдортранс» — работает на Алтае уже в течение 45 лет. Последнее повышение тарифов на свои услуги (железнодорожные перевозки грузов в пределах Барнаула и Новоалтайска) компания провела полтора года назад, несмотря на значительное повышение издержек в связи с удорожанием ГСМ, металла, электроэнергии. В интервью СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ директор Алтайского отделения ОАО «Сибпромжелдортранс» ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕНКО заявил о том, что в настоящее время предприятие поставлено перед необходимостью резкого повышения тарифов (более чем на 30%). Учитывая, что в числе постоянных партнеров ОАО «Сибпромжелдортранс» большое число промышленных предприятий региона, эта проблема может стать еще одним негативным фактором для развития алтайской промышленности в целом. — Василий Николаевич, как бы вы сформулировали основные направления деятельности Алтайского отделения ОАО «Сибпромжелдортранс»? — Сфера деятельности нашей компании — доставка грузов железнодорожным транспортом от узловой ст. Новоалтайская до конечного получателя в пределах Барнаула и Новоалтайска. Свою новейшую историю наше предприятие ведет с 1993 года, когда мы стали акционерным обществом, а в целом мы осуществляем грузоперевозки уже 45 лет. Количество работающих на предприятии достигло 640 человек. В год мы перевозим около 5 млн тонн грузов, из них около 40% — это уголь для ТЭЦ, 16% — товары народного потребления, 12% — строительные грузы и т. д. В целом ежегодный объем перевозимых нами грузов растет. Так, за 9 месяцев 2005 года в сравнении аналогичным периодом прошлого года прирост составил 11%. В настоящее время нашими партнерами являются 325 предприятий и организаций края, среди которых такие системообразующие, как ОАО «Алтайэнерго», и ряд других. В целом структура «Сибпромжелдортранса» тождественна существующей на железной дороге. В ней имеются отдел путей, отдел сигнализации, централизации и связи, ответственный за диспетчеризацию и безопасность движения. Отдел подвижного состава (машинисты, локомотивная колонна, осмотры) и два депо, расположенные в Барнауле и представляющие собой ремонтную базу. В настоящее время на нашем балансе 158 км железнодорожных путей, техническое обслуживание которых мы осуществляем своими силами. Кроме того, мы занимаемся эксплуатацией и техническим обслуживанием железнодорожных путей, находящихся в собственности наших партнеров — заводов и предприятий. Это направление работы является зоной ответственности входящего в состав нашего предприятия ремонтного депо, где механизированы все работы и имеется полный набор путейской техники. Кроме того, мы обладаем очень солидной базой для ремонта тепловозов. Хочу отметить, что она является одной из лучших за Уралом и может осуществлять полный цикл ремонтных работ: от колес до капитального ремонта локомотивов. Ближайшая от нас аналогичная база имеется только в Улан-Удэ. Наличие собственных ремонтных возможностей позволяет постоянно повышать качество эксплуатационных работ, снижать издержки на их проведение, сокращать сроки ремонтов. — Как бы вы сформулировали приоритеты в развитии вашей компании? — Первый приоритет — обновление локомотивного парка. Новые тепловозы очень дороги (около 30 млн руб.), но не обновлять парк нельзя, и мы предусматриваем значительные средства на эти цели. Второй приоритет — модернизация путей. Так, из 158 км путей на нашем балансе за последние годы мы переложили на железобетон примерно на 50 км, поскольку происходит повышение требований по безопасности движения, что предполагает жесткие допуски по состоянию путей. В некоторых местах даже расхождение в 2 миллиметра считается недопустимым. Кроме того, с каждым годом возрастает поток грузоперевозок и повышаются нагрузки на пути, что вынуждает нас менять рельсы на более мощные. Говоря о перспективах, мы считаем важным развивать наши ремонтные возможности. Некоторое время назад мы получили лицензию МПС РФ на капитальный ремонт тепловозов и собираемся активно наращивать объем этих работ. В ближайшее время рассчитываем получить лицензию на ремонт колесных пар и таким образом обеспечим полный ремонтный цикл. Мы планируем наращивать объемы ремонтных работ, выполняемых на заказ, и надеемся, что это послужит дополнительным финансовым подспорьем. Наше предприятие постоянно работает над сокращением издержек — с тем, чтобы наши ремонтные услуги на рынке были приемлемыми по цене. Пока нам удается в сравнении с нашими конкурентами держать цены на 30–35% ниже. К тому же для сибирских предприятий мы предпочтительны и с точки зрения географической близости, что сокращает накладные расходы при ремонтах. Сегодня одновременно мы можем ремонтировать шесть тепловозов. У нас имеются все необходимые сопутствующие производства: кузница, перемотка электродвигателей, аккумуляторная и т. д. Нашу работу по достоинству уже оценили не только в Сибири, но и в соседних странах. Мы ведем переговоры с коллегами из Казахстана о проведении для них ремонтных работ. — Стоит ли ожидать повышения ваших тарифов на грузоперевозки в текущему году? — Это довольно сложный вопрос. Начнем с того, что мы занимаем доминирующее положение в своем секторе, поэтому величина наших тарифов контролируется государством и в конечном итоге утверждается губернатором. Уже полтора года мы не поднимали цены, в то время как издержки, которые мы несем на постоянно дорожающем топливе, электричестве, металле, за это время существенно выросли. Однако в настоящее время мы поставлены перед необходимостью повысить цены. Под зданиями, сооружениями и железнодорожным полотном, находящемся на нашем балансе, — 145 га земли. До 1 февраля Госдума РФ должна принять законопроект, согласно которому решение вопроса о величине земельных ставок будет передано на местный уровень. Если подходы местных властей по земельным ставкам не изменятся, то наши платежи за землю вырастут несоизмеримо. Так, если в 2005 году по этой статье нами было перечислено государству 89 тыс. руб., в 2006 году мы должны будем заплатить почти 18 млн руб. По предварительным расчетам, чтобы поддерживать рентабельность в 3–5%, нам придется увеличить тарифы на 32% только за счет увеличения платы за землю. Как вы понимаете, это самым пагубным образом скажется на наших партнерах — промышленных предприятиях края. Учитывая это обстоятельство, мы подготовили письмо в крайсовет, краевую администрацию и рассчитываем привлечь внимание властей к этой проблеме. — Что вы понимаете под термином «социальная ответственность бизнеса»? — Прежде всего мы понимаем под этим выполнение своих прямых обязанностей перед обществом. Так, например, «Сибпромжелдортранс» является примерным налогоплательщиком и исправно платит налоги во все уровни бюджета. Мы даже получили сертификат налоговой инспекции как лучший налогоплательщик по итогам 2004 года. Среднемесячная зарплата у нас составляет 9,6 тыс. руб. Понимая, что труд наших работников очень нелегок, большое внимание уделяется социальной политике, сохранили 20-процентную надбавку в зарплате для своих работников, которая существовала еще в доперестроечные времена. При выходе на пенсию выплачиваем выходное пособие в размере 6–7 окладов, реализуем ряд социальных программ. Большое значение придаем повышению квалификации работников и даже получили лицензию по подготовке машинистов и ремонтного персонала, так что кадры растим сами. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ