Уголь - это наша надежда:

Интервью с начальником Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Западно-Сибирской железной дороги И. А. Сарычевым
- В связи с сокращением в январе-апреле добычи угля в Кузбассе перед регионом встали серьезные проблемы, которые, наверное, самым прямым образом сказываются на загруженности Западно-Сибирской железной дороги:
- В целом погрузка угля на Западно-Сибирской за шесть месяцев составила более 69 миллионов тонн, что почти на 1,1% больше утвержденного плана. По сравнению с тем же периодом прошлого года она увеличилась на один процент, тогда как по сети в целом погрузка угля упала на 10,7 процента. По сравнению с прошлым годом, увеличилась и погрузка экспортного угля - на 25,2 процента. А вот по внутрироссийским перевозкам, по сравнению с прошлым годом, погрузка была меньше. За шесть месяцев нынешнего года она составила только 94,7 процента от прошлогоднего уровня.
- Игорь Анатольевич, как же Западно-Сибирской дороге при таком раскладе удалось не только справиться с полугодовым планом по перевозкам угля, но и перевыполнить его?!
- Ответ на ваш вопрос - в специфике кузнецких углей. Дело в том, что добываемый в Кузбассе уголь идет не только для электростанций российской энергосистемы и в ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство). Кузнецкий уголь используется и в металлургии, часть его марок экспортируется. За последнее время на металлургию произошло пусть и незначительное, но увеличение объемов перевозок. При этом надо учитывать, что перевозки угля для металлургических комбинатов - это ведь двойная погрузка для дороги. Сначала мы грузим уголь на обогащение, затем, с обогащения, снова грузим и везем на комбинаты. Во-вторых, у нас сильно увеличился экспорт угля. Только к прошлому году прирост составил 25 процентов. Когда мы объединились в 1997 году с Кемеровской дорогой, доля экспортного угля составляла всего 8-9 процентов. Теперь же - 28 процентов.
Вот за счет этих двух составляющих - коксующихся углей и углей на экспорт - дороге и удалось выполнить полугодовой план по угольным перевозкам.
- И все-таки, думается, подобное положение вещей магистраль не устраивает. Ведь перевозка энергетических углей составляет значительную часть работы дороги. И, стало быть, снижение объемов этой работы негативно сказывается на благополучии железнодорожников:
- Разумеется. И поэтому мы не сидим сложа руки, пытаемся воздействовать на ситуацию. К примеру, на недавнем совещании в Кемерове, где было подписано соглашение об обеспечении устойчивого снабжения в осенне-зимний период 2002-2003 годов предприятий и населения региона топливно-энергетическими ресурсами, мы настраивали всех на то, что надо уже сейчас вплотную заниматься заготовкой угля, что в противном случае осенью опять могут возникнуть проблемы, ненормальный, ажиотажный спрос: И, надо отметить, совещание это, не без нашего влияния, принесло определенную пользу: в июле заявок на перевозку энергетических углей было больше, чем в прошлом году. Надеемся, что процесс некоторого оживления поставок в июле продолжится и в августе... Недавно мы направили на имя А. Чубайса письмо, в котором уведомили его, что пошли навстречу просьбе РАО «ЕЭС России» и переключили все перевозки на энергосистемы с расчетом на станцию назначения. Это одна из наших мер, призванная помочь угольщикам. Теперь при отправлении угля грузоотправителю не надо платить тариф. Он просто загружает вагоны и отправляет их по заявкам. А мы рассчитываемся с энергосистемами за электроэнергию, взаимно имея в активе тарифы.
Еще один момент, который хотелось бы затронуть, это наша тарифная политика. Сейчас произошло повышение тарифов в целом по сети железных дорог на 6,8 процента. Но по углю, если брать в целом, за счет дальних перевозок, где введен понижающий коэффициент, произошло реальное снижение тарифной нагрузки на угледобывающие предприятия: То есть, если и происходит увеличение цен на электроэнергию, тепло - нашей вины в этом нет. Это увеличение происходит за счет каких-то других составляющих себестоимости продукции энергетиков.
У нас же есть прямая заинтересованность в том, чтобы объемы перевозок угля не снижались. Потому что в противном случае, если меньше будет работы, придется сокращать контингент... А мы этого не хотим. Наша задача - сохранить рабочие места, сохранить кадры. Уголь - это 70 процентов погрузки Западно-Сибирской дороги. Это наша надежда. Поэтому мы изыскиваем малейшие возможности для того, чтобы объемы перевозки угля не сокращались, а, наоборот, росли.
- То есть, можно сказать, что к дороге не может быть претензий за то положение, в котором оказались угольщики?
- 25 июля мы очередной раз встречались в администрации Кемеровской области с руководителями угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. И я хочу сказать, что со стороны угольщиков каких-то принципиальных претензий к железной дороге мы не услышали: Зато у нас к ним претензии были. К сожалению, очень слабо развивается внутренняя инфраструктура угольной отрасли: Железнодорожные подъездные пути содержатся не в надлежащем порядке, время простоя вагонов зачастую выше всяких разумных норм: Вот сейчас, к примеру, летом, все погрузо-разгрузочные операции должны и могут делаться быстрее, чем зимой. И, казалось бы, простои вагонов должны снижаться: А они растут, увеличиваются по сравнению с прошлым годом. Немножко объемы добычи угля увеличиваются, и сразу не справляются шахтеры со своими обязанностями по отношению к железной дороге. Массовые работы там у себя на путях ведут, сокращают количество локомотивов, которые обслуживают шахты и разрезы: Все это ведет к замедлению оборота вагонов, а наш резерв - в более интенсивном их использовании. Поэтому в этой части, предоставления вагонов под погрузку, претензии к железной дороге были бы со стороны угольщиков некорректными:
В заключение хочу сказать следующее. Перевозка энергетических углей в весенне-летний период всегда конечно же будет меньшей, чем осенняя. Но весенне-летний завоз не должен быть ПРОВАЛЬНЫМ. Вот к чему надо стремиться всем участникам, всем субъектам рынка. Нельзя вольготно использовать подвижной состав летом, и сверхнапряженно - осенью. Поскольку работа энергосистемы - процесс непрерывный, он должен быть стабильным, без рывков. А получается пока: Сами видите, как.
Надеемся, что в августе ситуация все же изменится. Август - месяц, когда мы можем относительно легко перевезти угля значительно больше, чем возим сейчас.
Беседовал Александр АЛЕКСАНДРОВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ