Давать путевку в жизнь нужно надежно!

Понятие «инвалид» в наше время в общественном мнении стало нарицательным. И новое разъяснение - «человек с ограниченными возможностями» - не спасает положение, потому что у некоторых из нас оно вызывает жалость, у иных - презрение или равнодушие. Примерять же его к себе вряд ли кто будет. Однако беда может прийти неожиданно, подкрасться исподволь. Но жизнь есть жизнь, и каждому хочется найти достойное место в этом мире. К сожалению, мировоззрение общества таково, что люди, имеющие какие-то отклонения, обделены должным вниманием и заботой. Реальность же требует иного отношения к этой особой категории людей и прежде всего к детям. Это не люди «второго сорта», не выброшенные из жизни изгои, а те, кто нуждается в действительной помощи и государства, и общества
Известно, что в старину на Руси людей со странностями в восприятии мира, в поведении считали особо отмеченными Богом, называли блаженными. К сожалению, сегодня многое изменилось.
Статистика гласит, что в России педагогов, имеющих специальное образование для работы с «особыми» детьми катастрофически не хватает. В целом по стране образовательная система обеспечена ими только на восемь процентов. А ведь личность человека формируется именно в детстве. По утверждению все тех же специалистов, чем раньше начнет работать с «особым» ребенком педагог-дефектолог, тем больше шансов на то, что он вырастет полноценной личностью, не будет чувствовать себя ущербным и найдет свое место в жизни.
Но если специалистов не хватает, то это уже катастрофа. В России подготовкой педагогов-дефектологов, специальных психологов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов занимаются в основном вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В зоне Сибири и Дальнего Востока до недавних пор не было ни одного вуза, который мог бы предложить обучение любой из специальностей для работы с «особыми» детьми. Только некоторыми из них можно было овладеть в Уральском, Иркутском или Красноярском институтах. Потребность же в специалистах до сих пор велика.
Пять лет назад в Томске открылся филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, где готовят педагогов-дефектологов по всем специализациям. Примечательно, что преподают здесь и томские, и московские специалисты. С этого года приглашены преподаватели из Санкт-Петербурга, Троицка и Новосибирска. А эти города, как известно, всегда славились своей сильной научной базой. Следовательно, уровень преподавания в МГОПУ очень высок. Этот факт отмечают и сегодняшние студенты, и выпускники МГОПУ.
По словам директора филиала Татьяны Владимировны Сорочинской, принцип преподавания, которого придерживаются ее коллеги, можно определить как стержневой. Студентам дают основу, стержень, вокруг которого постепенно «нарастают» подробности и нюансы будущей профессии.
- Мы осознанно придерживаемся такого принципа образования, - говорит Татьяна Владимировна, - можно давать студентам массу теоретических знаний, но если не будет системы, основы, то очень скоро вся теория забудется. Мы предпочитаем не распыляться по мелочам, а учить главному. Человек мыслящий многое сможет сам. А мы ему в этом поможем.
Важно заметить, что учеба в МГОПУ предполагает много практических занятий с детьми. Филиал тесно сотрудничает с томскими специализированными школами, садами и интернатами, где студентов МГОПУ всегда рады видеть. Интересно, что многие студенты томского филиала МГОПУ вообще далеко уже не первый год работают педагогами-дефектологами. А учиться они пошли потому, что вовремя поняли: работать с «особыми» детьми, имея лишь педагогическое образование, практически невозможно. Это все равно, как если вдруг медсестра возьмется делать вам операцию на сердце.
Понимая всю необходимость и востребованность профессии, которую дает вуз, в прошлом году сотрудники филиала начали выездное обучение в Кемерове. Прошел всего год учебы, а студентов, многие из которых работают в специализированных учреждениях, их сослуживцы уже не узнают. «В своем профессионализме они растут на глазах», - говорят о них коллеги. И это радует.
Заместитель директора томского филиала МГОПУ Татьяна Геннадьевна Шульга, курирующая выездную учебу в Кемерове, говорит: «У нас, к сожалению, к счастью ли, спецучреждений для детей, имеющих отклонения в развитии, детей-сирот или лишившихся попечения родителей, немало, может быть, даже больше, чем в Томске. Проблемы детства: беспризорничество, инвалидность, плохое состояние здоровья, вопросы воспитания и обучения, в том числе и «особых» детей, - всегда в центре внимания в Кузбассе. И прежде всего губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева. Столько кадетских школ для детей-сирот или детей из малообеспеченных семей, как у нас в Кемерове, нет, наверное, ни в одном сибирском городе. Это же касается и программы работы с детьми-инвалидами. Наша задача - не просто научить их писать и считать, мы должны научить их жить. Сделать так, чтобы они нашли в этом мире свое место, имели профессию и чувствовали себя полноценными личностями. Для того чтобы добиться всего этого, надо быть специалистом в своем деле. К чему мы и стремимся. И, надо сказать, популярность обучения в МГОПУ в Кемерове очень высока, мы это видим по числу поданных уже на сегодняшний день заявлений».
И очные, и заочные формы обучения в университете платные. Но это уже наша неотвратимая реальность: бюджетных мест в российских вузах становится с каждым годом все меньше. Важен тот факт, что плата за обучение в МГОПУ просто божеская. Год учебы стоит восемь тысяч рублей.
Благодаря работе в Томске филиала МГОПУ в области за последние пять лет число педагогов, имеющих специальное образование для работы с детьми с отклонениями в развитии, возросло до 12 процентов. Сей факт отметили и в областном Управлении образования администрации Томской области. И эти дополнительные четыре процента, по сравнению с общероссийскими показателями, появились в Томске после начала работы в городе филиала Московского государственного открытого педагогического университета.
Стремясь сделать обучение наиболее эффективным, преподаватели томского филиала не только активно занимаются научно-практической деятельностью, но и активно участвуют в конференциях, проводимых для специалистов их профиля. Только за эту весну сотрудники филиала побывали на трех подобных конференциях. Первая из них была организована по инициативе самих сотрудников томского филиала МГОПУ в Томске. Прошла она в апреле, и обсуждались на ней самые широкие аспекты. Судите по названию: «Особый» ребенок в современном обществе. Теория и практика социализации».
Затем, в мае, они принимали участие в Международной научно-практической конференции в Новосибирске. А в конце июня - во Всероссийской конференции в Красноярске. На обеих последних конференциях обсуждались вопросы, касающиеся уже молодежи. Такие, как ее профессиональное образование и трудоустройство. В Новосибирском государственном техническом университете существует единственный в нашем регионе институт социальной реабилитации, где «особые» дети с нарушением слуха могут получить высшее образование. А в Красноярском торгово-экономическом институте есть группа, где учатся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. И там, и там обучение бесплатное. Больше вузов, работающих с детьми-инвалидами в нашем регионе нет.
По мнению Татьяны Сорочинской, кардинально изменить такое плачевное положение дел под силу только государству. Задача же филиала - выпустить как можно больше грамотных специалистов, умеющих и желающих работать с «особыми» детьми, способных дать им хорошую путевку в дальнейшую жизнь.
P.S. Документы для поступления в филиал МГОПУ сегодня можно подать в Томске, в Кемерове и в Новосибирске. Для учебы на очном отделении это можно сделать до 15 августа, на заочном - до 15 сентября. Одиннадцатиклассники при поступлении сдают экзамены по биологии, русскому языку и литературе и по истории. Учатся они пять лет. Лица, имеющие среднее специальное или высшее образования, пишут диктант и проходят собеседование по специальности. Учатся они соответственно четыре и три года. Дополнительную информацию о филиале МГОПУ можно получить по телефону в Томске: (8-382-2) 410-543, в Новосибирске: (8-383-2) 198-000, в Кемерове: (8-384-2) 612-582.
Лицензия МО РФ № 16Г393 от 10 июня 1999 года.
Юлия СТУДЕННИКОВА, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ