Правила игры диктует рынок

Казалось бы, что Кожевниковский район Томской области вполне может числиться в числе самых богатых муниципальных образований. И первое, чем он выгодно отличается от остальных, - своей разветвленной сетью асфальтовых автодорог. И от областного центра, по отличной трассе, - всего в 100 километрах. Значит, скажет досужий читатель, жаловаться не на что: молоко, мясо, птицу, яйца, словом, все что производят на селе, можно легко и быстро увезти на переработку, продать на городских рынках. Все ж таки, наверное, полегче живется и работается, чем в других отдаленных районах. Однако это только на первый взгляд все более или менее гладко. Сложностей и проблем хватает с лихвой. Добро бы еще только от самих селян, от местного руководства все зависело. Так ведь нет, великая российская экономическая и законодательная путаница иногда просто связывает руки, отбивая всякую охотку к работе и надежды на лучшую долю. Впрочем, чем славен сибирский крестьянин, так это мужеством и упорством...
- Да, Кожевниково - чисто сельскохозяйственный район, - подтверждает глава администрации Александр Емельянов. - Его доля в общеобластном производстве зерна составляет процентов 27. И мы, пожалуй, основные поставщики зерна продовольственного. Есть огромные залежи торфа, природа богатая. Но проблемы действительно те же, что и в Новосибирской области, и в Алтайском крае. И самая главная, похоже, что не нуждается наше государство в том, чтобы богатело село, больше производило хлеба, мяса, молока.
Это за рубежом, крестьянина-фермера не просто уважают, но всячески поддерживают, помогают развиваться. В России же, несмотря на многочисленные правительственные документы и программы, конкретной, конструктивной помощи от государства село не видит. Хотя в центре все отлично понимают, не вырастим у себя и не соберем урожай - повезем втридорога из-за границы. То же самое, по хорошо известным ножкам Буша, происходит и с мясом птицы. Неуклонно падает производство молока и мяса . А происходит это, по мнению Александра Михайловича, по весьма простым, но экономически парадоксальным причинам.
- Цены у естественных монополий на энергоносители - на электричество, на нефть, бензин и прочее неуклонно и почти бесконтрольно растут, - поясняет он. - А нас принуждают продавать сельхозпродукцию по-прежнему по такой стоимости, при которой ни о какой рентабельности производства говорить не приходится. Например, в январе 2000 года литр молока стоил 4,5 рубля. И в январе 2002-го почти ничего не изменилось. А летом и того меньше. Хотя затраты, как я уже сказал, благодаря тем же выросшим энерготарифам, ценам на технику и запасные части кратно выросли. И окупить их при существующем диспаритете цен невозможно.
Конечно, на областном уровне идет поиск выхода из этой и других ситуаций. Например, чего греха таить, не только ценовая проблема стоит перед селянами. Зачастую их продукция не выдерживает никакой конкуренции с зарубежной по качеству и себестоимости. И этому вопросу, кстати, было посвящено недавнее заседание «Клуба деловых людей» под руководством губернатора Томской области Виктора Кресса.
И все же, по мнению Емельянова, если нет возможности обуздать монополистов от энергетики, то хорошо бы найти законодательную управу на перерабатывающие предприятия. Они сегодня тоже, пользуясь своим положением, не желают делиться с теми, кто, собственно, и снабжает их сырьем - зерном, молоком и мясом. Хотя, как считает глава Кожевниковского района, вполне реально применить более справедливую схему: не менее 50 процентов от стоимости того же молока возвращаются к животноводам, 35 - получает переработчик, 12 - торговля, а 3 процента - банк, через который идут все взаиморасчеты и платежи. Пока же цены крестьянам диктуют пищевые предприятия и те, кто их продукцию продает. Даже депутатское лобби не помогает. Удалось Александру Михайловичу и его коллеге - депутату областной Думы Сергеенко, убедить исполнительную власть в необходимости увеличить селянам дотацию на молоко с 70 копеек до 1 рубля 30 копеек. Реакция переработчиков была мгновенной - на эту сумму они срезают закупочную цену.
Чего же сами не займетесь на селе и переработкой, и продажей? Конечно, можно. Но, согласитесь, это очень напоминает китайский опыт, когда во времена культурной революции кустарные домны появились чуть не в каждом дворе. Хотя, развивая частное подворье, в районе сегодня пытаются частично решить проблему занятости населения: закупать у населения молоко, поддерживать тех, кто разводит скотину на личном подворье. На последние цели, например, только из земельного оборота АОЗТ «Кожевниковское» под сенокосные луга для населения изъяли 219 гектаров. Так же поступили с землями и в других хозяйствах.
В итоге из 1800 тонн молока, закупленного у населения всей области в прошлом году, оборотистым кожевниковцам удалось реализовать 1380 тонн. Вот тут как раз и стоит вновь вспомнить о знаменитом крестьянском трудолюбии. И, слава богу, не только на частном подворье. Прошлый год вообще был удачным для района: Кожевниковский - один из четырех, не только не уронил плановую планку по производству молока, но и увеличил его. Хорош был и урожай зерновых - впервые собрано 142 тысячи тонн (в отдельных хозяйствах - по 31-32 центнера с гектара). Несмотря на то, что количество техники в районе, начиная с 1990 года, сократилось раза в три. Да и уборку проводили исключительно своими силами (хотя в сельхозпроизводстве теперь работает людей вдвое меньше), не привлекая, как раньше, многочисленную армию «доцентов с кандидатами».
Сетовать на неправильную правительственную политику на селе можно долго. Так ведь охи и вздохи ни в карман не положишь, ни на стол не подашь. Поэтому в Кожевниковском районе идет постоянный поиск резервов.
- Мы сегодня в районе сумели сократить потребление электроэнергии почти в три раза, - продолжает Александр Михайлович. - Скрупулезно считаем каждый литр горюче-смазочных материалов.
Тем более обидно, что это затягивание затратных «поясов» везде и во всем (не говоря уже каком-то развитии), помогает ну разве что выживать. И снова все упирается в уже упомянутые закупочные цены.
В 2000 году килограмм зерна кожевниковцы продавали в среднем по 2 рубля 70 копеек. А в 2001 году эта цифра скатилась до 1 рубля 40 копеек. Получается, словно и с полей вывозить, и сушить зерно селянам ничего не стоило. Хотя и электричество, и горючее дорожали и не раз.
Для наглядности скажем, что если в 1990 году один трактор «стоил» восемь быков, то в прошлом - аж 140!
Не случайно Емельянов сегодня без всяких натяжек говорит об очередном кризисе в сельхозпроизводстве. И ведь он прав. Без оборотных средств не заготовить хозяйствам корма, не подготовиться к уборке очередного урожая. Вот и подошли мы к российскому извечному, но логичному, вопросу: что делать? По-рыночному жестко на него в общем-то нетрудно ответить. Сельхозпредприятия сбрасывают со своего баланса абсолютно всю социальную сферу, сокращают затраты и, одновременно, трети на две сокращают численность работников. Увеличивая, конечно, производительность труда. Но это в сегодняшних условиях без создания новых рабочих мест, без четкой областной программы занятости вряд ли возможно.
- Зато я вижу реальную возможность возродить, расширить, развивать сельхозпроизводство, - подводит итог Александр Емельянов, - в организации вертикально-интегрированных агропромышленных холдингов. Сама структура которых устанавливает вполне приемлемые правила игры: переработчик становится прямо заинтересован в стабильной работе производителя сырья, то есть сельхозпродукции. Смена формы собственности, снижение себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции, поиск новых походов и технологий поможет убыточным хозяйствам выйти из бесконечного кризиса.
В вертикально-интегрированной схеме инвестор, он же эффективный собственник, не только видит коммерческий интерес, но он и отвечает имуществом за судьбу и работу всех подразделений. Это один перспективный путь, по которому сегодня движется район. Другой - объединение слабых хозяйств с сильными. Например, одно из погибавших хозяйств Кожевниковского района теперь в составе фирмы «Томь», которую возглавляет Рашид Измайлович Аминов. Другое - в составе АОЗТ «Заварзинское», которым руководит Василий Петрович Журавлев, ну и конечно же самое крупное в районе (да и в области) АОЗТ «Зайцевское» с директором Осиповым Леонидом Васильевичем, которое объединяет еще и АОЗТ «Ювалинское» и К.П. «Труд».
То есть, то движение к реальным рыночным отношениям на селе, которое кожевниковская администрация начала еще три года назад, сегодня уже дает свои плоды. Не случайно, например, в Томском районе банкротства, в том или ином виде, не избежать большинству хозяйств, а в Кожевниковском только три (из 17) нуждаются в этой суровой реорганизации. Ну а если к правилам игры, которые сегодня, пусть и не всегда легко, устанавливаются между сельхозпроизводителями и переработчиками, добавить еще и более реальные, более щадящие схемы взаиморасчетов с поставщиками горючего, как, например, в той же Новосибирской области? Тогда уже можно будет говорить и о развитии, и о повышении зарплаты, что, конечно, сделает сельский труд более привлекательным.
Сергей ПЫЛЬЦЕВ, Кожевниковский район Томской области
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ