Сегодняшний выпуск страницы «Здоровье» посвящен вопросам реформирования здравоохранения и совершенствования бесплатной медицинской помощи в Новосибирской области и Новосибирске. На вопросы корреспондента «» отвечают генеральный директор областного фонда обязательного медицинского страхования, депутат Новосибирского облсовета Константин Асеев и заместитель мэра города Новосибирска, директор департамента по социальной политике мэрии Тамара Шароглазова - Константин Юрьевич, как вы оцениваете работу фонда во взаимодействии с органами управления здравоохранением по реформированию системы медицинской помощи населению? - В районах области и городе Новосибирске на сегодняшний день урегулированы практически все вопросы межбюджетных отношений, касающиеся финансирования здравоохранения и государственного заказа на оказание медицинской помощи. При этом следует отметить, что введение государственного заказа в Новосибирске и районах имеет свои специфические особенности. В районах области система здравоохранения достаточно локальна. Одна центральная больница (ЦРБ), одна поликлиника, ряд участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. И все эти учреждения по вертикали, как говорится, завязаны на главного врача района, он же главный врач ЦРБ. В Новосибирске же медицинские услуги представлены более широким спектром клиник разных форм государственной собственности. Здесь не только учреждения муниципального подчинения, но и железнодорожная, бассейновая больницы, лечебные подразделения Сибирских отделений Российской академии наук и Академии медицинских наук и ряд других. А это различные уровни бюджетного финансирования и более сложные схемы управления им. В связи с этим постоянно возникали вопросы по государственному заказу для постоянных жителей города Новосибирска. Ведь многообразие возможностей, имеющееся у новосибирцев для реализации своего права на получение бесплатной медицинской помощи, естественно, создает определенные трудности в реализации госзаказа, который основывается на нормативах, утвержденных федеральными органами власти. И естественно, в связи с формированием госзаказа на медицинскую помощь в Новосибирске возникали разногласия между управлениями здравоохранения мэрии, обладминистрации и нашего фонда. Кстати говоря, некоторые депутаты горсовета, недостаточно разобравшись в самой сути государственной политики реформирования здравоохранения, почему-то считают, что областной центр пытаются как-то ущемить в этом вопросе, недодать средств на функционирование здравоохранения города. В конечном итоге подобные разногласия, разночтения неизбежны в любом деле реформирования. Всеми участниками этого процесса за последнее время проделана значительная работа. И мы смогли прийти к взаимопониманию. Необходимо напомнить, что бюджет областного ФОМСа на текущий год был принят облсоветом депутатов еще в ноябре 2001 года. То есть прошло уже пол года, что-то изменилось. Жизнь ведь не стоит на месте. И чтобы учесть изменившуюся ситуацию, ход реформирования системы государственных медучреждений в городе, мэрия и фонд пришли к необходимости подписания дополнительного соглашения, где определили сумму средств, необходимых городу для функционирования городских клиник в соответствии с федеральными нормативами. Мэр с выкладками специалистов согласился. И в соответствии с упомянутым соглашением мэрия увеличила объемы выплат бюджетных средств для медицинского обслуживания неработающего населения на текущий год на 30 млн рублей. Корень этих рабочих разногласий и состоял в вопросе численности неработающего населения и отсюда - в финансировании лечения этой категории людей, которое должно осуществляться из городского бюджета. В связи с этим мы попросили губернатора внести на сессию облсовета в третьем квартале вопрос об изменениях в формировании и исполнении бюджета ФОМС на текущий год. Это стало логическим завершением трудоемкой работы по приведению в соответствие с федеральными нормативами финансирования городского здравоохранения. Таким образом, к настоящему времени у нас с мэрией урегулированы практически все вопросы, связанные с введением и регулированием госзаказа. - В чем это конкретно выражается? - Только один пример. Буквально на днях на совместном заседании руководства здравоохранения мэрии, области и ФОМСа принято решение об увеличении суммы госзаказа ряду клиник Новосибирска. Фонд предполагает выделить на эти цели дополнительно около 16 млн рублей в текущем квартале. Это связано с тем, что итоги прошедшего периода года показали: некоторые городские клиники не выполнили свой госзаказ, а есть клиники, которые в силу своей специфики оказали бесплатной медицинской помощи населению значительно больше по объему, чем это предусмотрено их госзаказом. В частности, это первая и вторая городские больницы «скорой помощи». И естественно, таким клиникам необходимо выделять дополнительные средства. - Мы помним то недалекое время, когда больные, приходя на лечение в стационар, должны были нести с собой практически все: от лекарств до простыней. Как меняется ситуация? - Да, все мы помним 1999-й год, первый после дефолта. Сейчас ситуация в лечебных учреждениях Новосибирска и области коренным образом изменилась. - Вернемся к проблемам сельского здравоохранения. Как там работает реформа? - Там тоже есть своя специфика. Горожанин, живущий в Центральном районе, может выбирать, где ему получить медицинскую помощь, из нескольких медицинских учреждений. У него есть возможность планово госпитализироваться и в первую городскую клиническую, и в областную, и в железнодорожную больницу. Или даже обратиться в ЦБ СО РАН. Сельский житель такой свободы выбора себе позволить не может. Именно поэтому необходимо укреплять сельское здравоохранение, заниматься реконструкцией и модернизацией центральных районных больниц, повышать качество и увеличивать виды предоставляемой ими медицинской помощи. То есть нашим центральным районным больницам надо выдерживать современный стандарт и дать им возможность оказывать весь комплекс мероприятий, связанных с лечением типичных заболеваний. И только в тяжелых, осложненных случаях, естественно, экстренная или плановая госпитализация пациентов в областную больницу. В этом специфика сельского здравоохранения. И поэтому важно добиваться, чтобы все наши ЦРБ входили по своему уровню в первую или вторую категорию клиник. Собственно, на это и направлен проект реконструкции ряда ЦРБ области за счет кредита Всемирного банка. Это большое благо для наших сельских жителей. Что же касается госзаказа на оказание медицинской помощи в сельской местности, то здесь ситуация гораздо проще, чем в Новосибирске. Абсолютное большинство жителей любого сельского района получают медицинскую помощь в своей ЦРБ. Поэтому и госзаказ здесь подсчитать гораздо легче. В областном центре ситуация с госзаказом коренным образом отличается. Повторюсь, у новосибирца свобода выбора значительно больше. И это создает для организаторов здравоохранения в городе вполне понятные сложности с формированием госзаказа по городским клиникам. Но как показывает практика текущего года, при заинтересованном отношении к делу эти сложности вполне разрешимы. - Константин Юрьевич, вы уже неоднократно подчеркивали в своих выступлениях в СМИ: чем эффективнее на местах ведется работа по реформированию здравоохранения на основе госзаказа, тем больше возможностей для привлечения дополнительных средств в область через Федеральный ФОМС. Как сейчас в области складывается ситуация с предоставлением субвенций из центра? - Согласованные действия органов управления здравоохранением области, города и областного ФОМСа дают возможность привлечения значительных дополнительных внебюджетных средств от Федерального ФОМСа в виде субвенций. В 2001 году мы получили из Москвы на реализацию нашей территориальной программы медицинского обслуживания 82 млн рублей. В текущем году нам уже выделено 59 млн рублей. Думаю, что мы по итогам года сможем получить до 120 млн рублей субвенций. Это очень серьезная поддержка здравоохранению области. *** - Тамара Григорьевна, чем характерен нынешний год в совместной работе мэрии и ФОМСа? - Тем, что мы наши платежи ФОМСу привели в соответствие с действительно неработающим населением города. Средства на оказание бесплатной медицинской помощи этой категории горожан выделяются из городского бюджета. Почему еще так важно было в текущем году предметно разобраться в этих расходах? Как известно, бюджет здравоохранения города нынче увеличился почти вдвое в связи с ростом заработной платы медицинских работников. - Но ФОМС это увеличение в своем бюджете тоже предусмотрел. - Безусловно. Но разночтения по численности неработающего населения в Новосибирске были. Губернатор своим решением откорректировал наши платежи. А мы с ФОМСом в течение января-февраля в соответствии с поручением сессии областного Совета вели подготовку нашего дополнительного соглашения по этому вопросу. 28 февраля такое соглашение о порядке взаимодействия мэрии и областного ФОМСа было подписано. Мы пришли к достижению единой точки зрения по вопросу наших расчетов с ФОМСом. В соответствии с этим соглашением наши ежемесячные платежи ФОМСу составляют 63 млн 148 тыс. рублей. Здесь же зафиксирован фонд оплаты труда медицинских работников города на уровне 75 млн 300 тыс. рублей, определены сроки платежей ФОМСу. Аналогичное соглашение принималось и в прошлом году. Это было вызвано некоторыми долгами, которые мэрия имела перед фондом. Но к 1 января текущего года мы смогли эти долги погасить. Нынешнее соглашение помогает более эффективно решать вопросы финансирования городского здравоохранения. - Кстати, а как складывается ситуация с выплатой зарплаты медикам? - Ситуация нормальная. Задержек в выплатах нет. Сейчас принято решение губернатором о выплате заработной платы бюджетникам дважды в месяц, как это было ранее. И мы над этим работаем. Хотелось бы, чтобы также четко регулировалось выделение средств городским медучреждениям из бюджета фонда на обновление медицинского и иного оборудования и федеральных субвенций, которые поступают фонду. - Но Федеральный фонд выделение субвенций ставит в прямую зависимость от темпов реализации реформы здравоохранения в регионах, от того, насколько оперативно решается вопрос приведения в соответствие с федеральными нормативами системы здравоохранения на местах. То есть от того, как реализуется принцип госзаказа. Как в городе решается этот вопрос? - Именно в этих целях и принята городская программа развития здравоохранения на 2001-2003 годы, ведется планомерная работа по приведению коечного фонда в соответствие с федеральными стандартами. В прошлом году мы сократили 500 коек. Эта работа продолжается. Но надо учитывать сложившуюся систему здравоохранения и медицинского обслуживания населения. И мы сторонники не резкого, а постепенного перехода на эти стандарты. Тем более, что по срокам, определенным правительством, эта работа должна быть завершена в 2005 году. - Реструктуризация системы здравоохранения ведет к высвобождению значительных финансовых ресурсов, которые направляются на повышение качества обслуживания пациентов. И наверное, эту работу нельзя затягивать. - Как раз эти обстоятельства и наши планы по реструктуризации городского здравоохранения мы согласовали с ФОМСом при подготовке соглашения, о котором я упоминала. - И на сколько в настоящее время город превышает федеральные стандарты по койкам на тысячу жителей? - Задача стоит не просто сокращать коечный фонд как таковой. А оплачивая стационарное лечение конкретного больного, приводить этот коечный фонд в соответствие с федеральными нормативами. В настоящее время наш городской коечный фонд превышает эти нормативы более, чем на тысячу коек. - Решение вопросов реструктуризации коечного фонда самым непосредственным образом связано с повышением эффективности и качества амбулаторно-поликлинического лечения. - Буквально на днях собиралась на свое очередное заседание рабочая группа, в которую входят главные врачи. Ее возглавляет главврач первой городской клинической больницы В. Ф. Коваленко. Именно эти вопросы она обсуждала к ближайшему заседанию президиума мэрии, на котором будет рассмотрен вопрос о совершенствовании системы амбулаторно-поликлинической службы. Наша задача так провести ее реорганизацию, чтобы если пациенты и заметили изменения, то только в том, что их стали лучше обслуживать. К сожалению, городские поликлиники разные и по техническому оснащению, и по кадровому потенциалу. Это сказывается на качестве обслуживания пациентов. А сегодня, если пациент, прикрепленный к менее оснащенной поликлинике, приходит в другую, более оснащенную, то ему говорят: вы не прикреплены к нам, платите за лечение. Это недопустимо. И наша задача сейчас отработать такой механизм, чтобы человек, состоящий на учете в одной поликлинике, мог воспользоваться всем потенциалом, имеющимся в других поликлиниках города. Кроме того, стоит задача разработать такие правила, которые бы безболезненно позволяли человеку воспользоваться правом выбора врача и поликлиники, в которой он хочет наблюдаться. Над этими вопросами и трудится рабочая группа, готовя предложения на президиум мэрии. Виктор ТИМАКОВ, «»Источник: Креативное обозрение на idea.ru