- 1024px
- 1280px
«Таможенные досмотры» в СТУ
С начала года в Сибирском таможенном управлении (СТУ) побывало несколько комиссий Государственного таможенного комитета (ГТК) России. Последняя группа проверяющих из контрольно-ревизионного управления ГТК РФ отъехала в конце прошлой недели
Однако попытка ряда СМИ представить этот факт в виде какого-то «недовольства Москвы» работой СТУ, мягко говоря, не соответствует действительности: обе проверки - плановые и связаны с начавшейся 1 июля оптимизацией таможенных структур.
Тем более вызывают недоумение статьи, где говорится о «сибирском скандале» между СТУ и другими силовыми структурами. На самом деле никаких противоречий между силовиками нет. Скорее, наоборот. Например, существует регулярно созываемое Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Сибирского федерального округа, на котором решаются все вопросы взаимодействия между СТУ, ГУВД и ФСБ. О результатах можно судить, например, по операции в Толмачево, когда в результате совместных действий Сибирской оперативной таможни, Толмачевской таможни и ФСБ был задержан контрабандный груз, якобы принадлежащий фирме «Нормандия».
Кроме того, между отдельными силовыми структурами существуют собственные планы по взаимодействию и обмену информацией. Так, в начале июня текущего года в г. Исилькуле (на границе с Казахстаном) прошло совместное заседание коллегий Юго-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы России и СТУ. На нем было отмечено, что проведение совместных совещаний и оперативно-розыскных мероприятий позволило повысить результативность деятельности по недопущению ввоза в РФ оружия, средств для осуществления диверсий, контрабандных товаров и грузов.
В Москве работой сибирских таможенников довольны. Еще бы, по итогам 2001 года СТУ перечислило в федеральный бюджет свыше 18 млрд 706 млн рублей. А созданная сравнительно недавно Сибирская оперативная таможня (СОТ) во главе с полковником таможенной службы Александром Кирейцевым успела провести более трех тысяч спецопераций, в ходе которых изъято незаконно ввезенных товаров на сумму в 160 млн рублей, наложено штрафных санкций в размере 18 млн руб. и выведено из незаконного оборота свыше 31 тонны наркотических и сильнодействующих ядовитых веществ.
Таким образом, у сибирских таможенников есть все основания «показать товар лицом» любого рода комиссиям. А что касается недостатков, они, во-первых, отсутствуют только у тех, кто не работает, а во-вторых, сотрудники СТУ их ни от кого не скрывают, а потому о причинах недоработок знают все вышестоящие таможенные органы.
Объясняются «негативы» целым рядом не зависящих от рядовых сотрудников СТУ причин. Главной из них является огромная, в 7174 км, протяженность таможенной границы в СФО, треть из которой (2700 км) приходится на самый неприкрытый пограничной службой Российско-казахстанский участок. Именно через него идет основной поток контрабанды товаров народного потребления из Китая. Ясно, что четыремстам сотрудникам СТУ, задействованным непосредственно на автомобильных, железнодорожных и речном пунктах пропуска на этом участке, физически невозможно перекрыть здесь таможенную границу.
Особые проблемы связаны у СТУ с железной дорогой. В настоящее время на пяти созданных здесь таможенных постах в пунктах пропуска контроль и оформление грузов значительно ограничены, так как техника для погрузочно-разгрузочных работ большегрузных контейнеров отсутствует. А это значит - затруднен и досмотр. Контроль на пассажирских поездах ведется выборочно. А на участке железной дороги Локоть-Третьяково, проходящей по территории РФ, но находящейся под юрисдикцией Республики Казахстан, такой таможенный контроль ведется ограниченным числом специалистов, в связи с отсутствием элементарных условий для работы. Эта проблема последний раз поднималась в апреле 2002 года на Координационном совещании в г. Рубцовске. В нем приняли участие представители властных и правоохранительных органов обеих стран, и, несмотря на разногласия по отдельным вопросам, разработали временные технологические схемы взаимодействия пограничников, таможенников и железнодорожников России и Казахстана. В СТУ надеются на то, что этот совместный документ положительно скажется на оперативной обстановке в районе участка железной дороги Локоть-Третьяково.
Как надеются они и на то, что после проведения контрольных проверок ГТК России сибирским таможенникам не только укажут на недостатки, но и помогут разрешить существующие проблемы. Если вы хотите облегчить процесс таможенного оформления, то в настоящее время в Москве и Московской области существуют специализированные организации, которые предоставляют различные услуги таможенного оформления, в том числе по декларированию импорта и экспорта.
Александр СЕКАЧЕВ, Александр МАЛИК
Источник: Креативное обозрение на idea.ru