Угольная отрасль: двадцать лет спустя...

О перспективах развития угольной отрасли рассказывает заведующий сектором ТЭК Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, кандидат экономических наук В. Н. Чурашев
- Виктор Николаевич, говорят, что при нынешнем уровне потребления угля в России только разведанных его запасов хватит на полтыщи лет: Стало быть, угольная отрасль имеет неплохие перспективы?..
- Действительно, расчеты показывают, что угля в России хватит примерно на этот срок. Что же касается перспектив: Все зависит от того, как мы будем развивать угольную промышленность.
- А что говорит по этому поводу наука? Каков прогноз?
- К 2020 году добыча угля в России составит 385-460 млн тонн, а к 2030 году достигнет 503-555 миллионов.
- А какой регион будет доминировать? Другими словами, где добыча угля будет наибольшей?
- В Сибирском федеральном округе. Здесь добыча составит от 75 до 80 процентов общероссийской. Основным производителем угля в России останется Кузбасс, несмотря на снижение его доли в общем объеме добычи с 48 процентов в 2001 году до 39-41 процента в 2020-м и до 36-37 процентов в 2030 году. По добыче же коксующихся углей его удельный вес будет составлять 65-80 процентов. Наибольшими темпами будет идти развитие Канско-Ачинского бассейна, который по объемам добычи вплотную приблизится к Кузнецкому бассейну.
- А как повысить конкурентоспособность нашего угля?
- Если говорить об экспорте, то ключевым фактором на ближайшую перспективу является производительность российских портов. Общая мощность портов составляет сегодня около 38 миллионов тонн в год. Дальнейший рост объемов экспорта напрямую связан с развитием и модернизацией портовых мощностей и использованием судов, обладающих большой грузоподъемностью.
Что же касается внутреннего рынка: В настоящее время среднее расстояние перевозки угля в России составляет около 1300 километров, а кузнецкого - 1700 км. В этой связи роль государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки угля приобретает особо важное значение. При нынешних тарифах на перевозку транспортные затраты составляют менее 30 процентов от общих издержек угледобывающей промышленности, тогда как в 1993 году они составляли 45 процентов. В последние годы железнодорожники не могут организовать даже текущее финансирование, так как государство установило тарифы на перевозку пассажиров, которые не компенсируют издержки. Была изыскана лишь половина от 20 миллиардов долларов, необходимых в 2001-2005 годах для поддержания стремительно изнашивающихся мощностей МПС. Государственные дотации не в состоянии покрыть эти расходы.
- Давайте теперь поговорим об инвестициях. Каковы перспективы их массированного привлечения в угольную отрасль?
- Реализация намеченной стратегии развития угольной промышленности России потребует 27-33 миллиардов долларов до 2030 года. При этом примерно четверть суммы должна быть направлена на техническое перевооружение отрасли. Следует отметить, что речь идет о собственно угольной отрасли, без включения транспортной инфраструктуры, энергетического и металлургического секторов. Сопоставление достигнутых и потребных инвестиций в обновление и развитие угольной промышленности показывает, что их среднегодовой объем должен возрасти более чем в два раза. Где взять такие средства, на какие источники финансирования можно рассчитывать?
Правительство, ссылаясь на напряженность федерального бюджета, с 1996 года осуществляет лишь бюджетное кредитование инвестиционных проектов. Минэнерго разработало федеральную целевую программу, в соответствии с которой установлен принцип приоритетности при реализации проектов в покрытии дефицита топлива в региональном разрезе. На основании этого Минфином в 2001 году были выделены бюджетные кредиты на инвестиционные проекты в отрасли в сумме 1,2 млрд рублей, и приоритет был отдан Забайкальскому и Дальневосточному регионам. С 2001 года реализуется новое направление государственной поддержки угольной промышленности - субсидирование процентных ставок по привлеченным банковским кредитам общей суммой 260 млн рублей или четыре процента от выделенных средств государственной поддержки: Таким образом, общий объем государственного финансирования невелик. Вызывает сомнение и способность угольной промышленности привлечь частные инвестиции для разработки новых месторождений с использованием современных технологий...
- Получается, куда ни кинь, а без государственного регулирования в угольной промышленности опять не обойтись?..
- Но ведь факт, что многие проблемы проистекают исключительно из-за кризиса в управлении отраслью. Принятая в ней схема разгосударствления собственности и формирования акционерных обществ по добыче угля с большим числом собственников обострила противоречия между правами собственников и их ответственностью. Новые собственники угольных предприятий вкладывают средства только на текущие производственные нужды, стремясь к сиюминутной прибыли, хищническим способом отрабатываются наиболее благоприятные по горно-геологическим условиям запасы. При этом за два-три года приводятся в негодность шахтные поля: Пользуясь существующей готовой инфраструктурой, мелкие шахты не вкладывают средства в ее развитие. Нарушается технологический порядок последующей отработки остающихся на шахтном поле запасов. В результате возрастает вероятность возникновения крупных катастроф...
- И как же, на ваш взгляд, можно поправить ситуацию?
- Роль государственного управления угольной промышленностью может быть повышена за счет создания региональных структур на базе имеющихся в угледобывающих регионах департаментов угольной промышленности при преобразовании их в орган государственного и регионального управления с делегированием им государством и собственниками угольных компаний и предприятий соответствующих прав и ответственности. Одновременно необходимо создать эффективную отраслевую структуру, которая осуществляла бы руководство технической политикой в отрасли и могла бы представлять интересы угольных компаний в федеральных органах законодательной и исполнительной власти.
Беседовал Александр АЛЕКСАНДРОВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ