Как создается человеческий капитал

Какой бы профессией ни обладал человек, чтобы оставаться специалистом, он должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, совершенствовать мастерство
На НЗХК - Новосибирском заводе химконцентратов - эту истину никому втолковывать не надо. Еще во времена плановой экономики кадровый вопрос на предприятии был в числе приоритетных. С момента создания НЗХК - в 1948 году - сюда направлялись лучшие кадры, поскольку выпускаемая заводом продукция всегда находилась и находится ныне на острие научно-технического прогресса, была и остается продукцией наукоемкой.
На НЗХК обучение кадров происходит по заявкам цехов и подразделений, согласно действующему стандарту «Комплексная система управления качеством продукции», которым установлен единый порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала завода.
Ежегодно около 900 рабочих повышают квалификацию в учебном центре предприятия. Здесь проходят подготовку стропальщики, электромеханики по лифтам и лифтеры, машинисты кранов и машинисты компрессорных, холодильных и насосных установок. Кроме того, в заводском учебном центре обучаются водители электро- и автотележек. Есть учебные классы и непосредственно в цехах предприятия, где обучаются токари, фрезеровщики, электромонтеры, газоэлектросварщики. Кроме того, на базе одного из цехов работает заводской компьютерный класс, где работники предприятия обучаются на различных курсах автоматизации инженерного труда на персональных ЭВМ.
Одно из направлений работы с кадрами, которому на НЗХК придают большое значение, связано с организацией производственной практики учащихся и студентов базовых учебных заведений - профессионального училища № 62 и Сибирского политехнического колледжа. Ежегодно в цехах и подразделениях предприятия практику проходят свыше 400 человек. Таким образом сохраняется преемственность и дальнейшее развитие взаимосвязи производства и базовых учебных заведений, что особенно важно в нынешние непростые времена, когда профессии, связанные с непосредственным производительным трудом, не очень-то популярны у молодежи.
На предприятии сложилась хорошая традиция: каждый год проводить конкурсы профессионального мастерства. Может показаться, что подобная форма работы с кадрами архаична, изжила себя в рыночных условиях. Однако на НЗХК придерживаются иного мнения, считая такие конкурсы неотъемлемой частью кадровой политики.
- Уверен, что проведение конкурсов профессионального мастерства не только не устарело, но будет практиковаться до тех пор, пока существует само промышленное производство, - сказал первый заместитель генерального директора, директор по производству Игорь Геннадьевич Чапаев. - Скажем, на нашем предприятии специалисты разных подразделений хотя и имеют одну профессию, выполняют зачастую объем работы, который не включает всего, что требуется по этой профессии. И конкурс, с одной стороны, является хорошей тренировкой, возможностью «повторить», «вспомнить» то, чему человек обучался, что он умеет делать, а с другой стороны, конкурс позволяет работнику научиться чему-то новому, повысить свое мастерство. Ведь на конкурсах задания универсальны, едины для всех представителей данной профессии, независимо от того, выполняют ли участники аналогичную заданию работу в своих цехах или не выполняют. Поскольку конкурс состоит из двух частей - теоретической и практической - участникам приходится загодя «освежать» некогда полученные знания. Более того, техническая документация, технические нормативы меняются со временем и это учитывается в конкурсных билетах, они не одни и те же из года в год. Поэтому те, кто участвует в соревновании, должны при подготовке эти изменения учитывать, осваивать новые знания. Что ценно уже само по себе, независимо от того, какое место в итоге займет работник в конкурсе.
Первые конкурсы профессионального мастерства были проведены на НЗХК еще в 1965 году. Впоследствии работники завода неоднократно участвовали в аналогичных районных, городских и отраслевых соревнованиях, регулярно занимая призовые места. Затем, когда заводчанам пришлось в труднейших условиях экономического кризиса начала 90-х годов прошлого века перестраивать предприятие на рыночный лад, конкурсы несколько лет не проводились. С 1998 года соревнования лучших рабочих на ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» были возобновлены и проводятся с тех пор ежегодно. Очередной такой общезаводской конкурс на НЗХК прошел совсем недавно - 22 ноября.
На первом (цеховом) этапе конкурса участвовало более 300 человек. В финал же соревнования - второй этап - пробился лишь каждый третий.
Вообще-то желающих померяться с коллегами силами, показать свое профессиональное мастерство было намного больше. Однако из-за ограниченности на предприятии однотипных рабочих мест организаторам пришлось сократить количество участников как на первом, так и на втором этапах соревнования.
Конкурсные задания включали в себя теоретические вопросы и практическое задание, которое участникам надлежало выполнить качественно и за минимальное время. Задания были подготовлены квалифицированным жюри конкурсов, которое возглавляли начальники профильных цехов (М. Молчанов, И. Белоконь, С. Буряк, О. Дубровин, С. Быковский).
Особенность конкурсов профессионального мастерства, проводимых на НЗХК, заключается в том, что наряду с опытными рабочими в них участвуют и учащиеся базовых учебных заведений. Причем конкурсные задания они выполняют те же самые, что и кадровые рабочие. Цель подобного «выравнивания стартовых возможностей» - выявление лучших молодых рабочих, поиск «самородков», достойной смены рабочей элите.
- Именно конкурс дает увязку теоретического материала с практикой, - отметил директор ПУ-62 Петр Михайлович Пешняк. - Кроме того, участвуя в таких конкурсах, ребята как бы загодя знакомятся и с коллективом, в котором им в будущем предстоит работать, и со своим рабочим местом. И когда впоследствии, после окончания училища, они придут на завод, они придут в знакомый, родной дом.
Так осуществляется на НЗХК преемственность поколений, преемственность трудовых традиций и мастерства.



Александр АЛЕКСАНДРОВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ