Без бутылки - не разберешься...

По данным Госкомстата, в минувшем году рост производства алкогольной продукции в стране составил более пяти процентов. И это несмотря на введение акцизных складов и введение достаточно жестких правил оптовой торговли. В число лидеров вошли такие известные заводы, как «Кристалл» (Москва), «Исток» (Республика Северная Осетия), «Веда» (Ленинградская область). Что же касается новосибирских производителей спиртного, то они, к сожалению, не входят даже в первую десятку лучших предприятий страны. Почему?..
Много чего из Сибири вывозят «по дешевке». Но кое-что - наверное, в качестве компенсации - по «дешевке» сюда и завозят. Ту же водку. В Новосибирской области, например, ее «запредельная» доля в прошлом году составила 64 процента. При этом привозной алкоголь зачастую не уступает по качеству местному и дешевле его.
Вроде бы, можно лишь порадоваться сему обстоятельству. Однако, поразмыслив на трезвую голову (пока не приложился к привозной «поллитре»), неожиданно приходишь к выводу, что дешевизна - не всегда благо, не всегда на пользу тому, кто за ней гонится. Достаточно пушкинского попа вспомнить. Какую выгодную сделку, казалось бы, батюшка с Балдой заключил, а вон как все обернулось...
Что же касается дешевой привозной водки, ее употребление новосибирцами оборачивается для областного бюджета довольно болезненными «щелчками». Ежегодно область теряет около 100 миллионов рублей от недополученных налогов, что в перерасчете на один литр алкогольной продукции составляет примерно 40 процентов от возможных доходов. Косвенные же потери от «дешевизны», куда входят недополученные налоги с зарплаты работников местных ликеро-водочных предприятий и другие налоги, в два раза выше.
Надо ли говорить, что эти ушедшие «на сторону» миллионы совсем не помешали бы городу и области? На выплату тех же зарплат учителям и медикам, на решение социальных вопросов.
... Поразмыслив таким образом и дав зарок «впредь пить только свое», все-таки не можешь отделаться от мысли, что и «нашим, местным, надо бы быть порасторопнее... патриотизм патриотизмом, но и рыночные законы никто не отменял... почему наши не могут делать дешевую водку?.. другим же как-то это удается...»
А действительно: как «другим» удается производить дешевую водку?
Среди самых популярных в Новосибирске привозных «поллитр» - продукция АО «Исток». Находится сей исток «огненной воды» в городе Беслан. Сам же город расположен довольно не близко от столицы Сибири - аж на Северном Кавказе.
Водка от «Истока», ничего не скажешь, качественная, нареканий на ее «вкус» со стороны покупателей нет. В новосибирских магазинах она продается по цене, сравнимой с ценами другой подобной продукции. Что отсюда следует?
В таких случаях говорят: без бутылки - не разобраться. И все-таки попробуем разобраться без нее... Но - с ней.
Себестоимость стандартной полулитровой бутылки водки в сибирском регионе составляет примерно десять рублей. На Северном Кавказе, конечно, поменьше (при прочих равных условиях там все-таки теплее и рабочая сила дешевле), где-то на пару рублей. Плюс акциз (рублей двадцать) и НДС. Получается в среднем чуть более 30 рублей. Далее надо бы приплюсовать накладные расходы и хотя бы приблизительно определить прибыль и самого предприятия, и оптовиков, но сделать это затруднительно - кто ж выдаст «коммерческую тайну»? Но одно ясно без расчетов: все, участвующие в цепочке производства и сбыта «Истока», в накладе не остаются. И при этом цена на продукцию АО «Исток» в новосибирских магазинах достаточно низкая (на уровне продукции местных производителей). Как будто эта водка здесь, в Новосибирске, производится...
Чем же объясняется столь низкая цена на «Исток»? Можно, конечно, предположить, что причиной тому - низкая (ниже себестоимости) закупочная цена, по которой оптовики приобретают эту продукцию. Но тогда придется предположить и то, что или кавказский производитель, или московские оптовики не платят свою половину акцизов... А на каком основании?
Еще одна причина, по которой «нашим» трудно конкурировать с «чужими», связана с завозом в Новосибирскую область нелегальной водки. Из Казахстана, к примеру, ее к нам везут в немереных количествах, поскольку отпускная ее цена там всего-то 22 рубля.
... Откуда только ни везут водку в Новосибирск! С Северного Кавказа, из Казахстана, Москвы, Подмосковья и Ленинградской области. А вот «наших» туда не пускают. Справедливости ради надо отметить, что в сибирских регионах власти осознают необходимость защиты местных производителей. И делают для этого немало. К примеру, администрация Новосибирской области активно поддерживает местных производителей, их инвестиционную активность, предоставляя инвестиционные кредиты и налоговые льготы, оказывает помощь в продвижении продукции за пределы области. Думается, есть резон властным структурам сибирских регионов объединить свои усилия по защите местных товаропроизводителей от экспансии аналогичной продукции из очень уж далеких от Сибири краев. Разумеется, осуществляя такую защиту только легитимными мерами, а так же кодирование алкоголизма на дому стоимость.

кодирование алкоголизма на дому стоимость
И еще одна винно-водочная проблема, тесно связанная с вышеназванной. Создается впечатление, что и с нею без бутылки не разберешься. Это стремительный рост по всему городу торговых точек, продающих «крепкие» напитки. Они во множестве плодятся под разными названиями, но суть одна - водочка. И возникает впечатление, что некто своей твердой рукой, как землепашец семена в землю, разбрасывает по столице Сибири все новые и новые винно-водочные точки. За примерами далеко ходить не надо. Площадь Калинина. До недавнего времени на ее «пятачке», «огненной водой» торговали в пяти(!) торговых точках. От двух маленьких забегаловок до спецмагазина «Крепость». Плюс еще два спецотдела на Заельцовском рынке в ста метрах от площади. Кстати, с легкой руки одного местного политика-острослова в городе гуляет фраза: Новосибирск превратился в неприступную крепость. Так вот, совсем недавно площадь имени всесоюзного старосты «украсилась» еще одним спецмагазином «Штофъ». Торгует зельем в «Штофе» круглосуточно, заметим, некое ООО «Сотка». «» писало об этом в прошлом номере. Именно «Сотка» вытеснила из удобного помещения недорогой продовольственный магазин, оставив в закутке лишь отдел «Кулинария». Надолго ли? Кстати, и в отделе «Кулинария» тоже торгуют спиртным. Но «Сотка» несет в массы просто изобилие. И к уже известным горожанам обольстительным названиям здесь добавился «Топаз» из подмосковного Пушкина. Около десятка видов этого самого подмосковного «Топаза» (возвращаем читателя к началу статьи).
Еще одна деталь. Многочисленные крепости, штофы и прочая, и прочая «ютятся» не где-нибудь, а в престижных помещениях, являющихся муниципальной собственностью. А пенсионеры и инвалиды на той же площади Калинина лазают по крутой лестнице в подземелье, где нашел приют недорогой специализированный магазин молочных продуктов. Значит так кому-то выгодно? Этот и еще много других вопросов возникает к власть предержащим в столице Сибири, когда внимательно вглядишься в частокол из спиртосодержащих бутылок, опоясавших город...
Отдел расследований «».
P. S. Наша газета еще вернется к поднятым в этом материале вопросам.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ