- 1024px
- 1280px
Платить будет государство
С 2006 года начнется достройка Богучанской ГЭС (Кежемский район, Красноярский край) — один из самых значительных проектов «второй» индустриализации Красноярского края, о которой в последнее время говорит губернатор Александр Хлопонин. Однако при реализации масштабных проектов возникают и социальные проблемы. Так, в случае строительства Богучанской ГЭС в будущей зоне затопления оказываются пять тысяч человек. Проблема их переселения для властей Красноярского края является первоочередной. О том, как она решается, а также о перспективах развития инфраструктуры на территории района корреспонденту «КС» АЛЕКСЕЮ БОНДАРЕВУ рассказал заместитель губернатора края АНДРЕЙ ГНЕЗДИЛОВ.
— Сейчас много говорится о подготовке ложа Богучанской ГЭС к затоплению. Что оно собой представляет и когда начнется затопление?
— Подготовка идет, и достаточно давно. Сейчас мы уже говорим о том, что, начиная с 2006 года, финансирование подготовки ложа ГЭС будет резко увеличено. Это целый комплекс вопросов. Существует специальный проект, заказчиком которого является специально созданная дирекция по подготовке к затоплению ложа Богучанской ГЭС. Работа дирекции подразумевает в первую очередь переселение людей, которые сейчас живут на территории будущего водохранилища. Причем сделано это должно быть качественно, с учетом интересов переселяемых. Второй этап — лесоочистка, строительство автомобильных дорог, шумозащитных экранов(производство) и электроснабжение для расселенных поселков. Сюда же относятся освоение рыбохозяйства, археологические исследования — как я уже сказал, целый комплекс вопросов.
— В зоне затопления сейчас проживают несколько тысяч человек. В связи с этим возникает множество вопросов: кого, как и куда переселять. И, пожалуй, самый главный вопрос: кто за это будет платить?
— Действительно, сейчас в зоне будущего затопления проживают чуть меньше пяти тысяч человек. Ответ на вопрос, кто будет финансировать переселение, однозначный: платить будет государство. Для этого будут выделены средства из федерального бюджета. Задача краевой власти — наиболее эффективно потратить эти средства и, по возможности, сократить расходы. Отмечу, что первоначально затраты на реализацию проекта были оценены специалистами в $800 млн. Оценка проектного варианта проводилась в 2001 году. В начале нынешнего года эту цифру удалось сократить до $400 млн. Сейчас мы подходим к цифре $295–296 млн.
— За счет чего удалось серьезно сократить расходы?
— Учитывались разные позиции. Стоимость квадратного метра, нормативы, инфраструктура. Допустим, если часть населения пожелает выехать из Кежемского района в центральные районы, весь комплекс инфраструктуры, например, в Кодинске уже есть. Переселение будет производиться на основании опросов и анкетирования. Те, кто пожелают остаться в районе, получат там жилье, те, кто захочет уехать, уедут. И все это будет финансироваться из федерального бюджета. Других источников пока не определено. Хотя, возможно, появятся и они. Например, частные застройщики. — Как обстоит дело с экологической экспертизой строительства Богучанской ГЭС? В свое время много говорили, что введение в эксплуатацию Красноярской ГЭС крайне неблагоприятно сказалось на здоровье жителей краевого центра и вообще на экологической обстановке. Учитывается ли прошлый опыт сейчас? — Специально для этого губернатор края создал рабочую группу, которая занимается вопросами подачи на экспертизу представленных документов. Не так давно прошло совещание, посвященное этой проблеме, где мы выслушиваем и рассматриваем все мнения: это и оценка измененных условий, и накопленный опыт, и многое другое. Мы собираем мнения всех структур, которые имеют к этому отношение. Таких, как Енисейское бассейновое управление, Росприроднадзор и Ростехнадзор, словом, целой группы ведомств и структур. Только с учетом мнений и рецензий мы будем подавать документы на государственную экспертизу.
— Андрей Алексеевич, из моего личного опыта общения с жителями Кежемского района у меня сложилось впечатление, что большинство из них уезжать из района не хотят — боятся, что после переселения не смогут найти себе работу. При этом в районе существуют предприятия, которые спокойно смогли бы помочь трудоустройству нескольких сотен человек. Тот же ТТС, который сейчас не работает.
— Не соглашусь, что большинство жителей хотят остаться. По данным последнего анкетирования, уехать из района желают около 40% опрошенных. Кроме ТТС, в районе работают и развиваются два лесопильных завода: ООО «Кодок» и ООО «Бива». Параллельно строятся еще два лесопильных завода, есть предложения по развитию других деревообрабатывающих производств. Заготовка древесины с 2003 года выросла на 10%. Появились современные лесозаготовительные комплексы, развивается производство по строганию клееных изделий из древесины. То есть рабочие места есть и будут. Что касается ТТС, то тут сложная ситуация. Это действительно очень хорошая площадка, но она «растащена», если можно так выразиться, на три части. Одна по решению суда находится во владении Сбербанка, вторая — под конкурсным производством в Самарской области, и третья — у собственников, которые на сегодняшний день неэффективно управляют свои имущественным комплексом. Грубо говоря, у каждого «куска» — свои руководители, и нам очень тяжело договориться. Требования по цене очень большие, поэтому поиски покупателя затруднены. Но я уверен, что мы доведем до конца это дело.
— Вы можете обозначить структуры, которые проявляли интерес к ТТС?
— Абсолютно все, кто что-то представляет собой в лесном бизнесе Красноярского края, интересовались предприятием. Но есть претензии к предъявляемым условиями.
— Какова цена вопроса?
— Скажем так, владелец каждого «куска» выставляет нерыночную цену. Это затрудняет переговоры.
— В последнее время многие лесопромышленники, в том числе и из Кежемского района, выражают озабоченность нехваткой сырья. В чем причина?
— Такая проблема стоит не перед всеми лесопромышленниками и не является массовой. Я выделил бы предприятие «Бива», которое получило в этом году серьезный участок. Что касается остальных, то мы всегда говорили, что переработчик без лесосырьевой базы находится в уязвимом положении. Вот почему наши «гранды» — Новоенисейский ЛХК, Лесосибирский ЛДК-1 и Канский ЛДК — идут в заготовку. Это гарантированная поставка сырья. А если на рынке возникает дефицит, переработчик, у которого нет долгосрочного контракта, может остаться без сырья. Хотя это вопрос цены и, конечно, других факторов. Другое дело, что в виде пиловочника сырье, как правило, поставляется за рубеж. Хотя мы не сидим сложа руки. По итогам визита Германа Грефа в Красноярск в июле текущего года мы вышли с предложением повышения экспортных пошлин на круглый лес. Нас услышали. Планируется провести поэтапное повышение пошлин: первый этап — 1 января 2006 года, второй этап — 1 июля 2006 года. Разумеется, это благоприятно отразится на рыночной ситуации. Но я по-прежнему рекомендовал бы лесопереработчикам активнее выходить на лесные конкурсы.
— Но вернемся к проблеме переселения. Не случится ли так, что все проблемы решить в срок не удастся, и сложится ситуация, словно в фильме «Прощание с Матерой»?
— Такого, разумеется, не будет. Краевая администрация выступит гарантом. Для этого полномочия и были перераспределены Федерацией «на места». Администрации края виднее, как лучше сделать так, чтобы не создать социальной напряженности. Безусловно, к 2010 году, при условии того, что финансирование будет идти в согласованном объеме, все будут переселены. И к моменту пуска Богучанской ГЭС вопрос будет закрыт.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru