- 1024px
- 1280px
Они - просто особенные
Ольга Борисовна Гудожникова, специальный психолог швейного ПУ №12:
- В этом году мы впервые набрали группу слабослышащих и глухих детей. До этого, с 1985 года, мы уже занимались профессиональной подготовкой «особых» детей, но это были дети, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии. Никакого опыта в работе со слабослышащими у нас не было, поэтому в первую очередь нас волновала соответствующая профессиональная подготовка педагогов, изучение новых методик.
К нам пришли дети из 15-й специальной школы-интерната. Сначала мы провели психологическую диагностику подростков и только после этого приступили к их профессиональной подготовке. Сегодня уже можно уверенно сказать: практическая работа идет у них хорошо. Можно отметить, что ребятишки неплохо адаптировались в среде других учащихся, принимают активное участие в общественных мероприятиях.
- Как на практике проходит обучение слабослышащих и глухих детей?
- Рядом с преподавателем работает сурдопедагог, ребята пишут контрольные работы, письменно отвечают на вопросы. Кроме этого, мы используем много наглядных материалов, с помощью которых ребята могут внимательно изучить конкретный способ обработки той или иной детали изделия. Важно заметить, что некоторые наши мастера, которые не имеют специального образования и до этого никогда не работали со слабослышащими и глухими детьми, начали овладевать способом общения с ними, используя жестовую речь.
Татьяна Владимировна Сорочинская, директор филиала МГОПУ в г. Томске:
- Опыт 12-го училища доказывает, что слабослышащие или глухие дети должны иметь реальную возможность получать профессиональное образование наравне с другими детьми. Просто у них есть некоторые ограничения в возможностях. В училище они смогли познакомиться с другими детьми, увидели жизнь с новой стороны. Когда же они узнали, что в Новосибирске есть техникум и институт для инвалидов, это еще больше подняло их интерес к учебе, к жизни, разбудило в них желание выйти в большой мир. Мне кажется, что мы не должны отделять их от нашего мира, наоборот, должны жить рядом с ними и вместе с ними.
Говоря о том, какими специалисты видят будущее своих выпускников, директор института социальной реабилитации при Новосибирском государственном технологическом университете, кандидат технических наук, профессор Геннадий Сергеевич Птушкин заметил:
- Многое, конечно, зависит от самих учащихся, но одна из наших трудностей состоит в их качественной подготовке. Для этого необходимы грамотные специалисты. Вообще образование «особых» детей я бы разделил на две сферы: собственно образование детей и подготовка грамотных специалистов для них. Что касается первого, то в Томске, как я знаю, попытки интегрировать «особых» детей в обычную среду делаются уже с дошкольного возраста и далее по всем образовательным ступеням. И подготовка грамотных специалистов идет здесь же, на месте, в филиале МГОПУ. Это важно, потому что за Уралом таких специалистов практически не готовят. Мы со своей стороны хотим тесно сотрудничать с филиалом МГОПУ -специалисты нам очень нужны. В своем центре мы имеем структуру, позволяющую оказывать помощь детям в социальном, медицинском и психологическом плане, начиная со среднего образования и заканчивая высшим. Думаю, что такие структуры необходимы в каждом учебном учреждении для «особых» детей. И специалистов мы должны готовить в своем, Сибирском регионе.
- Есть ли данные, какой процент людей с ограниченными возможностями получает в России высшее образование?
- По российским законам инвалид имеет право поступать в любой вуз страны. На практике количество ребят, имеющих проблемы со здоровьем и поступающих в вузы, лимитируется. Это связано с тем, что в вузах не существует специальных условий для таких людей. Образование нашего студента обходится государству в пять раз дороже, чем обычного, однако содержание неработающего инвалида обходится в 50 раз дороже, чем работающего. Так что проблема создания условий для полноценного обучения наших студентов должна решаться на государственном уровне. Мы в центре такие условия своим учащимся создаем. Сегодня в мире разработано немало передовых технологий, которые используются и у нас, в тех вузах, которые работают с детьми-инвалидами.
Как считает директор филиала МГОПУ в Томске Татьяна Сорочинская, проблема в образовании «особых» детей заключается в том, что наша наука направлена на коррекцию отклонений у дошкольников и младших школьников. Что же касается подростков и старших детей, то теоретических наработок в работе с ними практически нет. Все основывается на практике. В России сегодня существует только четыре вуза, которые работают с инвалидами. Два из них в Санкт-Петербурге и Москве, один в Новосибирске и один в Красноярске. В них получают высшее образование инвалиды с нарушением слуха, страдающие детским церебральным параличом и дети со сколиозами.
Тот опыт, который имеется, к примеру, в центре Геннадия Сергеевича Птушкина, должен быть научно обобщен. Главное в подходе к работе с «особыми» детьми - это идти не только по пути изучения их недостатков, а искать достоинства и преимущества, с помощью которых они могут расширить свои возможности в познании мира, компенсировать недостатки в развитии.
Как рассказала заведующая детским садом № 76 г. Томска Людмила Викторовна Диденко, недавно они начали практиковать интеграцию в обычные группы слабослышащих детей. По их мнению, это развивает в остальных ребятишках чувство сопереживания. А слабослышащим детям помогает войти в обычный мир в раннем возрасте.
В ходе этого «круглого стола» обсуждались и многие другие проблемы. Главный же его итог состоит в том, что работу с «особыми» детьми нужно не только совершенствовать в научно-практическом плане, но и всеми возможными средствами, на конкретных примерах доказать обществу, что такие дети не являются его изгоями, они могут и хотят сделать многое, нужно им в этом только помочь. Уже сегодня при поддержке специалистов Томского филиала МГОПУ удается создать модель в образовании детей с проблемами в развитии: дошкольное учреждение, школа, профессиональное училище, возможность получения полного среднего и высшего образования на базе Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Сегодня педиатры России отмечают, что восемь из десяти новорожденных имеют различную патологию в развитии. Возможность дать этим детям дорогу в полноценную жизнь становится актуальной проблемой и для государства и для здоровых граждан.
Дополнительную информацию о филиале МГОПУ можно получить по телефонам в Томске (8-382-2) 410-543, в Новосибирске (8-383-2) 198-000, в Кемерове (8-384-2) 612-582.
Лицензия МО РФ № 16Г393 от 10 июня 1999 года
Юлия СТУДЕННИКОВА ,«»