Борис Михайлович Абрамович - генеральный директор российской авиакомпании «КрасЭйр» - в авиационных кругах имеет устойчивый имидж опытного игрока на бизнес-поле авиаперевозок. Именно с его именем связывают стремительное развитие авиакомпании «КрасЭйр», которая сегодня по многим важным показателям входит в пятерку крупнейших российских авиакомпаний Борис Абрамович - гость редакции Летайте веером - Четыре года назад «КрасЭйр» не входила в число динамично развивающихся компаний России. Мало того, мы были свидетелями нестабильности в работе и социальной напряженности в коллективе. Однако на сегодняшний день мы видим совершенно иную картину. Каким образом вам удалось вывести компанию в лидеры? В чем секрет столь стремительного роста «КрасЭйр»? - Да, конечно, перечисленные проблемы существовали в авиакомпании. И поэтому необходимо было предпринимать какие-то неординарные действия для стабилизации работы. В первую очередь началась кропотливая работа по подбору профессионального персонала. За это время мы создали новые службы, которые отвечают современным рыночным условиям, изучают ситуацию на рынке авиаперевозок и являются путеводителем в сложных экономических условиях. Необходимо было вводить новое, экспериментировать, чтобы мы выгодно отличались от других авиакомпаний, с которыми нам и по сей день приходится конкурировать. - Конкуренция на российском рынке авиаперевозок становится все жестче. Какие шаги предпринимает «КрасЭйр», чтобы противостоять конкурентам? - Еще не так давно для большинства потребителей в первую очередь были важны цена билета и отчасти время отправления, сейчас же люди все больше внимания обращают на имя компании-перевозчика - ведь от того, какая компания организует рейс, во многом зависит точность соблюдения графика, бортовой сервис, безопасность полета. Конечно, в ряде регионов, где на коротких перелетах специализируются 1-2 перевозчика, конкуренция не так сильна, как на загруженных маршрутах, соединяющих крупные города или на основных международных направлениях, где работают и зарубежные компании. Однако в целом очевидно - конкуренция обостряется, и компании, особенно средние и крупные, ведут борьбу за своего потребителя. Что касается методов и средств этой борьбы, то они могут быть самыми разнообразными - все зависит от финансовых возможностей компании, от совершенства ее менеджмента и силы маркетинговых подразделений. В этой работе не должно быть штампов - здесь нужен постоянный творческий процесс. Основные действия компаний, это, кстати, относится и к нам, в первую очередь касаются обновления парка, повышения уровня сервиса, удобства расписания, географии полетов, новых решений в тарифной политике. - Борис Михайлович, расскажите нашим читателям поподробнее, что такое «веерное» расписание, которое вы предложили своим пассажирам летом 2001 года? - В 2001 году мы действительно пошли на новый для нашего рынка шаг - внедрение «веерной» схемы организации полетов с транзитным центром в Красноярске. Суть «веерной» технологии, освоенной компанией в прошлом сезоне, заключается в том, что пассажиропотоки с Дальнего Востока, Севера и Камчатки стягиваются в Красноярск, где формируются новые рейсы для продолжения полета в южные и западные регионы России и СНГ. Благодаря широким возможностям подбора оптимального варианта продолжения рейса жители восточных регионов России впервые получили такую разветвленную сеть маршрутов. Подобная организация обеспечивает существенную экономию времени пассажиров. Это достигается, с одной стороны, за счет уменьшения продолжительности полета, по сравнению с маршрутом через Москву, а с другой - за счет сокращения времени, затрачиваемого на пересадку (зачастую пересадки в Москве, до сих пор являвшейся непременным пунктом стыковок большинства рейсов, были сопряжены с переездом из одного аэропорта в другой). Благодаря четкой организации стыковок время пребывания транзитных пассажиров в аэропорту Красноярска составляет не более полутора часов, при этом в аэропорту для них оборудован новый трансферный зал. Внедрение «веерного» расписания позволило существенно расширить маршрутную сеть, сократить время пребывания пассажиров в пути, оптимизировать собственные издержки и как следствие - добиться снижения тарифов. - Вы привлекаете другие компании к реализации этой программы? - В сезоне «Лето-2002» мы пригласили для полетов через Красноярск большое число авиакомпаний. Выгода от такого сотрудничества очевидна: укрепляя построенную нами схему с участием перевозчиков-партнеров, мы повышаем и свою устойчивость, уходим от бессмысленной конкуренции, развиваем аэропорт. - Участившиеся аварийные ситуации изменили ваше отношение к российским самолетам? Какие машины предпочитаете использовать вы? - В целом - не изменилось. Конечно, у нас чаще стали интересоваться, на каком именно самолете будет осуществлен рейс, но массового отказа от билетов, снижения пассажиропотока - всего этого не наблюдается. Естественно, каждая трагедия - это удар по всем нам, по всему российскому авиабизнесу, однако делать выводы об уровне надежности наших самолетов, исходя из подобных случаев, нельзя. Парк самолетов авиакомпании «КрасЭйр» состоит из отечественных самолетов. Российские самолеты вполне конкурентоспособны по отношению к западным аналогам. Пример - семейство самолетов «Ту-204», которые соответствуют современным международным стандартам. - Какие ваши решения - как стандартные, так и нестандартные - позволили вашей компании усилить свои позиции на рынке авиауслуг? - Стандартные решения - о них говорить неинтересно, каждый старается улучшить те позиции, которые на данный момент компания имеет, увеличить доходность, улучшить качество, снизить себестоимость, насколько это возможно в рамках существующей производственной программы. На данном этапе, когда происходит передел рынка, когда компании борются за лидирующие позиции, большую роль играют нестандартные решения. Наша авиакомпания не раз предпринимала такие шаги. В частности, наше принципиально новое позиционирование на рынке - узловое расписание, пока только России и СНГ, но мы надеемся на развитие этого опыта и на зарубежных направлениях. Салон в мире салонов - Действительно ли авиакомпания «КрасЭйр» выступила инициатором проведения в Красноярске Авиакосмического салона? - Да, этот проект поддержала администрация Красноярского края. Салон получил статус официального мероприятия, а также одобрение и поддержку представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, российского Аэрокосмического агентства Государственной службы гражданской авиации России. - Планируется ли проведение салона в этом году и что на нем будет представлено? - Салон планируется провести в декабре 2002 года. Во время работы салона будут демонстрироваться достижения авиационной и космической техники: бортовое и наземное оборудование, адаптированное к специфическим условиям Сибири и Крайнего Севера, приполярных районов, в условиях низких температур и удаленности от промышленно развитых центров. Также будет представлено специальное оборудование и радионавигационная техника, предназначенная для выполнения полетов по новым кроссполярным трассам, соединившим Северную Америку и Юго-Восточную Азию. Одной из важных тем Второго сибирского авиасалона станет проблема развития аэропортов. Мы ставим перед собой задачу предоставить возможность производителям аэропортового оборудования и специальной техники провести конструктивные переговоры с потенциальными потребителями - руководителями аэропортов, а также совместно обсудить проблемы развития аэропортового хозяйства. На САКС-2002 приедут руководители многих аэропортов России и зарубежья, одновременно приглашены компании, специализирующиеся на производстве аэродромного оборудования, реконструкции аэродромных покрытий и другие. - Почему для проведения Первого аэрокосмического салона был выбран именно Красноярск? - Место и время проведения салона выбрано не случайно: демонстрация технологических достижений зимой в довольно специфических географических и погодных сибирских условиях позволит представить сильные стороны авиационной техники бортового и наземного оборудования именно в той обстановке, в которой они будут реально эксплуатироваться. Сибирский авиасалон призван привлечь внимание к развитию авиационной инфраструктуры нашего региона, показать перспективы их развития, создать благоприятные условия для заключения взаимовыгодных контрактов и привлечения инвестиций. Берем только лучшее - На самолетах каких авиакомпаний вам приходилось летать? Какие новые для себя моменты вы там увидели? - Я летал на самолетах многих европейских авиакомпаний: английских, французских, юго-восточной Азии: Всегда подкупает технология работы бортпроводников, внутренний интерьер и отношение к пассажиру. Это самое главное, потому что даже на самолетах меньшей комфортности при хорошей работе бортпроводников, при понимании и соответствующем отношении складывается положительное впечатление. Насколько нам удается реализовать все это в авиакомпании «КрасЭйр» - судить нашим пассажирам. Мы стараемся брать только лучшее. - Курите ли вы и как относитесь к курильщикам в самолете? - Я не курю уже семь лет, хотя до этого очень долго курил. Думаю, что в ближайшее время мы будем принимать решение о запрете курения на борту ВС. Сейчас мы разрешаем курить пассажирам первого класса, но лично я думаю, что это излишне - не настолько изолированы салоны первого и экономического класса друг от друга, чтобы некурящие пассажиры не испытывали дискомфорта. - Сколько часов в день вы проводите на работе и как отдыхаете? - Много приходится работать - больше даже в вечернее время. Как отдыхаю? По-разному: Большую разрядку дает спорт - горные лыжи и теннис, предыдущий президент занимался теннисом, нынешний - лыжами, берем лучшее (шутка). - Каким вы видите будущее российских авиакомпаний? Какую планку вы хотели бы взять в этом бизнесе? - Авиационный бизнес в России должен прийти (общими усилиями государства и перевозчиков) к определенному состоянию, которое позволило бы построить нормальную систему воздушных сообщений, чтобы она была оптимальна и по ценовым характеристикам, и по географии полетов. Трудно заглядывать в будущее, очерчивать планку на сегодня - это значит, в чем-то себя ограничивать, надо ставить себе новые, на сегодняшний взгляд, возможно, нереальные задачи, и тогда будущее наступит гораздо раньше. Интервью с Борисом Абрамовичем закончилось, но разговор продолжался и часто выходил за рамки авиационной темы, что позволило нам значительно расширить наши представления о генеральном директоре авиакомпании «КрасЭйр». Он оказался открытым и интересным собеседником, с чувством юмора и современными взглядами. Борис Абрамович начинал инженером гражданской авиации и вырос до генерального директора авиакомпании «КрасЭйр», которую возглавил в 1998 году. Авиакомпания на тот момент несла огромные убытки, и, по словам Бориса Абрамовича: «Имелась достаточно реальная угроза, что она будет поглощена более сильным конкурентом». Борис Абрамович принял быстрые и непопулярные меры: решительные сокращения расходов компании и штата персонала на 16%. И, по мнению генерального директора «КрасЭйр», «результаты показывают, что мы выбрали правильную стратегию». Борис Абрамович стал лауреатом VIII Всероссийского конкурса «Карьера-2001» - 1000 самых профессиональных менеджеров. Согласно составленному рейтингу Борис Абрамович в номинации «управленцы в отраслях» входит в тысячу лучших. Генеральный директор авиакомпании «КрасЭйр» набрал 2191 балл и в разделе «транспорт» оказался первым. На сегодняшний день «КрасЭйр», согласно официальному рейтингу Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта России, входит в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России. Авиакомпания «КрасЭйр» также является неоднократным лауреатом премии «Крылья России» в номинации «Авиакомпания года - регулярный перевозчик на внутренних воздушных линиях». Источник: Креативное обозрение на idea.ru